Interested Article - Саманиды

Самани́ды ( перс. سامانیان ‎, Sāmāniyān ) — иранская правящая династия , основавшая Саманидское государство , которое существовало на территории Хорасана и Мавераннахра (ныне территории Ирана , Таджикистана , Афганистана , Туркменистана , большей части Узбекистана , южной Киргизии , южного Казахстана и Пакистана ) [ источник не указан 273 дня ] в 875—999 годах. Государство Саманидов появилось в период « иранского интермеццо », когда после арабского завоевания на Иранском нагорье стали возникать независимые государства с правителями иранского происхождения .

Саманиды ведут свой род от Сасанидского шахиншаха Бахрама Чубина . Основатель династии — Саман-худат был родом из селения Саман (по разным данным, находилось вблизи Самарканда , Балха или Термеза ), принял ислам во времена омейядского наместника Хорасана Асада ибн Абдуллаха аль-Касри (правил в 723—727 годах). В его честь Саман-худат назвал одного из своих сыновей «Асадом». В период правления аббасидского наместника Хорасана Гассана ибн Аббада сыновья Асада, внуки Саман-худата, были назначены правителями Самарканда ( Нух ибн Асад ), Ферганы ( Ахмад ибн Асад ), Шаша ( Яхья ибн Асад ) и Герата ( Ильяс ибн Асад ). Это было наградой за помощь халифу аль-Мамуну в борьбе с восставшим Рафи ибн Лейсом .

Официальное признание государство Саманидов получило в 875 году, когда халиф аль-Мутамид пожаловал Насру ибн Ахмаду титул правителя всего Мавераннахра . Наибольшего могущества Саманиды достигли во времена правления брата Насра ибн Ахмада — Исмаила Самани (892—907). Столица Саманидов Бухара в этот период стала конкурировать с Багдадом за звание культурного центра ислама .

Будучи благочестивыми мусульманами, Саманиды поддерживали миссионерскую деятельность по распространению ислама и перевод религиозной литературы с арабского языка на персидский. Они придерживались суннитской ветви ислама и ханафитской школы права , за исключением периода правления Насра II , который симпатизировал исмаилитам .

История династии

Государство Саманидов к концу правления Насра II (943 год)

Название получила от имени землевладельца Саман-худата из Балха (область на севере Афганистана). Имя Саман-худат, по словам Наршахи , происходит от деревни Саман, которую он основал . Впоследствии представители династии вели своё происхождение от Бахрама Чубина и одного из семи Великих домов Парфии Мехранов . Саман-худат принял ислам, а его внуки служили халифу аль-Мамуну в Хорасане. За помощь, оказанную при подавлении антиарабского восстания Рафи ибн Лейса (806—810), сыновья и внуки Самана получили в 819 году в управление все наиболее важные области Мавераннахра . Нух стал правителем Самарканда , Ахмад — правителем Ферганы , Яхья — правителем Шаша , Ильяс — правителем Герата .

В 875 году Наср ибн Ахмад назначен халифом аль-Мутамидом наместником Мавераннахра . Его резиденцией был город Самарканд . Впоследствии эта область стала ядром Саманидского государства. При Саманидах северные окраины Маверанахра и Фергана были исламизированы.

В 888 году Исмаил ибн Ахмад разгромил своего брата Насра, но сохранил ему власть, а после его смерти в 892 году стал верховным правителем Саманидов. Столица была перенесена в Бухару.

Успехи в борьбе с тюркскими кочевниками способствовали экономическому подъёму Саманидского государства. Через территорию Маверанахра шёл поток тюркских рабов, поставлявшихся в армии почти всех мусульманских правителей. При Саманидах наблюдается расцвет культуры и средневековой науки. При этом развивается не только традиционная Персидская литература. Столица Саманидов Бухара стала также центром новоперсидского языка и литературы. Так именно при Саманидах Фирдоуси начинает работу над созданием ирано-таджикского национального эпоса Шах-наме .

В 900 году Исмаил I ибн Ахмад разгромил и взял в плен Саффарида Амр ибн Лейса . За это Исмаилу было пожаловано от халифа наместничество в Хорасане . До них здесь правили династии Саффаридов , Тахиридов . Вассалами Саманидов к этому времени стали правители Хорезма, Саффариды в Систане , местные династии Афганистана.

В 893 году Исфиджаб (ныне Сайрам) был включен в состав государства Саманидов . Древнейшая испиджабская мусульманская монета — была выпущена в 919—920 годах с именем местного династа Ахмада ибн Матта . Саманиды в 995—996 годах имели в Исфиджабе монетный двор и выпускали свои монеты, а в 998—999 годах выпускались дирхамы двух типов — сперва с упоминанием местного правителя из династии Маттидов , затем саманидские, а позже были выбиты маттидские дирхамы .

Упадок государства Саманидов наблюдается с середины X века. Череда дворцовых переворотов, возросшая роль землевладельческой и военной аристократии (см. Алп-тегин ) подорвали попытки по централизации управления. Восстание в Хорасане освободило эту область от власти Бухары.

