Interested Article - Нимбарка-сампрадая
- 2020-01-25
- 1
Нимба́рка-сампрада́я ( санскр. निम्बार्क सम्प्रदाय ; IAST : Nimbārka Sampradāya ), также известна как Хамса-сампрадая , Кумара-сампрадая , Чатухсана-сампрадая или Санакади-сампрадая — одна из четырёх авторитетных философских школ ( сампрадай ) в вайшнавской традиции индуизма . Основоположником сампрадаи был вайшнавский кришнаитский святой и философ Нимбарка , по мнению учёных живший в XIII веке . Появление этой школы, также как и трёх других вайшнавских сампрадай, было предсказано в священных писаниях индуизма , в частности в « Падма-пуране ». Последователи нимбарка-сампрадаи считают, что основатель сампрадаи Нимбарка на самом деле жил не в Средние века , а в самом начале Кали-юги более 5000 лет назад.
История
Хамса
Среди 24 воплощений Верховной Личности Бога Кришны упоминается его аватара как священного лебедя Хамсы , описанию которой посвящена 13-я глава 11-й песни « Шримад-Бхагаватам ». Описывается, что Хамса явился в самый первый день Сатья-юги на девятый день прибывающей луны месяца картика , который на санскрите называется акшая-навами . Основной причиной появления данной аватары Кришны был вопрос четырёх Кумаров к своему отцу Брахме в отношении способа отречения от объектов чувственного удовлетворения. Не в состоянии ответить на вопрос своих сыновей, Брахма начал медитировать на Кришну и, какое-то время спустя, Господь Хари (Кришна) воплотился как лебедь Хамса .
То, что Кришна явился именно в форме лебедя объясняется тем, что лебедь обладает способностью из смеси воды и молока отделить и выпить одно молоко. Хамса дал наставления четырём Кумарам и их отцу Брахме , развеяв все их сомнения. Он также открыл четырём братьям особую Гопала-мантру, специально предназначенную для поклонения Кришне как пастушку Гопале . Гопала-мантра по нынешний день передаётся по цепи ученической преемственности парампаре в нимбарка-сампрадае. Затем Брахма дал детальное объяснение значения Гопала-мантры, которое содержится в « Гопала-тапани-упанишаде », входящей в состав « Яджур-веды ». Это положило начало нимбарка-сампрадае, последователи которой считают, что основной целью аватары Кришны как лебедя Хамсы было основание их философской школы и передача Гопала-мантры четырём Кумарам.
Кумары
Согласно индуистской традиции, Кумары : Санака, Санандана, Санатана и Санат Кумара, — это четыре сына Брахмы , появившиеся из его ума. Истории, связанные с ними, описываются как в Пуранах , так и в Ведах , где они упоминаются в « Чхандогья-упанишаде ». Они описываются как возвышенные йоги-аскеты, которые в детстве попросили у своего отца Брахмы благословение навсегда остаться маленькими детьми пятилетнего возраста, чтобы не стать жертвами сексуального желания. Хотя Брахма создал их в самом начале творения с целью помочь заселить вселенную, Кумары решили стать пожизненными монахами ( брахмачари ). После посвящения в Гопала-мантру, Кумары оставили свою медитацию на безличный Брахман , и осознали, что изначальным проявлением Абсолютной Истины и источником безличного Брахмана является Верховная Личность Бога Кришна . Получив милость Кришны и духовное посвящение в вайшнавской традиции, они начали проповедовать путь отречения. Во время посвящения в вайшнавизм , они также получили Шалаграм-шилу , известную как Шри Шарвешвара Бхагаван , которая, как утверждают вайшнавы из нимбарка-сампрадаи, начиная с тех времён и поныне передаётся от гуру к ученику в их парампаре .
Описание этой истории содержится в пуранической литературе индуизма. Например Кришна , в своей беседе с Уддхавой , описанной в 11-й песни « Шримад-Бхагаватам », говорит о том, что он передал это знание своим ученикам, — четырём Кумарам. А упоминание того, что Гопала-мантра, состоящая из 18-ти слогов (Klim Krishnaya Govindaya Gopijanavallabhaya Svaha), была передана Кришной четырём Кумарам можно встретить в «Вишну-ямале» :
Эта священная мантра из восемнадцати слогов сходит прямо с лотосных уст Господа Кришны ( Нараяны ), который передал её четырём Кумарам и их ученику Нараде .
