Волчий дождь
- 1 year ago
- 0
- 0
Во́лчий грот ( Борю́-Теши́к ; укр. Вовчий грот, Борю-Тешік , крымскотат. Börü Teşik, Борю Тешик , с кртат. «волчья дыра») — грот, расположенный на обрывистом склоне куэсты Внутренней гряды Крымских гор близ села Мазанка Симферопольского района Крыма . Памятник природы с 1972 года. Находится в 12 км от Симферополя , справа от шоссе Симферополь-Белогорск. Примечателен тем, что в гроте была найдена стоянка древнего человека эпохи мустье , первая из обнаруженных на территории Российской империи .
Расположен на известковом скалистом правом склоне долины реки Бештерек . В настоящее время на реке непосредственно под памятником сооружено небольшое водохранилище. Грот имеет высоту до 5 метров, ширина грота около 11 метров, длина — около 15 метров. Непосредственно выемка грота открывается в направлении запад-северо-запад, но с учётом общей формы склона он в основном прикрыт от северных ветров. Отложения сформированы обвалами материала с потолка и стен навеса.
Как археологический объект открыт в 1880 году пионером археологии каменного века в Крыму К. С. Мережковским , братом писателя Д. С. Мережковского , были проведены археологические разведки. « Невзирая на то, что раскопки стоят достаточно дорого, их надо непременно осуществлять; я убеждён, что результаты, бесспорно, вознаградят за весь труд и расходы с этой деятельностью » .
Позже в 1924, 1937, 1939—1940 годы экспедициями под руководством Г. А. Бонч-Осмоловского , Н. Л. Эрнста , О. Н. Бадера был проведён целый ряд исследований грота и его окрестностей, найдены культурные слои, в том числе остатки костров и раздробленные кости животных. Обширная скалистая впадина перед входом в грот, заполненная культурными отложениями мощностью до 1.75 метра и включающая как образцы кремнёвой индустрии, так и костные остатки .
Был найден также засыпанный камнями вход в другой, ранее не видимый грот (в ходе раскопок оказавшийся нишей). Благоприятные условия расположения последнего, хорошо защищённого от ветров, обращённого входом к югу, с наличием аналогичного палеолитического слоя на площадке, обосновывали предположение О. Н. Бадера о присутствии в полости культурных остатков мустьерского времени . Это было подтверждено в процессе дальнейших раскопок. Исследования на площадке перед Волчьим гротом, позволили считать комплекс уже не только первым мустьерским памятником на территории СССР, но и крупнейшим мустьерским местонахождением на территории СССР открытым к тому времени. В 60-е годы XX века подведение итогов археологического исследования стоянки было проведено Н. О. Бадером , сыном О. Н. Бадера .
Комплексный анализ кремнёвой индустрии и остеологических остатков стали основанием отнесения памятника к микокской индустрии , переходной между поздне-ашельской и мустьерской (около 130-70 тысяч лет до н. э.). Среди первобытных стоянок Крыма, хронологически и культурно подобных Волчьему гроту, О. Н. Бадером были названы Чокурча , Аджи-Коба I (на основании данных Г. А. Бонч-Осмоловского) и верхний слой грота Киик-Коба . В дальнейшем, разрабатывая периодизацию крымского мустье, к поздним мустьерским стоянкам Крыма О. Н. Бадер отнёс Шайтан-Кобу и .
Основаниями указанной хронологической локализации явились следующие маркеры:
Установлена полная стратиграфия памятника. На внутреннем участке, то есть в жилище, были выявлены скопления костей животных, преимущественно мамонта , особенно значительные в шестом слое, а также следы очагов в виде костного и древесного угля. Изучение основного мустьерского (седьмого) слоя позволило предположить наличие «мастерской» по обработке кремня, локализованной по скоплениям кремнёвых орудий и осколков. В верхнем слое, который О. Н. Бадер датировал поздним палеолитом , встречались единичные кремни. Наиболее богат находками был основной мустьерский слой. Особо выделяются артефакты из верхних «горизонтов» восьмого слоя, которые отличаются архаическим обликом и крупными размерами. Во всех трёх слоях памятника преобладающими оказались кости мамонта, сайги — в среднем слое, осла — в нижнем и верхнем слое, пещерной гиены — в верхнем .