Interested Article - Новый Кучук-Кой

Новый Кучук-Кой — усадьба начала XX века на Южном берегу Крыма , на территории современного пгт Парковое , основанная финансистом и меценатом . Расположен по адресу Ялта , пгт Парковое , улица Парковое шоссе, 14 а.

Владелец

Яков Жуковский, около 1905 г.

Яков Евгеньевич Жуковский (1857—1926) — из дворян Екатеринославской губернии рода Жуковских , действительный статский советник , чиновник особых поручений Министерства финансов, меценат и коллекционер произведений художников начала ХХ века , сын генерала , военного губернатора Забайкальской области Е. М. Жуковского . Приходился двоюродным братом знаменитой известной певице Надежде Забела и через неё состоял в дружеских, творчески значительных отношениях с её мужем, М. А. Врубелем : владел несколькими полотнами художника, в том числе знаменитым " Паном " (позже продал в Третьяковскую галерею ) . Был женат на Любови Михайловне Маркевич, внучке украинского историка Н. А. Маркевича . После революции Яков Евгеньевич работал финансистом в Москве, приезжая к семье в Крым. Пропал без вести в 1926 году по дороге в Москву .

Усадьба

В конце 1901 года приятели Василий Сергеевич Сергеев, Анна Тимофеевна Карпова и Яков Евгеньевич Жуковский приобрели у владельца, петербургского купца, потомственного почётного гражданина , Сергея Григорьевича Растеряева, усадьбу Старый Кучук-Кой, расположенную на берегу моря, ниже одноимённой деревни и разделили её на три равные части. Собственно Старый Кучук-Кой достался Василию Сергееву. Анна Карпова получила просто Кучук-Кой. Прибрежная часть, названная Новый Кучук-Кой, стала владением Жуковского , площадью 5 десятин 176 квадратных саженей (примерно 5,5 гектара ). В следующем, 1902 году, началась стройка, точнее, по оценке исследователей — создание архитектурно-ландшафтного комплекса, призванного воплотить ви́дение Жуковским художественных идей символизма и вообще Серебряного века . Предполагается, что усадьба обустраивалась без подробного предварительного проекта. Работы заняли 11 лет с 1902 по 1913 год. Активное участие в строительстве и оформлении принимали друзья и единомышленники Жуковского — участники художественного объединения Голубая роза художники Павел Кузнецов , Пётр Уткин и скульптор Александр Матвеев , а не архитекторы и садовники, как обычно . Большую роль в строительстве сыграл друг и сосед по имению, инженер Василий Сергеев — считается, что общее идейно-художественное содержание усадьбы в контексте поэзии символизма разработано им и он же назвал усадьбу «Академией художеств Жуковского» .

Участок Жуковского на момент покупки пребывал в абсолютно диком состоянии, только по северной границе, на холме, росла небольшая старая маслиновая роща и несколько старых кипарисов. В начале 1905 года были проложены дороги, в 1906 году и в начале 1907 года посажены растения парка, устроены лестницы, заложены фруктовый сад и виноградник. Для защиты от северных ветров, по внешней границе горного амфитеатра, в котором расположилось имение, высадили густой заслон из сосен и кипарисов.

Парк

Парк усадьбы создавался, как воплощение образов древней Тавриды и преданий первохристиан. Над обрывом к морю посадками туй выделили орхестру , от которой по вертикали проложили длинный марш лестницы, обсаженной кипарисами. На середине лестницу пересекала центральная поперечная аллея, перекрёсток оформили мостиком, к которому со всех сторон проложили дорожки и тропинки с террас парка. В верхней части лестницы, по обе стороны, меньше чем за год, в 1905 году, построили два главных здания усадьбы. Стены оранжереи, парапеты лестниц, скамьи парка украшали майоликовые вставки работы П. В. Кузнецова. Главной достопримечательностью всего ансамбля были скульптуры Александра Матвеева, великолепно вписанные в окружающий пейзаж. Вдоль довольно короткой лестницы, идущей от дома к бассейну, разместили четыре работы скульптора: «Засыпающий мальчик», «Пробуждающийся мальчик», «Задумчивость», «Надевающая чулок», в центре бассейна была установлена скульптура «Рождение Нимфеи».

