Interested Article - Сантьягу, Франсишку де

Франси́шку де Сантья́гу ( порт. Francisco de Santiago ), имя при рождении Франси́шку де Ве́йга или Ве́га ( порт. Francisco (de) Veiga , порт. Veiga ); также Франси́ско де Сантья́го ( исп. Francisco de Santiago ); около 1578 , Лиссабон 13 октября 1646 или 5 октября 1644 года, Севилья ) — португальский композитор, работавший в Испании эпохи позднего Возрождения и раннего барокко , автор барочных религиозных вильянсико , многие из которых не сохранились.

Капельмейстер Севильского кафедрального собора с 1617 по 1643 год. Творчество высоко ценилось современниками, но около 600 сочинений, хранившихся в Королевской музыкальной библиотеке Жуана IV погибло в 1775 году при лиссабонском землетрясении .

Жизнь и творчество

Франсишку де Сантьягу считается одним из наиболее выдающихся композиторов Пиренейского полуострова первой половины XVII века . Диогу Барбоза Машаду указал в « Лузитанской библиотеке », что композитор родился в Лиссабоне, позднее перебрался в Испанию, где вступил в монашеский орден кармелитов . Возглавлял капеллы соборов в Пласенсии и Севилье . Заслужил большое уважение португальского короля Жуана IV , который ещё до восшествия на престол общался с композитором без излишних формальностей, а став королём, имел в собственной библиотеке портрет Франсишку де Сантьягу в полный рост . По португальским источникам умер в Севилье 13 октября 1646 года , но Роберт Стивенсон ( Robert Stevenson ) и вслед за ним Альберто А́льварес Калеро ( Alberto Álvarez Calero ) обозначают дату смерти 5 октября 1644 года .

Творческая деятельность Франсишку де Сантьягу пришлась на время правления Габсбургов , так называемый «золотой век» испанской культуры , когда королевство Португалия утратило независимость, попав под власть испанской короны . Согласно данным Роберта Стивенсона, Франсишку де Сантьягу был одним из трёх португальских композиторов (помимо Педру де Эшкобара (1507—1514) и Мануэла Корреи (1600—1653)), занимавших должность капельмейстера в Севильском кафедральном соборе на протяжении 26 лет (1617—1643) . По тем временам то был весьма высокий пост, сравнимый с главой капеллы в Толедо , и выше которого была только должность капельмейстера в Мадриде . Стивенсон отметил важность данных Барбозы Машаду, которому были доступны ценнейшие собрания Королевской музыкальной библиотеки Жуана IV, сгоревшей при лиссабонском землетрясении. То была одна из лучших библиотек Европы . В её «Каталоге» ( Index ; Primeira parte do index da livraria de mvsica do mvyto alto, e poderoso Rey Dom Ioão o IV, Nosso Senhor . Lisboa: Paulo Craesbeck, 1649) указаны наименования 601 произведения композитора (мессы, псалмы, мотеты и 538 вильянсико ) и места их хранения. Из них 18 так называемых чёрных или негритянских вильянсико ( negros, de negros, negritos, negrillos, negrillas, guineos ). Ценнейшие собрания библиотеки насчитывали 2000 печатных изданий и 4 000 рукописей. В ней хранились музыкальные сочинения не только испанских композиторов, но и авторов из Франции , Англии , Нидерландов и Германии . Из числа авторов имя Франсишку де Сантьягу встречается в «Каталоге» чаще других .

Громкая слава монаха-кармелита была буквально погребена лиссабонским землетрясением, а значение личности композитора и его творчества в Испании долгое время не осознавалось либо недооценивалось. Величие Франсишку де Сантьягу было реабилитировано, когда в середине XX века Роберт Стивенсон повторно раскрыл его значимость, восстановив былую славу одного из наиболее значительных композиторов зарождавшегося на Пиренейском полуострове барокко .

По данным Барбозы Машаду, сохранились следующие сочинения композитора:

  • Dixit Dominus (для 8-ми голосов)
  • Beatus vir (для 8-ми голосов)
  • Laudate pueri (для 4-х голосов)
  • Nisi Dominus (для 6-ти голосов)
  • Lauda anima mea Dominum (для 12-ти голосов)
  • Ecce nunc benecite Dominum (для 4-х голосов)
  • Cum invocarem (для 12-ти голосов)
  • Beatus vir (для 10-ти голосов)
  • Quomodo sedet sola civitas (для 8-ми голосов)
  • Cogitavit Dominus (для 6-ти голосов)
  • Manum suam misit hostis (инструментальная)
  • Ego vir videns paupertatem meam (для 12-ти голосов и различных инструментов)
  • Responsorios da quinta-feyra mayor e sexta-feira (для 8-ми голосов)
  • Salve Regina (для 16-ти голосов)
  • Ave Regina calorum (для 10-ти голосов)
  • Regina cali latare (для 8-ми голосов)
  • Victima Paschalis (для 8-ми голосов)
  • Dies ira dies illa (для 4-х голосов)
  • Si quaris miracula (для 8-ми голосов)

Кроме того Сантьягу создал значительное число мотетов , вильянсику рождественских ( Vilhancicos de Natal ), Богородице и святым .

Издания сочинений

  • Antologia de Polifonia Portuguesa (1490-1680) : [ порт. ] / Manuel Morais, Luís Pereira Leal, Robert Stevenson. — Lisboa : Fundação Calouste Gulbenkian, 1982. — P. 97—106. — [4], XLV, [11], 132, [2] p. — (Portugaliæ Musica ; vol. XXXVII).

Примечания

  1. Francisco de Santiago // (фр.)
  2. Francisco de Santiago, O.C. // — 1796.
  3. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  4. , p. 271.
  5. , p. 274.
  6. .
  7. , p. 10.
  8. Stevenson R. : [ англ. ] / Robert Stevenson. — The Hague : Martinus Nijhoff, 1960. — P. 170. — XIX, 335 p. — ISBN 978-94-011-8648-3 .
  9. , p. 11.
  10. , p. 9.
  11. , p. 274—275.

Литература

  • Calero A. A. : Su música y su entorno. Transcripciones de sus obras localizadas en las catedrales de Zaragoza : [ исп. ] / Alberto Álvarez Calero. — Sevilla : Consejería de Educación, Cultura y Deporte, 2013. — 151 p. — ISBN 978-84-9959-141-4 .
  • Machado D. B. // Bibliotheca Lusitana : Historica, Critica, e Cronologica. Na qual se comprehende a noticia dos Authores Portuguezes, e das Obras, que compuseraõ desde o tempo da promulgaçaõ da Ley da Graça até o tempo presente (Fabiam da Mota — D. Izabel Senhorinha da Sylva) : [ порт. ] : in IV vol. / Diogo Barbosa Machado. — Lisboa : Ignacio Rodrigues, 1747. — Vol. II. — P. 274, 275. — VI, 927 p.
  • Vieira E. // : Historia e Bibliographia da Musica em Portugal por Ernesto Vieira : [ порт. ] : in II vol. / Ernesto Vieira. — Lisboa : Typographia Mattos Moreira & Pinheiro, 1900. — Vol. II. — P. 271. — 496, XXII p.

Ссылки

Источник —

Same as Сантьягу, Франсишку де