Колмен (Техас)
- 1 year ago
- 0
- 0
Авьякта (санскр. avyakta अव्यक्त — «непроявленный», «невидимый», «лишенный формы» и т.д ); термин в индуизме , означающий изначальную природу в ее непроявленной или неопределенной форме. Это слово обычно используется для обозначения " пракрити " из-за тонкости своей природы, а также для обозначения Брахмана , который является тончайшим из всех, и который в силу тонкости - есть высшая основа, источник и «прибежище» ( ашрайя ) Пракрити . Авьякта как категория наряду с Махат (верховный разум) и Пурушей играет важную роль в более поздней философии самкхьи ; термин авьякта противополож е н « вьякта» ( санскр. vyakta, «проявленный», «видимый», «осязаемый» ).
Чарака дает шесть элементов или дхату , добавляя четану к пяти элементам «земля», «вода», «огонь», «воздух» и «пространство». Четана отождествляется с пурушей и авьяктой - часть пракрити , рассматриваемой как одна категория и называемой Параматманом (или Параматмой). Именно тогда, когда пуруша или четана связаны с телом чувств и умом, сознание может прийти к себе; сознание - это феномен совокупности души-разума-тела. Согласно Бхагавадгите (XIII, 1-2), викара или эволюционные продукты пракрити являются кшетрами (поле; живые организмы), а авьякта - часть пуруши или четаны , или Параматмана - кшетрагна (знающий поле, индивидуальное "Я", Высшее "Я") .
В соответствии со взглядом Сушруты на эволюционный процесс, приводимый в движение сознанием махан (интеллект) порождается из авьякты или мула-пракрити , а из махана рождается ахамкара (эго), обладающая теми же качествами, и из ахамкары рождаются двадцать четыре элемента, которые являются ахетаной (бессознательным) по своей природе, а двадцать пятый элемент - джива (пуруша или душа) .
Пайнгала-упанишада , расширяющая наставления Мандукья-упанишады , утверждает, что мула-пракрити (тело) оживляется благодаря соединению со свидетельствующим сознанием, которое является обусловленным Брахманом, и начинает развиваться. Его первая эволюция - это авьякта, которая в качестве субъекта имеет сознание Ишвары , оживляющего душу. Чистое сознание Брахмана спускается в Ишвару - «я» с а вьяктой в качестве тела или становится им. Таким образом, на этой стадии эволюции авьякта является « причинным телом» .
Майя , ведантическая метаморфоза самкхья пракрити , называется авьякт ой, непроявленной, лишенной формы и т. д., потому что человек не может достичь ее осознания чувственным восприятием, и ее нельзя увидеть в изначальной или истинной природе. Это должно быть выведено людьми, чей интеллект функционирует в соответствии со Шрути . В своем особом состоянии она называется сушупти ("сон без сновидений"), когда в ней полностью растворяются и перестают функционировать буддхи (разум) и индрии (чувства), когда все праманы (источники знания) неподвижны, а буддхи остается только в виде семени, проверкой этому служит всеобщий вердикт – " я ничего не знал (пока спал)". Майя - это сила Ишвары или обусловленного Брахмана, как Сагуна Брахман , творить, и эта сила невообразима и удивительна. Это сила творить, почерпнутая из необусловленного брахмана или Ниргуна Брахмана , ибо действие без причины невозможно. Авьякта или майя - это безначальная авидья , она не имеет реальности в абсолютном смысле и разрушается знанием. Она сжата в три гуны - саттву , раджас и тамас , которые сами по себе являются ее составляющими. Майя имеет природу этих трех гун и превосходит их последствия. В силу того, что майя является причиной всех трансформаций, начиная с акаши , и в силу утверждений Шрути , которая указывает на эволюцию, вызванную икшаной ("видением", "мышлением"), самкальпой ("намерением") и паринамой ("трансформацией"), майя утвердила ( Шветашватара-Упанишада ) - Знай, что Майя - это Пракрити, а Махешвара - Майяин, обладатель Майи . Она рождает этот мир, отвечает за отраженное бытие Ишвары , а авидья - за отражение, которое есть джива . От Майи рождается все, от Махата до Брахманды , что известно как Карана-шарира или "причинное тело Атмана ". Карана-шарира называется авьяктой , потому что, будучи недоступной для чувственного восприятия, она выводится из ее последствий ( Вивекачудамани 110, 122, 123).
Учение о майе не является выдумкой Ади Шанкары . В Ригведе и Упанишадах майя обычно обозначается как "сила"; в Шветашватара-Упанишаде майя отождествляется с пракрити и переводится как "иллюзия", а в Бхагавадгите - как "магическая сила" . Ади Шанкара не принимает точку зрения санкхьи, согласно которой авьякт а означает прадхану в ее непроявленном состоянии, потому что мудрец из Катха-Упанишады (I. III.10-11) не определяет авьякт у как прадхану и не указывает, что следует понимать под этим словом. Прежде всего, а вьякта обозначает "предшествующую семенную стадию этого мира", в которой она не проявляется именами и формами. Шанкара заменяет прадхану , поскольку определение семени имеет природу авидьи и обозначается словом авьякт а, а наличие Верховного Господа (Брахмана) в качестве его основы имеет природу майи и является великим сном, в котором переселяющиеся души, не знающие своей формы, продолжают дремать .
Когда они впервые развиваются из авьякт ы , пять тонких элементов, неспособные затем участвовать ни в каком действии, не имеют формы, позже из этих пяти только земля, вода и огонь приобретают материальность. Состав акаши, содержащий наибольшее количество саттвы, был должным образом рассмотрен мыслителями Упанишад , но состав «времени», который зависит от «пространства», оставался без внимания. Локачарья школы рассматривал время как причину трансформации Пракрити и ее мутации, но Шриниваса рассматривал невидимое бестелесное время, которое является объектом восприятия через шесть органов чувств, как материю, лишенную трех гун, и то время, которое вечно в трансцендентной обители Бога, не вечно в мире. Школа Адвайты рассматривает мир и, следовательно, все субстанции как видимость, обусловленную неопределимым принципом, называемым "космическим неведением" или майей , которая не является ни реальной, ни нереальной, но неопределимой. Адвайтисты связывают время только с эмпирическим миром. Поскольку творение означает появление имен и форм, они не могут существовать до творения; также различие между объектами одного и того же класса не может иметь никакого отношения к Сат , "несуществующее" просто не существует.
Бхагаватгита утверждает, что далеко за пределами даже этой авьякты существует еще одно непроявленное существование, то высшее существо, которое не погибает. То же самое непроявленное, о котором говорилось как о неразрушимом, также называется высшей целью; это опять-таки Моя высшая обитель, достигнув которой они не возвращаются в этот смертный мир . Таким образом, и Шрути, и Смрити провозглашают существование Авьякты, которая, как майя , является упадхи Ишвары ; пять оболочек ( Панчакоша-шарира ), которые являются следствиями майи , - это упадхи дживы , когда эти упадхи эффективно удаляются, нет ни Ишвары , ни дживы ( Вивекачудамани 245-6) .