Театроведы России
- 1 year ago
- 0
- 0
Рауза Рифкатовна Султанова ( тат. Рауза Рифкать кызы Солтанова ; род. 15 сентября 1958 , Тюково , Актанышский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский искусствовед , специалист по и сценографии . Доктор искусствоведения (2018). Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2010).
Рауза Рифкатовна Султанова родилась 15 сентября 1958 года в крестьянской семье в деревне Тюково Актанышского района Татарской АССР .
В 1978 году окончила , после чего уехала в Казань и поступила на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина . По окончании университета в 1983 году переехала в Набережные Челны , где работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 38, затем был инструктором Автозаводского районного комитета ВЛКСМ (1984—1988), ответственным секрётарём организации общества «Знание» Автозаводского района (1988—1990), инструктором идеологического отдела Автозаводского районного комитета КПСС (1990—1991) .
В 1991 году заочно окончила немецкий факультет Нижегородского института иностранных языков имени Н. А. Добролюбова , после чего была научным сотрудником Набережночелнинской картинной галереи (1991—1994) . В 1994 году поступила на работу в Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан , была младшим и старшим научным сотрудником, одновременно в 1995—1996 годах работал научным сотрудником Национального культурного центра «Казань» , а в 1998 году заочно окончила аспирантуру по специальности «изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура» .
В 2000 году получила учёную степень кандидата искусствоведения , защитив в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств в Москве диссертацию на тему «Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан (1960—1990 гг.)» под научным руководством Д. К. Валеевой . С 2007 года является заведующей отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова, берущего начало от отдела искусстведения, созданного Ф. Х. Валеевым . В 2018 году стала доктором искусстведения , защитив диссертацию «Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (ХХ — нач. ХХI вв.)» в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова .
Является членом научного совета ИЯЛИ, членом коллегии критиков и экспертного совета по присуждению грантов министерства культуры Республики Татарстан , при котором также состоит в художественно-экспертном совете . Подготовила ряд кандидатов наук, в числе которых — («Искусство графики Татарстана 1920—30-х годов», 2005), («Скульптура Татарстана: истоки, становление, традиции», 2010), («Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции», 2010), («Художественные процессы в монументальной скульптуре Татарстана XX — начала XXI века», 2012), («Становление искусства татарской рукописной и печатной книги XVII — начала XX вв: стилистика и символика», 2015), («Народное искусство резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья середины ХХ-ХХI в.: семантика и стилевые особенности», 2017) .
Член Ассоциации искусствоведов (1997), Союза художников (2003) и Союза театральных деятелей в Республике Татарстан (2003) . Специализируется на проблемам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного образования, на сценографии Татарстана и тюркского мира . Является автором ряда монографий и альбомов, каталогов художественных выставок, множества статей в научных изданиях и журналах, научно-популярных публикаций в периодической печати . Труды Султановой посвящены анализу творчества ряда современных деятелей татарстанского искусства, в их числе — И. М. Ханов , , , , Т. Г. Еникеев , З. Ф. Гимаев , О. А. Кульпин . Участвует в научных экспедициях для изучения татарского народного творчества , является организатором ряда художественных выставок .
Книга «Искусство новых городов Республики Татарстан» (2001) стала первым исследованием изобразительного искусства таких промышленных городов Татарстана, как Альметьевск , Бугульма , Зеленодольск , Лениногорск , Набережные Челны , Нижнекамск , Елабуга ). Соединив искусствоведческий, культурологический и социологический подходы, Султанова описала основные этапы становления и развития всех видов и жанров художественного творчества, выявив ведущие тенденции и национальное своеобразие в разных этапах и стилях . По словам А. Б. Файнберга , данная работа показала, что искусствоведческом небосклоне взошла звезда в лице Султановой, которая своим глубоким и тшательным исследованием, научным стилем изложения в сочетании с доступностью для читателя восполнила существенный пробел в искусствоведении новейшего времени .
Работа «Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (ХХ — нач. ХХI в.)» (2018) является первым фундаментальным исследованием сценографии татарского театра, имеющим существенное теоретическое и практическое значение . Как указывала Т. Г. Малинина , в этом труде Султанова вывела изучение театрального искусства Татарстана на новый качественный уровень, изучив обширный корпус архивных документов и материалов, выявив закономерности развития татарской сценографии и эволюцию творчества наиболее ярких мастеров, в том числе современных, в чём выступила подлинным новатором . Учитывая, что театральная жизнь Татарстана крайне разнообразна и насыщенна, Султанова проследила развитие сценографии татарского театра за весь исторический период её существования, не имея предшественников в этой области искусствоведения .
Жила в фактическом браке со скульптором И. М. Хановым (1940—2013), была его помощницей и поддержкой во всех творческих начинаниях, ныне уделяет значительное внимание увековечению памяти и сохранению художественного наследия своего мужа .