Бертье, Луи Александр
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Львович Бертье-Делагард ( 1842 , Севастополь — 14 февраля 1920 , Ялта) — российский археолог, историк, нумизмат , инженер-генерал-майор .
Выдающийся исследователь Крыма . Вице-президент и фактический руководитель Одесского общества истории и древностей (1899—1919), член Московского археологического общества , Одесского отделения Русского технического общества , член-корреспондент Императорской Археологической комиссии , Таврической учёной архивной комиссии .
Родился 26 октября ( 7 ноября ) 1842 года в Севастополе в семье морского офицера, контр-адмирала Льва Александровича Бертье-Делагарда и Веры Ивановны Бертье-Делагард (урожденной Колодеевой; 1826—1853), дочери титулярного советника.
Семье Бертье-Делагардов принадлежало несколько тысяч квадратных метров земли под Севастополем и близ Ялты.
В 1853 году был определён в , который во время Крымской войны был переведён в Москву. Из кадетского корпуса был переведён в Петербургское Константиновское военное училище , которое окончил с отличием в 1860 году и был выпущен поручиком в 53-й Волынский пехотный полк ; в течение двух лет служил в Одессе. Затем вновь учился и в 1864 году окончил Военно-инженерную академию . Был назначен на службу в Херсон, где по нелепой случайности из-за неосторожности товарища лишился глаза во время учений. Стал служить инспектором в Херсонском земстве.
В автобиографии он вспоминал, что его случайное знакомство с вице-президентом Одесского общества истории и древностей Николаем Никифоровичем Мурзакевичем оказало огромное влияние на его дальнейшую судьбу: «Увлечённый им, я своими руками разобрал, очистил и исправил в 1873 г. безвестно брошенную могилу Потёмкина, переложив его кости. Это и было начальной точкой увлечения моего археологией и историей».
Долгое время занимался военно-гражданским строительством. В 1874 году его перевели на службу инженером в Севастополь. Здесь он спроектировал и руководил работами по строительству водопровода, занимался планировкой города, спроектировал и руководил строительством Приморского бульвара и судостроительного адмиралтейства. В течение 1870—1880-х годов строил порты в Ялте , Феодосии , Одессе , Ростове , алуштинский и ялтинский водопроводы, железную дорогу на Феодосию. По роду деятельности он постоянно сталкивался с остатками древностей и самостоятельно производил археологические раскопки, описывал и зарисовывал находки.
В 1887 году вышел в отставку в чине инженер-генерал-майора и занялся научной деятельностью. Объектом его интересов стали история, археология, нумизматика Крыма . Исследовал архитектуру средневекового Крыма ( Бахчисарай , Солхат ), пещерные города, монетное дело. Участвовал в раскопках Херсонеса, исследовал некрополь Феодосии, святилище римского времени близ Ялты, Суук-Су и др. Одним из первых привлёк весовые данные для изучения монетных систем. Собрал несколько богатейших коллекций:
В 1891 году выдвигался на место городского головы Севастополя, но отказался из-за большой занятости в Крымском горном клубе; в 1891—1894 годах он был товарищем председателя Крымского горного клуба, а в 1899—1913 годах — председатель правления клуба. Болезнь родственников вынудила его обосноваться в Ялте , где 21 июня 1894 года он приобрёл земельный участок и построил дом по своему проекту (ул. Аутская, ныне — ул. Кирова , 15). Здесь он развёл уникальный сад, который состоял из редких и ценных древесных и кустарных растений.
На свои средства он привел в порядок генуэзские крепости в Алуште, Балаклаве, Судаке и Феодосии. В 1900 году им была исследована Инкерманская крепость. С 1910 года состоял членом Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы.
