Interested Article - Испанский стыд
- 2020-02-16
- 1
Испа́нский стыд (также эмпати́ческое смуще́ние , сопу́тствующее смуще́ние , замести́тельное смуще́ние , скры́тое замеша́тельство , ко́свенное замеша́тельство и др.) — чувство смущения от наблюдения за смущающими действиями другого человека. В отличие от обычного замешательства, косвенное замешательство вызывается не участием в неловком событии, а осознанием себя свидетелем (слушателем или зрителем) неловкого положения, в котором оказался другой человек. Эти эмоции могут восприниматься как просоциальные , и, по мнению ряда специалистов, их можно рассматривать как мотивацию к следованию определённому социально и культурно приемлемому поведению .
Испанский стыд часто рассматривают как противоположность злорадству , которое представляет собой чувство удовольствия или удовлетворения от несчастья, унижения или смущения другого человека .
Заместительное смущение отличается от эмоционального заражения , когда человек бессознательно имитирует эмоции , испытываемые другими . Эмоциональное заражение переживают оба индивида , что делает его . Скрытое замешательство часто возникает даже тогда, когда индивид, переживающий неприятное событие, может не осознавать последствий. Чтобы действие считалось эмоциональным заражением, эта эмоция должна затронуть более одного участника, но в случае косвенных эмоций необходимо только, чтобы наблюдатель испытал эмоцию . Более того, косвенное замешательство может возникнуть даже тогда, когда наблюдатель полностью изолирован .
Сопутствующее смущение, как и другие косвенные эмоции, представляет собой симптомы, отражающие исходную эмоцию. Однако, в отличие от общих эмоций, переживание смущения наблюдателя зависит от того, как он обычно испытывает смущение. Люди, которым свойственна , могут испытывать знакомые симптомы , повышения потоотделения , дрожи , * и тошноты . Другие, менее серьёзные симптомы могут включать в себя поёживание, отведение взгляда или общий дискомфорт .
Происхождение термина
Единого мнения о происхождении термина на сегодняшний день нет. Традиционно считается, что он появился в испанском языке ( исп. Vergüenza Ajena , «позор за других»). Однако схожие аналоги встречаются и в других языках: например, в немецком ( нем. Fremdschämen , «стыд за чужака») и в финском (фин. myötähäpeä) . В английском языке для передачи этого переживания используется термин «кринж» (англ. cringe) . Вполне вероятно, что в испанской культуре данный термин появился впервые, за что и получил свое более разговорное название.
Психологическая основа
Эмпатия
Испанский стыд неразрывно связан с эмпатией — способностью переживать чувства другого человека, которое считается сильной эмоцией, способствующей самоотверженности , просоциальному поведению и групповым эмоциям, тогда как отсутствие эмпатии связано с антиобщественным поведением . В неловкой ситуации наблюдатель сочувствует жертве смущения, принимая на себя это чувство. Люди с повышенной эмпатией более подвержены косвенному смущению . Способность распознавать эмоции, вероятно, является врождённой , поскольку может быть достигнута бессознательно. Тем не менее, её можно тренировать и достигать распознавания чужих эмоций с разной степенью интенсивности или точности .
Самопроекция
Психологическая проекция — это теория в психологии и психоанализе , согласно которой люди защищают себя от нежелательных эмоций, отрицая их существование в себе, приписывая их другим . Проекция считается нормальным, обычным процессом в повседневной жизни . Однако косвенное смущение и другие косвенные эмоции работают в обратном направлении, запуская процесс, называемый самопроекцией. Нежелательная эмоция переживается другим человеком, и наблюдатель проецирует на себя то, что он интерпретирует как соответствующую реакцию . Например, тот, кто часто и легко лжёт, может почувствовать косвенное смущение, проецируя на себя опыт попавшегося на лжи.
Культурное значение
Смущающие ситуации часто возникают в социальных ситуациях в результате неспособности оправдать социальные ожидания и используются, чтобы помочь узнать, что считается культурно приемлемым, а что нет . В то время как смущение изолирует жертву на основе культурных предубеждений, косвенное смущение используется для поощрения просоциального поведения между жертвой и наблюдателем .
Кринж-комедия
Смущающие ситуации уже давно используются в ситуационной комедии , скетч-комедии , драматической иронии и розыгрышах . Традиционно закадровый смех используется, чтобы помочь зрителям посмеяться в нужное время. Но по мере того, как закадровый смех перестали включать в ситкомы, неловкие ситуации стала сопровождать тишина, и появился комедийный жанр, известный как кринж-комедия , включивший в себя множество признанных критиками ситкомов, например таких, как американский телесериал « Офис » .
