Interested Article - Тамара (симфоническая поэма)

«Тама́ра» симфоническая поэма Милия Балакирева , написанная в 1882 году. Основой стала Михаила Лермонтова « » (« »), написанная поэтом в 1841 году под впечатлением услышанной на Кавказе старинной грузинской легенды.

Первоначальный замысел поэмы возник у Балакирева под впечатлением его поездок на Кавказ в 1862 и 1863 годах. По воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова осенью 1866 года М. А. Балакирев «все чаще и чаще наигрывал темы для оркестровой фантазии „Тамара“». Тяжёлый кризис, поразивший композитора в начале 1870-х годов, прервал работу — только в 1876 году, по настоянию сестры Глинки Л. Шестаковой, Балакирев вновь принялся за сочинение. Поэма была завершена в 1882 году и впервые прозвучала 7 ( 19 ) марта 1882 года в Санкт-Петербурге, в концерте Бесплатной музыкальной школы , под управлением автора.

Затем дважды исполнялась в Париже, в « Концертах Ламуре ». В 1884 году была напечатана П. И. Юргенсоном .

Описание

В прологе симфонической поэмы звучит тема величественного кавказского пейзажа: мрачные звучания низких струнных на фоне непрерывного рокота литавр — в теснине Дарьяльского ущелья грозно рокочет Терек . Затем появляется любовный призыв царицы-обольстительницы Тамары — английский рожок, повторяемый гобоем, который приводит Путника в таинственный замок. Основная часть поэмы — Allegro moderato ma agitato — начинается страстным звучанием альтов; затем звучит музыка, построенная на ритмах восточных тюркско-иранских мелодий, которая переходит в сцену оргии, где звучат темы кавказских плясок. Полная страсти картина завершается эпилогом — Andante — с музыкой, аналогичной вступлению.

В антрепризе Дягилева

Дягилев , познакомившийся с Балакиревым в 1893 году, в 1907 году включил «Тамару» в репертуар организованных им в Париже « », прошедших в театре Гранд-Опера и привлекших внимание французского музыкального сообщества. Большинство произведений русской симфонической и оперной музыки, представленных в этих пяти концертах, впоследствии были перенесены Дягилевым на балетную сцену. Партитура поэмы была использована для одноимённой постановки « Русских сезонов » 1912 года. Либретто и оформление создал Лев Бакст , хореографию — балетмейстер Михаил Фокин . Главные партии исполнили Тамара Карсавина и Адольф Больм , премьера прошла в парижском театре « Шатле » 20 мая 1912 года.

Примечания

  1. от 3 мая 2015 на Wayback Machine (англ.)
Источник —

Same as Тамара (симфоническая поэма)