Из движимого имущества А.Л.Бертье-Делагарда наибольшую ценность представляли библиотека, личный архив и коллекция древностей. На пополнение их он расходовал значительные средства, поступавшие от его предпринимательской деятельности. В библиотеке, насчитывавшей около 5000 томов, содержалось почти все, что издавалось о Крыме, начиная со старинных редких изданий и заканчивая современными. В личном архиве были биографические материалы, документы о строительстве различных объектов в Одессе, Ростове-на-Дону, Севастополе, Феодосии, Херсоне, Ялте, рукописи опубликованных и неопубликованных работ по археологии, истории, нумизматике, планы и чертежи «пещерных городов» и средневековых укреплений юго-западного Крыма, фотографии архитектурных и археологических памятников, быта мариупольских греков и крымских татар, научная переписка.
Коллекция делилась на три части. Первая – нумизматическая: примерно 200 боспорских и херсонских монет. Во вторую вошли ювелирные изделия античной, готской и византийской культур. Третья состояла из предметов крымскотатарской старины. Делом всей жизни Бертье-Делагард считал создание в Ялте Музея древностей, для которого он готов был передать огромное количество экспонатов.
«15 декабря 1919 года он составил свое последнее духовное завещание, в котором распорядился всем принадлежавшим ему имуществом. Копия завещания находится в протоколе заседания Симферопольского окружного суда по 1-му гражданскому отделению от 12 мая 1920 года. Севастопольское владение и личные вещи А.Л.Бертье-Делагард завещал племяннику А.И.Разумихину. Дачу в Ялте, по ул. Аутской, 15, состоявшую из двухэтажного каменного дома, флигеля и пристроек, наследовали в равных долях родная сестра С.А.Белявская, по первому мужу Разумихина, и дальняя родственница А.К.Баранецкая. Отдел библиотеки под названием «Таврида», книги по истории, археологии, нумизматике, географии должны были поступить в Исторический музей в Москве, а литература по естествознанию, математике, технике, садоводству – в Таврическую губернскую земскую управу. Дублеты книг предполагалось передать Таврической ученой архивной комиссии. Материальные затруднения заставили А. Л. Бертье-Делагарда расстаться со своим уникальным собранием древностей. В завещании он с горечью констатировал: «...ценность денежной единицы стала крайне не определенна… самое жизненное существование моё и всех вокруг меня живущих ныне требует столь страшных расходов, что моих обычно малых доходов далеко недостаточно и приходится отчуждать разного рода имущество, чтобы не умереть с голоду... Собирал разные старые и древние вещи и предметы, монеты, имея в виду оставить их после себя общественному музею, но общее разрушение вынуждает для существования мне и моим близким продавать всяческое имущество...» .
Сестра Александра Львовича — Софья Львовна Разумихина, чтобы иметь возможность кормить семью, передала скифское золото во Францию, а затем состоялась сделка с англичанами. Скифское золото было продано всего за полторы тысячи фунтов стерлингов.
С 2008 года сокровища Делагарда находятся в Британском Музее в Лондоне и представлены на сайтах Музея.
После установления власти большевиков в Крыму в ноябре 1920 года ялтинская дача А.Л.Бертье-Делагарда перешла в ведение городского отдела коммунального хозяйства.
Его оставшиеся наследники – семья сестры – получили в пользование в этом доме одну комнату. В 1924 году библиотека по крымоведению была перевезена в Центральный музей Тавриды. Туда же поступила часть архива, связанная с научными изысканиями А.Л.Бертье-Делагарда. Остальные материалы, главным образом проектно-строительную документацию, в 1930 году принял на хранение Исторический архив Крымской АССР.
Скончался А.Л.Бертье-Делагард 14 февраля 1920 года вследствие закупорки мозговых сосудов . Похоронен на кладбище в Аутке, вблизи Ялты. Кладбище не сохранилось, не сохранилась и могила.
Активно участвовал в научных обществах и был членом:
Руководил рядом общественных организаций: вице-президент Одесского общества истории и древностей (ООИД;1889—1919), Председатель Ялтинского отделения Крымского горного клуба (1894—1919), председатель Ялтинского технологического клуба .