Упоминание того, что младший брат Кумаров риши Нарада был их учеником содержится также и в « Чхандогья-упанишаде ».
Гопала-мантра это ведийская мантра, которая содержится в « Гопала-тапани-упанишаде » « Атхарва-веды ». Эту мантру дают в нимбарка-сампрадае при посвящении в ученики и сегодня.
Литературные труды Кумаров
Авторству Кумаров приписывается «Санат-кумара-самхита» , которая посвящена описанию поклонения Радхе и Кришне . Также их принято считать авторами «Санат-кумара-тантры» , которая является частью вайшнавских писаний Панчаратра . Истории, связанные с ними, а также их наставления, можно встретить во многих пуранических и ведийских писаниях индуизма . Именно из-за того, что изначальными основателями традиции нимбарка-сампрадаи принято считать четырёх Кумаров, школа Нимбарки также известна как кумара-сампрадая .
Нарада Муни
Затем, по цепи преемственности парампаре, четыре Кумара передали Гопала-мантру Нараде Муни, который, согласно пуранической литературе, был их младшим братом. Последовав примеру своих учителей, и против желания своего отца Брахмы, Нарада также принял обет пожизненного монашества и отказался исполнять роль праджапати , увеличивая население вселенной. Вместо этого он решил полностью посвятить себя служению ( бхакти ) Нараяне. Нарада получил божественное благословение в любой момент иметь возможность путешествовать в любой уголок материального творения и даже за его пределами, в духовные миры Вайкунтхи . Нарада получил духовное посвящение от своих старших братьев четырёх Кумаров. Философские беседы Нарады и Кумаров содержатся в « Чхандогья-упанишаде », которая является частью « Сама-веды », а также в « Нарада-пуране » и литературе Панчаратра . Нарада описывается во многих священных писаниях индуизма как проповедник пути бхакти , непрестанно путешествующий по всей вселенной и воспевающий имена Нараяны . Именно Нарада вдохновил Вьясу , на написание важнейшей из Пуран — « Бхагавата-пураны », которая также известна как «Шримад-Бхагаватам» и считается в индуизме, в особенности среди последователей бхакти , величайшей из Пуран и комментарием Вьясы к « Веданта-сутре », в котором он изложил основную суть всех Вед .
Нарада Муни и Нимбарка
Нарада Муни считается основным ачарьей всех четырёх авторитетных сампрадай в вайшнавизме . Вайшнавы принадлежащие к нимбарка-сампрадае полагают, что Нимбарка , которого в западной индологии принято считать основателем сампрадаи, жившим предположительно в XII веке , на самом деле жил более 5000 лет назад. Нимбарка родился несколько лет спустя после ухода Кришны и начала Кали-юги — в 3096 году до н. э. и жил в местечке Нимбаграма, недалеко от Говардхана во Врадже . Как-то раз Нарада пришёл навестить Нимбарку, и увидев его великую преданность в поклонении Кришне, Нарада дал Нимбарке духовное посвящение и при этом передал ему Гопала-мантру и философское учение югала-упасану , — в котором объяснялось любовное преданное служение божественной чете Радхе и Кришне в согласии с наставлениями четырёх Кумаров и сделанного ими толкования ведийского знания. Впервые на Земле кто-то получил возможность поклонения Радхе и Кришне вместе, до этого исключительным правом на это обладали только гопи Вриндавана . С целью передать Нимбарке основную суть бхакти , Нарада Муни также составил « Нарада-бхакти-сутру ». Хотя Нимбарка уже знал все Веды , Упанишады и остальные священные писания, совершенство всего знания он обрёл только в наставлениях Нарады Муни.
