Гульфик (деталь доспеха)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гу́льфик (от нидерл. gulp , «клапан», «лопасть», ср. с устаревшим «гульф» , также ширинка ) — прорезь или застёгиваемый клапан в передней части брюк или нижнего белья, деталь одежды с обмётанными петлями для обработки застежки брюк на петли и пуговицы.
В западноевропейском историческом костюме гульфик выполнялся в виде клапана, пристёгиваемого спереди к поясу и прикрывающего прорез в брюках. Этот покрой до сих пор применяется в народной одежде, например, в немецких ледерхозе , а также традиционно используется в матросских брюках.
С XIII—XIV века мужчины начали носить чулки- шоссы , вместе с ними носился треугольный клапан-гульфик, украшавшийся лентами и бахромой . В начале XV века гульфик превратился в объёмный мешочек, закрывающий пах ; эта форма оставалась популярной до конца XVI века . С XVI века мужчины от шоссов перешли на штаны- бриджи , которые имели застёжку спереди на пуговицах .
После укорачивания жилетов в XVIII веке верх бриджей оказался открыт и для улучшения внешнего вида в 1730-х годах на брюках появился широкий клапан, пристёгивавшийся к поясу и закрывающий проём в брюках (застёжки на неприкрытых пуговицах сохранились, но вышли из моды) .
Гульфик, напоминающий современный (на «брючных» пуговицах, прикрытых полоской ткани) появился в 1820-х годах (появление самих брючных пуговиц некоторые исследователи относят к 1823 году, другие — ко времени появления «американских» подтяжек в 1787 году ). Поначалу новый покрой встречал отпор. Так, в 1830 году журнал англ. The Gentleman's Magazine of Fashion отзывался о новых гульфиках как о «неделикатных и отвратительных» . Гульфик-клапан сохранял популярность до 1840-х годов, а в одежде для верховой езды — до конца XIX века ; новый стиль так и не был принят некоторыми группами населения, например, амишами «старого обряда» . Кроме того, довольно долго гульфик-клапан сохранялся и на флоте, в униформе матросов , поскольку, в отличие от ширинки современного образца, гульфик-клапан позволял довольно быстро снять штаны попавшему в воду матросу. В частности, флотские брюки с гульфиком-клапаном до сих пор предусмотрены ГОСТом 28474-90, принятым в 1991 году . Из флотской униформы гульфик-клапан попал в женский курортный гардероб 1930-х годов: он присутствовал на длинных штанах, носившихся женщинами на пляже, однако нёс декоративную цель .
Распространение застёжки-молнии в гульфиках связано с активной рекламной кампанией американских производителей застёжек (в то время сконцентрированных вокруг Хобокена в Нью-Джерси ) в середине 1930-х годов, которую один из её творцов, Сэм Кинни, описывал как «битву за гульфик» . В рекламной кампании активно использовалась «зазороболезнь» ( англ. gaposis ): придуманные авторами рекламы жалобы на зазоры, остававшиеся между пуговицами застёжки, которые давали воздуху, свету и нескромным глазам нежелательный доступ к телу .
Традиционно полоска ткани прикрывает застёжку слева направо в мужских брюках. В современных женских брюках обычно используется противоположное направление (справа налево), но допускается и «мужской» способ застёжки и даже отсутствие покрытия . До середины XX века женские брюки обычно использовали не гульфик, а застёжку сзади или сбоку.
В русской литературе для обозначения этой детали одежды используется три термина: «гульфик», «ширинка», « брагетт » (от фр. braguette ). Источники расходятся в точных значениях этих терминов и их соответствии трём типам гульфика: клапану ( англ. drop fall, fall fly ), мешочку ( англ. codpiece ), современному покрою ( англ. fly front ; в английском есть также словосочетание для застёжки брюк сзади, англ. fly back ).
Р. В. Захаржевская также использует для обозначения гульфика-клапана слово «понт» . Также для обозначения гульфика-клапана используется слово «лацбант», главным образом обозначая подобный гульфик на флотских брюках .
Как часть одежды, прикрывающая мужские половые органы, гульфик всегда имел символическое значение. Так, гульфик-мешочек иногда приобретал гротескные формы, имитируя эрегированный половой член .
В третьей книге « Гаргантюа и Пантагрюэля » Рабле один из главных героев, Панург , объявляет, что гульфик — это главный доспех воина, и подробно аргументирует это утверждение . М. М. Бахтин , рассуждая о «ряде одежды», разработанном Рабле, отмечает «особое внимание», уделённое гульфику. По Бахтину, Рабле через этот элемент связывает ряд одежды с рядом половых непристойностей .