См. также
Примечания
- ↑ Hoffman, Martin L. (1990-06-01). . Motivation and Emotion (англ.) . 14 (2): 151—172. doi : . ISSN .
- ↑ Williams, Kipling D. (2007). "Ostracism". Annual Review of Psychology . 58 (1): 425—452. doi : . PMID .
- . NPR.org (англ.) . из оригинала 31 октября 2020 . Дата обращения: 4 декабря 2017 .
- Curiosity. . RedEye Chicago (англ.) . из оригинала 3 октября 2018 . Дата обращения: 6 декабря 2017 .
- Hatfield, Elaine (2016-06-22). "Emotional Contagion". Current Directions in Psychological Science (англ.) . 2 (3): 96—100. doi : .
- Barsade, Sigal G. (2002-12-01). "The Ripple Effect: Emotional Contagion and its Influence on Group Behavior". Administrative Science Quarterly (англ.) . 47 (4): 644—675. doi : . ISSN .
- ↑ Hartmann, Margaret. . Jezebel (англ.) . из оригинала 4 сентября 2017 . Дата обращения: 4 декабря 2017 .
- ↑ Nikolić, Milica (2015-06-01). . Clinical Psychology: Science and Practice (англ.) . 22 (2): 177—193. doi : . ISSN . из оригинала 24 февраля 2021 . Дата обращения: 2 декабря 2020 .
-
↑
Krach, Sören (2011-04-13). "Your Flaws Are My Pain: Linking Empathy To Vicarious Embarrassment".
PLOS ONE
.
6
(4): e18675.
doi
:
.
ISSN
.
PMID
.
{{ cite journal }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (не помеченный открытым DOI) ( ссылка ) - ↑ Feinberg, Matthew (January 2012). (PDF) . Journal of Personality and Social Psychology . 102 (1): 81—97. doi : . ISSN . PMID . (PDF) из оригинала 2 марта 2019 . Дата обращения: 2 декабря 2020 .
- Acarturk, C. (April 2008). (PDF) . Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology . 43 (4): 273—279. doi : . ISSN . PMID . (PDF) из оригинала 25 февраля 2021 . Дата обращения: 2 декабря 2020 .
- (англ.) . www.nimh.nih.gov . Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2020 года.
- Екатерина Комиссарова. . Лайфхакер. Дата обращения: 2 декабря 2020. 5 декабря 2020 года.
- (англ.) . en.wiktionary.org . Дата обращения: 28 июля 2021. 8 июня 2021 года.
- (англ.) . www.merriam-webster.com . Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.
- ↑ Parrott, W. Gerrod. : [ англ. ] . — Psychology Press, 2001. — ISBN 9780863776823 .
- de Waal, Frans B.M. (2007-12-21). "Putting the Altruism Back into Altruism: The Evolution of Empathy". Annual Review of Psychology . 59 (1): 279—300. doi : . ISSN . PMID .
- D., Baird, James. Unlock the positive potential hidden in your DNA. — Franklin Lakes, NJ : New Page Books, 2010. — ISBN 9781601631053 .
- O'Malley, J. Teaching Empathy. — America, 1999. — P. 22–26.
- C. G., JUNG. Collected Works of C. G. Jung, Volume 11: Psychology and Religion: West and East. — Princeton University Press, 1969.
- ↑ Wade, Carole. : [ англ. ] / Carole Wade, Carol Tavris. — Prentice Hall, 2002. — «wade psychology.». — ISBN 9780130982636 .
- Mills, Jon (2013-02-01). "Jung's metaphysics". International Journal of Jungian Studies . 5 (1): 19—43. doi : . ISSN .
- . World of Psychology (англ.) . 2012-11-14. из оригинала 7 декабря 2016 . Дата обращения: 4 декабря 2017 .
- . tribunedigital-chicagotribune (англ.) . из оригинала 2 февраля 2014 . Дата обращения: 6 декабря 2017 .
- . www.washingtonpost.com . Дата обращения: 4 декабря 2017. 7 ноября 2012 года.
- . curiosity.com . Дата обращения: 6 декабря 2017. Архивировано из 8 декабря 2017 года.
- . NJ.com (англ.) . из оригинала 5 июня 2011 . Дата обращения: 4 декабря 2017 .
- 2020-02-16
- 1