Династия Саманидов прекратила своё существование при Абд аль-Малике II после взятия в 999 году Бухары тюрками-караханидами . Последний Саманид Исмаил аль Мунтасир был убит в 1005 году. Его мавзолей сохранился до наших дней.

Территория государства Саманидов

Государство Саманидов включало в себя две крупные области: Мавераннахр и Хорасан . К Мавераннахру относились все территории, расположенные к северу от реки Амударья . Среди них ведущими в экономическом, культурном, религиозном и политическом отношении были Бухара , Самарканд , Хорезм , Уструшана , Чач , Фергана , Кеш , Насаф . К Саманидскому государству в той или иной степени принадлежали и области в бассейне верхнего течения и притоков Амударьи — Чаганиан , Хутталь , Кубадиян , Ахарун , Шуман , Вашгирд , Рашт , Кумед , Бадахшан , Курран , Шикинан , Вахан , Рушан , то есть области на территории современного центрального, южного и восточного Таджикистана и северо-восточного Афганистана . Вилаяты делились на рустаки ( перс. روستاق ‎ — округ ), те в свою очередь — на города и кишлаки .

Культура при Саманидах

При централизованном государстве Саманидов их земли процветали, особенно развились ремесленное производство и торговля, о чём говорит использование саманидских серебряных монет во всей Центральной Азии. Литературными центрами в саманидском государстве были Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур и др. Но законодательницей мод в поэтическом мире была Бухара, — бухарские правители приглашали ко двору лучших стихотворцев. Самарканд и Бухара стали признанными культурными центрами, где процветала персидская литература . При Саманидах наука, искусство и культура таджикского народа достигла высокого уровня. Государство Саманидов просуществовало более 100 лет мирной жизнью, что способствовало расцвету в нём городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидской поэзии Рудаки , создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» А. Фирдоуси , великий учёный-энциклопедист и мыслитель, географ, астроном и математик Аль-Бируни и всемирно известный персидский учёный-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др. Расцвели философия и история. Это было время основания иранской исламской культуры. Одним из важнейших вкладов этого времени в исламскую культуру была новая техника обработки керамики из Нишапура и Самарканда , позволяющая сохранять роспись после обжига и покрывать её глазурью. Основной керамической продукцией были вазы и тарелки, украшенные стилизованными сасанидскими мотивами: всадниками, птицами, львами и арабской каллиграфией . Процветали литьё из бронзы и иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода, однако мавзолей Исмаила Самани (907) всё ещё стоит в Бухаре, показывая оригинальность архитектуры этого периода.

Вали

Эмиры Самарканда

Вали Ферганы

  • Абу-ль Ашас Исхак ибн Ахмад (864—907)
  • Мухаммад ибн Исхак (904)

Вали Шаша (Ташкента)

Вали Бухары

Вали Мавара ан-Нахра

Вали Мавераннахра, малик Машрика и Хорасана

Вали Джибала

Вали Горгана

Вали Рея

  • Абу Салих Мансур ибн Исхак, эмир 902—?

Вали Табаристана

  • Абу-ль-Аббас АбдАллах ибн Мухаммад, эмир 902—?

Вали Систана

  • Абу Салих Мансур ибн Исхак, эмир 911—912

Саманидские эмиры

См. также

Примечания

  1. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 27 января 2020.
  2. (англ.) . Encyclopædia Iranica Online . Дата обращения: 27 января 2020. 25 октября 2019 года.
  3. . . — Bloomsbury Publishing , 2019. — P. 155—158. — 320 p. — ISBN 9781786725974 . 17 апреля 2022 года.
  4. , p. 136.
  5. , p. 137.
  6. , p. 153.
  7. Восточная литература . Дата обращения: 12 ноября 2011. 29 ноября 2011 года.
  8. Гумилев Л. Н. от 2 ноября 2006 на Wayback Machine
  9. Bosworth C. E. «Isfīdjāb.» Encyclopædia of Islam, 2nd ed., Brill, 2010
  10. . Дата обращения: 28 февраля 2018. 20 января 2018 года.
  11. Кочнев Б. Д. Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1209 гг.). Москва «София», 2006,с.157-158
  12. (недоступная ссылка)
  13. Ibn Sina («Avicenna») Encyclopedia of Islam . 2nd edition. Edited by P. Berman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Henrichs. Brill 2009. Accessed through Brill online: www.encislam.brill.nl (2009) Цитата: «He was born in 370/980 in Afshana, his mother’s home, near Bukhara. His native language was Persian.»

Литература

  • Сомонийлар (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
  • // The Cambridge History of Iran, Volume 4: From the Arab Invasion to the Saljuqs (англ.) / Frye, R. N.. — Cambridge: Cambridge University Press , 1975. — P. 136—161. — ISBN 978-0-521-20093-6 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Саманиды