Манон 70
- 1 year ago
- 0
- 0
Буддагуптанатха ( санскр. बुद्धगुप्तनाथ , ~ 1514 , Делийский султанат (?) — 1610 , Империя Великих Моголов (?)) — индийский буддийский тантрический наставник, махасиддха , путешественник; учитель Таранатхи .
В течение первых тридцати лет жизни Гуптанатха принадлежал к линии натхешвари шиваистской традиции натхов . Согласно биографии, написанной его учеником Таранатхой с его слов, во время одного из своих многочисленных паломничеств, в Раджастхане , Гуптанатха имел видение дакини Ваджрайогини , и это стало поворотным моментом в его обращении в буддизм Ваджраяны . Однако он не порвал с традицией натхов окончательно и, наряду с паломничествами к таким подобающим буддисту святыням, как Бодхгая или Сарнатх , посещал и специфически натховские места.
Помимо многочисленных паломничеств в индийской части Могольской империи , Буддагуптанатха пешком дошёл до Ирана , до Балха на севере Афганистана , Кашгара , Мултана , Кабула , Хорасана , Бадахшана и Могулистана . По морю он достиг юго-восточной Азии, в частности Явы , некоторых районов Бирмы , а также, вероятно, и Таиланда . Согласно биографии Таранатхи, он достиг даже Мадагаскара . В Индокитае и на Яве Буддагуптанатха вплотную познакомился с обычаями буддистов- тхеравадинов , а на Мадагаскаре — с португальскими католическими миссионерами. Он был и в легендарной стране Уддияне , которую локализовал не в долине Сват , а в афганском городе Газни . Таким образом, Буддагуптанатха интенсивно общался с приверженцами других религий, в частности ислама :
При посещении таких стран, как Мултан, Мачхела, Хорасан, Базасан, Куша, лежащих на севере от Индии, выяснилось, что в основном все они заселены монголами. Верхние монголы, так как являлись народом таджикского происхождения и веровали в магометанство, отнеслись ко мне вначале высокомерно. Но я продемонстрировал им колдовские действия, чем быстро привлёк их внимание.
— из автобиографии Буддагуптанатхи, записанной Таранатхой
В 1590 году , во время путешествия Буддагуптанатхи в Тибет , близ монастыря он встретился с семнадцатилетним монахом Кюнга Ньингпо и в течение нескольких месяцев преподавал ему тантризм , а также надиктовал автобиографию, сопровождаемую путевыми географическими и этнографическими заметками. Однако, не окончив обучение своего ученика, Буддагуптанатха вернулся в Индию. В автобиографии Таранатха объясняет это своим чрезмерным пристрастием к двойственному мышлению. Впоследствии, когда двое других учеников Буддагуптанатхи, Нирванашрипада и Пурнаваджрапада, появились в Тибете по прошествии нескольких лет после его отбытия, и Таранатха попросил их дополнить наставления учителя, они спешно покинули место .
После того, как имя Таранатхи под титулом Джебдзун-Дамба-хутухта закрепилось в рамках школы гелуг как чрезвычайно авторитетная линия тулку , почитаем стал и его учитель, то есть Буддагуптанатха. Известно, что учитель Богдо-гэгэна VIII , считавшийся воплощением Гуптанатхи, выступал посредником между монгольским первоиерархом и бароном Унгерном во время подготовки штурма Урги в 1921 году .