Interested Article - Тайны

«Тайны» ( фр. Secrets ) — французский фильм 1943 года режиссёра Пьера Бланшара , первая из всего двух его работ в кино как режиссёра, адаптированная экранизация пьесы И. С. Тургенева « Месяц в деревне ».

Сюжет

В большом доме в сельской местности в Провансе , богатая семья - Пьер и его жена Мария-Тереза, принимают, как и каждое лето, своего друга Рене. Одновременно, для своего сына на время каникул репетитором нанимают студента Мишеля, у которого вскоре у завязывается роман с юной Клэр — приехавшей погостить крестницей Марии-Терезы. Мария-Тереза, хотя и состоит в тайной связи с Рене, также влюбляется в молодого студента…

В ролях

  • Пьер Бланшар Рене
  • Мари Деа Мария-Тереза
  • Карлетино — Питу, её сын
  • Жак Дюмениль — Пьер, её муж
  • Клэр, её крестница
  • Маргарит Морено — мадам Августина
  • Жильбер Жиль — Мишель
  • Мадлен Жофруа — Агата
  • Эжен Шевалье — Винсент
  • Макс Дальбан монсеньор Амаду
  • Женевьева Морел — Магали

О фильме

Фильм снят во время оккупации Франции нацистами , при режиме Виши . Это режиссёрский дебют популярного актёра Пьера Бланшара — активного деятеля Движения Сопротивления во Франции . Для обхода цензуры пьеса Тургенева была адаптирована — действие перенесено в современную Францию и герои не русские, а французы:

Ещё в 1942 году Пьер Бланшар решил перейти к постановке фильма экранизации «Месяц в деревне», самой известной пьесы Тургенева, русского романиста и драматурга, в которой цензура не могла ни в чем его упрекнуть … эта адаптация с современными французскими персонажами, то есть одетыми по современной моде, но явно вне реального времени.

La France de Pétain et son cinéma / . - H. Veyrier, 1981. - 460 p. - page 341

Наряду с французскими кинематографистами в работе над фильмом приняли участие русские эмигранты: художник по костюмам — Юрий Анненков , а художником по декорациям вместе с ( ) был Сергей Пименов ( ). В этой связи стоит отметить, что помощник режиссёра — Роже Меркантон ( ) — муж сестры Владимира Познера .

Съёмки велись на натуре — в замке в регионе Арль , Прованс. Рабочее название фильма было «Безумное лето» («Le fol été»), некоторое время Пьер Бланшар размышлял о сохранении первоначального названия фильма по названию пьесы — «Месяц в деревне», однако, назвал фильм «Secrets».

Премьера фильма состоялась во Франции 17 марта 1943 года.

Критика

Известный кинокритик Андре Базен к недостаткам фильма отнёс адаптационный сценарий — фрагментарность развития сюжета, заметив, что хотя литературная основа умело обработана, но «контрапунктическая» техника повествования ослабила драматическую силу истории, но в целом назвал фильм качественной работой:

Мы находим в режиссуре Пьера Бланшара и в общей непрерывности фильма качество науки об эллипсисе и ракурсе, гибкое соединение образов, сопровождаемое на этот раз неопределенно наивным и раздражающим качеством (мы специально думаем о пугающей наивности последних кадров, в которых мы видим, как душа Мишлин Пресл воссоединяется с душой Бланшара посреди картонного сада, утопающего в элегическом тумане). Декорации Пименова не всегда позволяют нам забыть о фиброцементе и штукатурке, из которых они сделаны. Музыкальная партитура Артура Онеггера не банальна, но несколько выразительна. Короче говоря, качественный фильм, который можно смотреть с удовольствием, но который занимает свое место в норме французского кинопроизводства с слишком заметным самодовольством!

French Cinema of the Occupation and Resistance: The Birth of a Critical Esthetic / André Bazin. - F. Ungar Publishing Company, 1981. - 166 p. - page 52-53

При этом критикой обращено внимание на своеобразное отступление от текста пьесы в финале фильма:

Оригинальность «Тайн» Бланшара (1942) двояка: во-первых, его верность оригинальной пьесе Тургенева означает, что нам предлагается сельская семейная хроника, не имевшая в то время эквивалента, снятая на натуре в старом провансальском особняке; во-вторых, последняя часть фильма занята длинным и буквально сюрреалистическим повествованием о сновидениях, в ходе которого Мари-Тереза ( Деа ) в весёлой иконоборческой манере разыгрывает все желания, которые ей приходится подавлять в реальной жизни. В результате пафосный и сдержанно моралистический финал не может восприниматься всерьез, а ангельская кротость Мари-Терезы, по—видимому, скрывает очень мощные силы.

Noël Burch , — The Battle of the Sexes in French Cinema, 1930—1956. — Paris: Nathan, 1996. — page 158

Примечания

  1. После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию »
  2. French Cinema of the Occupation and Resistance: The Birth of a Critical Esthetic / André Bazin. — F. Ungar Publishing Company, 1981. — 166 p. — page 52-53
  3. La France de Pétain et son cinéma / Jacques Siclier. — H. Veyrier, 1981. — 460 p. — page 341

Источники

Источник —

Same as Тайны