Interested Article - Академический скептицизм
- 2021-09-16
- 1
Академический скептицизм – это скептический период Академии , начиная примерно с 266 года до нашей эры, когда Аркесилай стал схолархом , и примерно до 90 года до нашей эры, когда Антиох из Аскалона отверг скептицизм, хотя отдельные философы, такие как Фаворин и его учитель Плутарх , продолжали защищать скептицизм после этой даты. В отличие от другой существовавшей школы скептицизма, пирронистов , они утверждали, что познание вещей невозможно . Идеи или понятия никогда не бывают истинными; тем не менее, существуют степени правдоподобия и, следовательно, степени веры, которые позволяют действовать. Для школы были характерны нападки на стоиков , особенно на их догму о том, что убедительные впечатления ведут к истинному знанию . Самыми важными академиками были Аркесилай , Карнеад и Филон из Ларисы . Наиболее обширным древним источником сведений об академическом скептицизме является «Академика», написанная философом–академиком–скептиком Цицероном .
Обзор
Греческий философский скептицизм , как самостоятельное философское течение, начался с Пиррона из Элиды (около 360 года до нашей эры – около 270 года до нашей эры), его предшественниками были Ксенофан и Демокрит . Его последователи, пирронисты , указывали на проблему критерия: наши теории и наши чувственные впечатления неспособны точно отличить истину от лжи; поэтому мы должны приостановить суждение ( эпохе ) . Они были достаточно последовательны, чтобы распространить свое сомнение даже на свой собственный принцип сомнения, сделав свой скептицизм универсальным, избежав таким образом упрека в том, что он основан на новом догматизме . Результатом, которого можно было достичь, развивая такое состояние ума, была психическая невозмутимость ( атараксия ) .
Около 266 года до нашей эры Аркесилай стал главой Платоновской Академии . Он принял скептицизм в качестве центрального принципа платонизма , сделав платонизм почти таким же, как пирронизм . После Аркесилая академики отошли от пирронизма . Этот скептический период древнего платонизма, от Аркесилая до Филона из Ларисы , стал известен как новая Академия , хотя некоторые древние авторы добавили дополнительные подразделения, такие как средняя Академия . После смерти пиррониста Тимона из Флиунта Платоновская академия стала главным защитником скептицизма до середины первого века до нашей эры . Хотя ранний академический скептицизм частично находился под влиянием Пиррона , он становился все более и более догматичным, пока Энесидем в первом веке до нашей эры не порвал с академическими скептиками и не принял пирронизм, осудив Академию как « стоиков , борющихся против стоиков» .
Академики не сомневались в существовании истины ; они просто сомневались, что у людей есть возможности для её получения . Они основывали эту позицию на « Федоне » Платона , в котором Сократ рассуждает о том, что знание недоступно смертным .
В то время как целью пирронистов было достижение атараксии , после Аркесилая академики не считали атараксию главной целью. Академики сосредоточились на критике догм других философских школ, в частности догматизма стоиков . Они признавали некоторые остатки морального закона внутри, в лучшем случае, лишь правдоподобного руководства, обладание которым, однако, составляло реальное различие между мудрецом и глупцом . Какой бы незначительной ни казалась разница между позициями академиков и пирронистов, сравнение их жизней приводит к выводу, что академикам была свойственна практическая философская умеренность , в то время как цели пирронистов были скорее психологическими. Римский историк второго века Авл Геллий следующим образом описал различие между академическими скептиками и пирронистами:
... академики по меньшей мере понимают, что ничто не может быть воспринято, и полагают, что ни о чем нельзя вынести суждение. Пирроновцы же говорят, что даже это [высказывание] не может считаться истинным, ибо ничто не может быть таковым .
Аркесилай
Вплоть до Аркесилая Платоновская Академия принимала принцип нахождения общего единства во всех вещах, с помощью которого можно было бы найти принцип достоверности . Однако Аркесилай открыл новые горизонты, подвергнув критике саму возможность определенности. Сократ сказал: « Я знаю только одно: я ничего не знаю ». Но Аркесилай пошел дальше и отрицал возможность даже сократовского минимума уверенности: «Я не могу знать даже, знаю я или нет» .
Доктрины Аркесилая, которые могут быть собраны из трудов других людей , представляют собой атаку на стоический фантасиа каталептике (критерий) и основаны на скептицизме, который был скрыт в поздних трудах Платона . Аркесилай считал, что сила интеллектуальной убежденности не может считаться действительной, поскольку она в равной степени характерна для противоречивых убеждений. Неопределенность чувственных данных в равной степени применима и к выводам разума, и поэтому человек должен довольствоваться вероятностью, которой достаточно в качестве практического руководства. «Мы ничего не знаем, даже нашего невежества»; поэтому мудрый человек удовлетворится агностическим отношением .
Карнеад
Следующей стадией академического скептицизма был умеренный скептицизм Карнеада , который, по его словам, обязан своим существованием его оппозиции Хрисиппу .
