Жаркая, Тамара Иннокентьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тама́ра» ( фр. Thamar ) — одноактная «хореографическая драма» Михаила Фокина по либретто и в оформлении Льва Бакста на музыку симфонической поэмы Милия Балакирева « Тамара » ( 1882 ) по Михаила Лермонтова ( 1841 ). Балет был создан для « Русских сезонов » Сергея Дягилева . Премьера состоялась 20 мая 1912 года в Париже на сцене театра « Шатле » , главные партии исполнили Тамара Карсавина и Адольф Больм .
Первоначальный замысел поэмы возник у М. А. Балакирева под впечатлением его поездок на Кавказ в 1862 и 1863 годах. Основой стало стихотворение Лермонтова « » (« »), написанное им под впечатлением услышанной на Кавказе старинной грузинской легенды.
По воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова осенью 1866 года М. А. Балакирев «все чаще и чаще наигрывал темы для оркестровой фантазии „Тамара“». Тяжёлый кризис, поразивший композитора в начале 1870-х годов прервал работу — только в 1876 году Балакирев по настоянию сестры Глинки Л. Шестаковой вновь принялся за сочинение. Поэма была завершена в 1882 году и впервые прозвучала 7 ( 19 ) марта 1882 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. Затем дважды исполнялась в Париже, в « Концертах Ламуре ». В 1884 году была напечатана П. И. Юргенсоном .
В прологе симфонической поэмы звучит тема величественного кавказского пейзажа: мрачные звучания низких струнных на фоне непрерывного рокота литавр — в теснине Дарьяльского ущелья грозно рокочет Терек . Затем появляется любовный призыв царицы-обольстительницы Тамары — английский рожок, повторяемый гобоем, который приводит Путника в таинственный замок. Основная часть поэмы — Allegro moderato ma agitato — начинается страстным звучанием альтов; затем звучит музыка, построенная на ритмах восточных тюркско-иранских мелодий, которая переходит в сцену оргии, где звучат темы кавказских плясок. Полная страсти картина завершается эпилогом — Andante — с музыкой, аналогичной вступлению.
Тамара , царица Грузии , заставляет казнить своих любовников после того, как они выполнили своё предназначение .
Дягилев познакомился с Балакиревым, как и с несколькими другими представителями « Могучей кучки », в 1893 году. В 1907 году он включил партитуру поэмы в репертуар организованной им серии «Русских исторических концертов» в Париже, прошедшей в театре Гранд-Опера и привлёкшей внимание французского музыкального сообщества. Большинство произведений русской симфонической и оперной музыки, представленных в этих пяти концертах, впоследствии были перенесены Дягилевым на балетную сцену.
Постановка «Тамары» решалась в ориентальном ключе: экзотическая партитура Балакирева в соединении с эротичным либретто Бакста, его ярким оформлением и хореографией Фокина должны были повторить триумф « Шехеразады ».
Художник очень серьёзно отнесся к своей работе и даже совершил путешествие на Кавказ. Цветовая гамма оформления варьировалась от розового до тёмно-красного и глубокого пурпурного. Кирпичная восьмигранная башня грозно поднималась к колосникам, создавая атмосферу загадки и тревоги. Отсвет заходящего солнца, попадающий на тёмно-синий пол, устланный зелёным ковром, устремлялся к высоким окнам, через которые были видны далёкие, покрытые снегом горы — такое дополнительное использование пейзажа за непосредственной площадкой действия было типичным приёмом Бакста .
Вместе с «Тамарой» для сезона 1912 года Фокин создал ещё два балета: « Голубой бог » (премьера состоялась 13 мая) и широкомасштабную постановку « Дафнис и Хлоя », которой он отдавал все свои силы — премьера состоялась 8 июня, в самом конце сезона, после окончания которого Фокин расстался с Дягилевым, вернувшись к нему ненадолго лишь в сезоне 1914 года, когда импресарио разорвал свои отношения с Нижинским .
Балет изобиловал хара́ктерными танцами , поэтому роль Путника была отдана ведущему характерному танцовщику труппы Адольфу Больму . Тамара Карсавина , будучи классической танцовщицей, исполняла свою партию в туфлях на каблучках, а не на пуантах . Ей удалось создать страстную, драматически насыщенную роль.
В 1918 году хореограф Александр Горский совместно с танцовщиком Лаврентием Новиковым представил собственную версию этого балета в Москве, на сцене театра « Аквариум ». Премьера состоялась 6 августа 1918 года в исполнении артистов Большого театра , в роли Путника выступил Лаврентий Новиков , дирижёр Шмукловский.
В 1935 году Леонид Мясин [ уточнить ] возобновил хореографию Фокина в Лондоне, с танцовщиками труппы « Русского балета Монте-Карло ».
В дальнейшем и хореография Фокина, и хореография Горского были утрачены.
В 2006 году балет был заново поставлен в Москве, на сцене Кремлёвского дворца съездов в рамках проекта Андриса Лиепа «Русские сезоны XXI века» хореографом Ю. Сморигинасом, сценография — Анны Нежной на основе Леона Бакста. Двадцатиминутная партитура М. А. Балакирева была дополнена музыкальными фрагментами из других его произведений . Было написано новое либретто, в котором появился дополнительный мотив об умершем муже Тамар — в результате героиня спектакля стала не просто жестокой убийцей, но страдающей вдовой, мстящей за смерть любимого мужа.