1961
— после окончания
ГУЦЭИ
попадает в молодёжный коллектив под руководством знаменитого режиссёра
Арнольда Арнольда
. Выступает в качестве буффонадного клоуна.
с
1964
— выступает в качестве «Рыжего» в паре с Львом Зиновьевым, затем ковёрным, параллельно создает номера «Комическая иллюзия».
в
1965
— знакомится с журналистом А. Н. Исарканом и по его совету печатает свою первую статью В защиту Рыжего. В том же году Макаров поступает в
ГИТИС
, на театроведческий факультет.
1967
— по предложению директора
ГУЦЭИ
А. Волошина становится художественным руководителем и клоуном только что выпущенного молодёжного циркового коллектива «Беспокойные сердца». Директором коллектива становится
Евгений Майхровский
(впоследствии известный
клоун
).
1968
— уходит с манежа и становится режиссёром-стажером у народного артиста РСФСР М. С. Местечкина;
1970
— оканчивает
ГИТИС
и уходит от Местечкина. Поступает в аспирантуру Института истории искусств Министерства культуры СССР (специализация «
Философия
»)
Когда в
Институте искусствознания
создаётся сектор, занимающийся изучением эстрадного и циркового искусства, становится в нём младшим, а после и ведущим научным сотрудником. Постоянно публикует рецензии на цирковые программы, преподаёт, пишет книги.
2004
— Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (
21 декабря
2004 года
) —
за сохранение и приумножение лучших традиций отечественной культуры и в связи с 75-летием Центрального Дома работников искусств
.
Президент Академии циркового искусства.
Постановки
«Цветы дружбы» (совместно с Ю. Архипцевым).
«Цирковой салют».
«Хрустальные слезы».
Библиография
Контрасты одной программы // Советская эстрада и цирк. — 1967. — № 11;
С мечтой о необычном // Советская эстрада и цирк. — 1968. — № 5;
Зрелище великолепное // Советская эстрада и цирк. — 1969. — № 12;
Представление начинается // Семья и школа. — 1973. — № 7;
Чудеса на арене // Советская культура. — 1973. — 20 ноября;
Клоуны и театр Аристофана // Советская эстрада и цирк. — 1974. — № 1;
Смех — начало свободы // Наука и религия. — 1974. — № 3;
Клоуны и дети // Советская эстрада и цирк. — 1974. — № 8;
Ещё раз про клоунаду // Советская эстрада и цирк. — 1975. — № 2;
Клоун — юморист и сатирик // Советская эстрада и цирк. — 1975. — № 9;
Пантомима «Хан Гирей» // Советская эстрада и цирк. — 1976. — № 2;
Таинство циркового искусства // Советская эстрада и цирк. — 1976. — № 6;
Ю. Никулин и М. Шуйдин. — М.: Искусство, 1981. — 240 с.;
Советская клоунада: учебник. — М.: Искусство, 1986. — 272 с.;
Этот неповторимый медвежий цирк. — 1993. (совместно с Н. Кривенко);
Мир цирка: Энциклопедия для детей и родителей. Том 1. Клоуны. — М.: Кладезь 1995 (соавтор, консультант)
Цирковая Москва: Справочник-путеводитель. — 1996;
Клоунада мирового цирка. История и репертуар. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 368 с.;
Шаманы, Масоны, Цирк. Сакральные истоки циркового искусства. — М.: КомКнига, 2006. — 280 с.;
Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка. — М.: Красанд, 2009. — С. 224;
Оригинальный жанр на эстраде // Эстрада сегодня и вчера: Сб. статей. Выпуск 1. — М.: ГИИ, 2010. С. 128—148;
Фестиваль эстрадной клоунады // Эстрада сегодня и вчера: Сб. статей. Выпуск 1. — М.: ГИИ, 2010. — С. 149—160;
Искусство клоунады в СССР. — М.: Либроком. — 274 с.;
Театрализация цирка. — М.: Либроком. — 288 с.;
От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. — М.: Либроком, 2011. — 208 с.