Югала маха-мантра
Основная мантра , которую повторяют вайшнавы Нимбарка-сампрадаи, также как и мантра « Харе Кришна », состоит из божественных имён: Радхи и Кришны :
Радхе Кришна Радхе Кришна Кришна Кришна Радхе Радхе
Радхе Шьям Радхе Шьям Шьям Шьям Радхе Радхе
Считается, что эта югала-махамантра (мадхурья-махамантра) была получена самим Валлабха-ачарьей (Валлабха Бхаттой) от самой Шримати Радхарани, но в её "скрытой" форме (как Гададхара Пандит). Валлабха Бхатта жил во времена Господа Чайтаньи и Его скрытых лил, когда Чайтанья воплотился в умонастроении Радхарани, а Гададхара пандит был самой Радхарани. Таким образом, парампара для передачи Радхе-Кришна/Радхе-Шьяма мадхурья-махамантры выглядит так: Гададхара (Радхарани) -> Валлабха-ачарья (Валлабха-Бхатта) -> Харивьяса Дэвачарья. Считается что именно Харивьяса Дэвачарья "впервые" ввёл Радхе-Кришна/Радхе-Шьяма мадхурья-махамантру в качестве основной югала-махамантры для этой вайшнавской сампрадаи. Однако не все приняли это нововведение. Хотя Харивьяса Дэвачарья был третьим ачарьей после Кешава Кашмири, и сам Кешава Кашмири признал Чайтанью Махапрабху Всевышним Господом, часть последователей нимбарка-сампрадаи повторяют другую мантру - "Шри Кришна Шаранам Мама", отвергая посвящение Валлабха-ачарьи у Гададхара Пандита (Радхарани) в Радхе-Кришна/Радхе-Шьяма мадхурья-мантру. Радхе Кришна Радхе Кришна Кришна Кришна Радхе Радхе Радхе Шьям Радхе Шьям Шьям Шьям Радхе Радхе считается мадхурья-формой Харе-Кришна махамантры. То, что Валлабха-ачарья получил посвящение у Гададхары Пандита (Радхарани) подтверждается в Чайтанья-Чаритамрите: "Там же Валлабха Бхатта испросил позволение у Господа Чайтаньи Махапрабху, и его желание получить посвящение у Гададхары Пандита исполнилось."
См. также
Примечания
-
sampradāyavihīnā ye mantrāste niṣphalā matāḥ
ataḥ kalau bhaviśyanti catvāraḥ sampradāyinaḥ
Śrī-brahmā-rudra-sanakā vaiṣṇavā kṣitipāvanāḥ
catvāraste kalau bhāvya hyutkale puruṣottamāt
rāmānujaṃ śrī svicakre madhvācaryaṃ caturmukhaḥ
śrīviṣṇusvāminaṃ rudro nimbādityaṃ catuḥsanāḥ - Badarayana, Bhagavata Purana , Kashiraj Publications, Reprint 2000
- Badarayana, Srimad Bhagavatam-Canto 11 , translated and commented upon by A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada, published by Bhaktivedanta Book Trust.
- ↑ Sri Govindadasa Santa, Sri Nimbarkacarya aur Sri Nimbarkacarya Pitha , published by Akhila Bharatiya Nimbarkacarya Tirtha, Salemabad, 1997
- etāvān yoga ādiṣṭo macchiṣyaiḥ sanakādibhiḥ Badarayana, Srimad-bhagavatam — 11th Canto , translated and commented upon by A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada and disciples, Published by Bhaktivedanta Book Trust, Juhu Mumbai.
-
Nārāyaṇamukhambhojānmantrastvaṣṭādaśākṣaraḥ
Āvirbhūtaḥ kumāraistu gṛhītvā nāradāya ca Sri Govindadasa Santa, Sri Nimbarka Sampradaya evam Sri Nimbarkacarya Pitha , Akhila Bharatiya Nimbarkacarya Pitha, Saemabad, Rajasthan, 1997. - Sri Sarvesvara, Sri Nimbarkacarya Aur Unka Sampraday , Akhila Bharatiya Nimbarkacarya Pitha, Salemabad, Rajasthan, India, 1972
- Guy L. Beck. (неопр.) // Alternative Krishnas: Regional and Vernacular Variations on a Hindu Deity. — 2005.
Литература
-
Beck, Guy L.
(2004), "Hare Krishna Mahamantra: Gaudiya Vaishnava Practice and the Hindu Tradition of Sacred Sound", in
Edwin F. Bryant
, Maria L. Ekstrand (ed.),
, New York:
Columbia University Press
, pp. 35–44,
ISBN
023112256X
{{ citation }}
: Неизвестный параметр|publication-year=
игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) ( ссылка ) от 29 ноября 2016 на Wayback Machine - Brooks, Charles R. (1989), , Princeton, NJ: Princeton University Press , ISBN 069100031X от 31 марта 2015 на Wayback Machine
- Klostermaier, Klaus K. (2007), (3rd ed.), Albany, NY: State University of New York Press , ISBN 0791470822 от 12 сентября 2018 на Wayback Machine
Ссылки
- (англ.)
- от 15 августа 2021 на Wayback Machine (англ.)
- 2020-01-25
- 1