Моносзон, Лев Исаакович
- 1 year ago
- 0
- 0
Абрам Исаакович Моносзон (1914, Могилёв , Белоруссия – 24.01.2007, Москва , Россия ) — советский и российский художник .
Родился в семье, соблюдающей еврейские традиции. Его отец Ицик Моносович Моносзон, ремесленник - слесарь , А мать, Лея Лейбовна, домохозяйка. Всего в семье было пять сыновей.
Под влиянием старшего брата, художника Моноса Моносзона (1907-1989), заинтересовался изобразительным искусством. Старший брат учился в Витебске , где в те годы преподавали Юдель Пэн , Казимир Малевич и Марк Шагал . Абрам Моносзон начал учится живописи в Могилёве у художника Натана Моисеевича Воронова. Был призван в Красную армию , а после демобилизации в 1934 году переехал в Москву. В 1941 окончил художественное отделение Московского текстильного института , где живопись преподавал Александр Куприн , а рисунок Вениамин Эйгес .
С началом Великой Отечественной войны все пять братьев Моносзон ушли на фронт. Абрам воевал с марта 1942 года и был демобилизован в августе 1945 года. Их родители были убиты немцами в Могилеве осенью 1941 года.
Вернувшись в Москву, Абрам Моносзон работал в художественном комбинате как художник-живописец, подрабатывал заказами в области полиграфической продукции и писал картины.
Основными темами его работ поначалу были натюрморты и пейзажи, а потом к ним добавились жанровые сценки из цикла «Коммуналки» (1960-е), цикл «Майн Могилев» («Мой Могилев» - тематика цикла еврейский Могилев и жизнь белорусских местечек), «Холокост» и цикл, который он считал верхом своего творчества, картины на тему книг ТАНАХа – еврейского Священного писания, созданные в 1982-1995 годах. В этот цикл входили картины «Адам и Ева», «Изгнание из Рая», «Иосиф раздает хлеб в Египте», «Спасение Моисея», «Первые скрижали», «Золотой телец», «Самсон и Далила», «Самсон», «Пир Валтасара», «Руфь моавитянка», «Артаксеркс, Эсфирь и Аман». Любимой его картиной была «Шабат в Могилеве», 1984. На ней изображена вся большая семья Моносзон, встречающая шабат. Встреча субботы - крайне редкий сюжет для советского изобразительного искусства.
В середине 1990-х художник, не имеющий возможности показывать где-нибудь свои картины, Моносзон узнает о существовании в московском районе Измайлово, вначале подпольного, а в те годы уже просто неофициального, еврейского музея, который создал деятель еврейского культурного движения в СССР Александр Фильцер вместе с помогавшими ему художниками. Он начинает посещать музей и выставлять там свои произведения. В 1997 в этом музее открывается первая, после долгого перерыва, выставка 83-летнего художника, на которой было выставлено двенадцать его картин. Будучи весьма пожилым человеком, Моносзон беспокоился о будущем своих еврейских и, как ему казалось, никому не нужных в России, работ. В 1999 он принимает решение отправить их в Государство Израиль . Хотя, незадолго до этого Музей еврейского наследия и Холокоста (в настоящее время Мемориальная синагога на Поклонной горе в Москве) приобрёл в своё собрание его картину «День победы».
Абрам Моносзон начиная с 1949 года участвовал во многих Всесоюзных выставках и выставках, организованных МОСХ . Но за «неверное изображение образа вождя» на картине «Ленин и дети» его исключили из Союза художников в 1956 году.
Работы А. Моносзона включены в цикл выставок, основанных на работах Меера Аксельрода " Немецкая оккупация ", подготовленных .