Зарина, Екатерина Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Екатери́на Ива́новна Голо́вкина , урожденная княжна Ромодановская ( 22 ноября ( 3 декабря ) 1702 — 20 ( 31 ) мая 1791 ) — последняя представительница рода Ромодановских , двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны , статс-дама .
Дочь Ивана Фёдоровича Ромодановского (сына князя-кесаря ) и Анастасии Фёдоровны Салтыковой (сестры царицы Прасковьи ) родилась в Москве 22 ноября ( 3 декабря ) 1702 года.
В 1722 году, 8 апреля, была выдана замуж за Михаила Гавриловича Головкина , старшего сына петровского канцлера. В 1730 году, перед самой коронацией императрицы Анны, была пожалована в статс-дамы , и носила её портрет.
После ноябрьского переворота , приведшего к власти Елизавету Петровну , Головкин как лицо, особо приближённое к свергнутой Анне Леопольдовне , был осуждён «за измену» на смерть. Смертная казнь была заменена конфискацией имущества и вечной ссылкой в Сибирь в село Германг .
Екатерина Ивановна признана непричастной к преступлениям мужа, ей сохранялось звание статс-дамы и право жить, где она пожелает. На это Головкина отвечала: «Я любила своего мужа в счастье, люблю его и в несчастье и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно» . У неё также были изъяты богатейшие поместья, включавшие среди прочего торговое село Кимры и усадьбу Константиновское .
Два года супруги и сопровождающие их солдаты добирались до места ссылки. Михаил Гаврилович и Екатерина Ивановна прожили в Сибири 14 лет. После смерти мужа в 1754 году Головкина ещё год находилась в ссылке. Ей было позволено вернуться в Москву, куда она перевезла и прах мужа.
Ф. Г. Головкин утверждает, что забытую графиню два года искали по всей Сибири, прежде чем вернуть в «первопрестольную», где она заняла родовые палаты Ромодановских . Видя её бедность, Екатерина II пожаловала статс-даме пенсию в 4000 рублей и сверх того 4000 душ крестьян.
Ослепнув «от пролитых в ссылке слёз», Екатерина Ивановна переселилась в Георгиевский монастырь , занималась благотворительностью. «Они жила с величавой простотой древних бояр и принимала во всякое время всех, кто желал её видеть; и все шли к ней, как на поклонение национальной святыне», — свидетельствует Фёдор Головкин . В то же время отец Павла Карабанова вспоминал, что старуха внушала отвращение тем, что у неё изо рта текли слюни, а нос она себе набивала табаком .
Умерла на 89-м году жизни 20 ( 31 ) мая 1791 года. Была похоронена по одним сведениям в Георгиевском , по другим — в Спасо-Андрониковском монастыре .