В дополнение к стоической теории восприятия, фантасиа каталептике , с помощью которой они выражали убеждение в достоверности, возникающее из впечатлений настолько сильных, что их можно приравнять к науке, он предложил доктрину акаталепсии , которая отрицала любое необходимое соответствие между восприятиями и воспринимаемыми объектами . Все наши ощущения относительны и знакомят нас не с вещами, как они есть, а только с впечатлениями, которые вещи производят на нас. Опыт, по его словам, ясно показывает, что истинного впечатления не существует. Нет понятия, которое не могло бы нас обмануть; невозможно отличить ложные впечатления от истинных; поэтому следует отказаться от стоической фантасиа каталептике . Фантасиа каталептике («критерия») истины не существует. Карнеад также критиковал стоическую теологию и физику. В ответ на учение о конечной причине, о замысле в природе, он указал на те вещи, которые причиняют разрушение и опасность человеку, на зло , совершаемое людьми, наделенными разумом, на жалкое состояние человечества и на несчастья, которые обрушиваются на хорошего человека. Он пришел к выводу, что нет никаких доказательств в пользу учения о божественном руководящем провидении. Даже если бы во Вселенной существовала упорядоченная связь частей, это могло бы произойти вполне естественно. Невозможно выдвинуть никаких доказательств того, что этот мир является чем-то иным, кроме как продуктом природных сил .
Поскольку знание невозможно, мудрый человек должен практиковать эпохе (воздержание от суждения) . Он даже не будет уверен, что ни в чем не может быть уверен. Однако он спас себя от абсолютного скептицизма учением о правдоподобии, которое может служить практическим руководством в жизни . Идеи или представления никогда не бывают истинными, а только правдоподобными; тем не менее, существуют степени правдоподобия и, следовательно, степени веры, ведущие к действию. Согласно Карнеаду, впечатление может быть правдоподобным само по себе; правдоподобным и непротиворечивым (не отвлекаться на синхронные ощущения, но демонстрировать гармонию с ними) при сравнении с другими; правдоподобным, непротиворечивым и тщательно исследованным и подтвержденным. В первой степени присутствует сильное убеждение в правильности произведенного впечатления; вторая и третья степени производятся путем сравнения впечатления с другими, связанными с ним, и анализа самого впечатления . Карнеад не оставил письменных работ; его мнения, по-видимому, были систематизированы его учеником Клитомахом , чьи работы, в том числе работа « о приостановлении суждения », использовались Цицероном .
Филон из Ларисы
У Филона из Ларисы мы находим тенденцию не только примирять внутренние разногласия самой Академии, но и связывать ее с параллельными системами мысли . В целом его философия была реакцией против скептической или агностической позиции средней и новой академии в пользу догматизма Платона . Филон из Ларисы пытался показать, что Карнеад не был противником Платона, и что кажущийся антагонизм между платонизмом и стоицизмом объясняется тем, что они рассуждали с разных точек зрения. Из этого синкретизма возник эклектичный средний платонизм Антиоха из Аскалона , последний продукт академического развития .
Смотрите также
Примечания
- ↑ Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Scepticism» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 24 (11th ed.) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
- Секст Эмпирик , Pyrrhoniae Hypotyposes. I.33.232
- Секст Эмпирик, Pyrrhoniae Hypotyposes. I.33.225–231
- Thorsrud, Harald. . — Stocksfield [U.K.] : Acumen, 2009. — P. 120–121. — «Пирронизм, какую бы форму он ни принял после смерти Тимона в 230 году до нашей эры, был совершенно забыт, пока Энесидем не привлек к нему внимание общественности». — ISBN 978-1844654093 .
- , p. 45.
- , pp. 102–103.
- ↑ Smith, William , ed. (1870). "Arcesilaus". Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology
- Федон , от 14 мая 2021 на Wayback Machine
- Veres, Máté (2009). . Rhizai. A Journal for Ancient Philosophy and Science . 6 (1): 107.
- Gellius, Aulus. . — 3. Dr. — Paderborn : Schöningh, 2008. — ISBN 978-3140107143 .
- ↑ Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Academy, Greek» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 1 (11th ed.) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
- Cicero, Acad. i. 12, iv. 24; De Orat. iii. 18; Diogenes Laertius iv. 28; Sextus Empiricus, Adv. Math. vii. 150, Pyrrh. Hyp. i. 233
- ↑ Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Arcesilaus» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 2 (11th ed.) p. 342 из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
- ↑ Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Carneades» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 5 (11th ed.) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
- Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Clitomachus» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 6 (11th ed.) p. 531 из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
- Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Philo of Larissa» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 21 (11th ed.) p. 413 из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
Литература
- Thorsrud, Harald. . — Routledge, 2014. — ISBN 978-1-317-49283-2 .
Ссылки
- Groarke, Leo. . In Zalta, Edward N. (ed.). Stanford Encyclopedia of Philosophy
- Harold Thorsrud. . Internet Encyclopedia of Philosophy
- 2021-09-16
- 1