Кипарисовая аллея-лестница, также известная, как « лестница Иакова » (также называли «лестница Якова»,. проецируя библейский сюжет на владельца имения) образовывала центральную ось ансамбля. Вдоль неё, на площадке, располагались грот-руина «Райские врата» с небольшим майоликовым панно Михаила Врубеля «Архангел Гавриил», заключенное в готическую синюю рамку и керамическое рельефное тондо «Пан и Нимфа» («Сатир и Нимфа»), предположительно, работы А. Л. Обера . На подпорной стене разместили вырубленный из инкерманского камня барельеф «Поэт», перед фасадом оранжереи — скульптура «Юноша», западнее — горельеф "Спящие мальчики. Ниже располагался грот-руина «Райские врата», украшенный небольшим майоликовым панно «Архангел Гавриил» и барельефом. Заканчивалась лестница поляной с установленной на ней скульптурой «Пробуждающийся», работы 1906 года, самой высокой в ансамбле. Примерно посередине лестницу перерезает небольшой мост-беседка, поддерживаемый четырьмя атлантами .

Дом

Дача для семьи Жуковского, согласно надписи на закладной доске, построена по эскизу художника Виктора Замирайло , строительный план исполнил Василий Сергеев. На доске, декларативно и торжественно, была провозглашена быстрота строительства, новизна (для того времени) бетона, как строительного материала и равное значение труда и искусства всех участников мероприятия: одинаковым шрифтом выведены фамилии владельца, авторов проекта и даже мастеров-строителей: « столяр и плотник О. И. Морозов с товарищи из Ялты, штукатур и бетонщик И. В. Коптев », подчеркивая уважительное отношение к ремесленнику, отвечающее этическим и эстетическим требованиям эпохи модерна . Дом, размерами 10,0 м на 17,3 м, высотой 8,6 м и общей площадью 274 м² , представлял собой компактное кубическое сооружение с чердачным мезонином, высоким цоколем на подклете и двумя стилизованными фронтонами над южным и восточным фасадами, дополненными асимметрично выстроенными верандами. Стены изначально окрасили снаружи светлой охрой, простой формы ступенчатые фронтоны были покрыты богатой полихромной мозаикой. На западном — гипертрофированно крупные листья и цветы глицинии, на восточном — стебли бамбука и два дерева с круглыми кронами. По низу шёл орнамент их гирлянд и зелени и полоса стилизованного морского прибоя — все работы керамической мастерской Петра Ваулина «Гельдвейн-Ваулин» в деревне Малое Кикерино под Петербургом. Обращённый к морю южный фасад украсили порталом, также в технике полихромной мозаики, выполненной в мастерской Владимира Фролова . Крышу покрывала внахлёст поливная красная и серо-голубая черепица. Оформлением интерьеров и фасадов вначале занимался Виктор Замирайло, в 1907 году к нему присоединились Евгений Лансере , Павел Кузнецов, Пётр Уткин и Александр Матвеев. Декоративные работы для зданий и парка выполнялись художниками в Крыму с 1907 по 1914 годы. Согласно документам « …все комнаты в доме, включая ванную и внутреннюю лестницу, были сплошь расписаны частью маслом по натянутому холсту; отчасти аль фреско, художниками П. В. Кузнецовым, П. С. Уткиным и одна комната (кабинет) Е. Е. Лансере. Медные медальоны на внутренней лестнице работы художника А. Т. Матвеева. Даже отделка оконных рам и дверей, а также медь порогов в том же вкусе модерн ». Во всех 15 комнатах дома не было ни одного повторяющегося мотива росписи либо украшения . Известны указания Я. Жуковского по оформлению здания в виде « …художник П. В. Кузнецов — роспись 4-х комнат; наружные — alfresco; рисунки для майолики и мозаики; П. С. Уткин — роспись; 4-х комнат… », в результате которых был создан уникальный ансамбль здания и окружающего пространства . Первый этаж с детской комнатой расписали на темы «морского дна» — «морские волны с купающимися в них крабами, дельфинами и лилиями», верхний отражал жизнь наземного мира. Веранды были увиты розами и глицинией По детским воспоминаниям одной из родственниц Якова Евгеньевича

налево от входа в столовую находилась дверь в синюю комнату. По её широкому фризу было нарисовано в декадентской манере шествие женщин в длинных одеждах, с неестественно вывернутыми к спине головами. В руках они держали блюда с необыкновенными фруктами (кажется, это был Кузнецов). Большое венецианского типа окно закрывалось синим занавесом на чесучёвой подкладке. Его кайма представляла собой вышивки-аппликации. Их исполняли в рукодельных мастерских Петербурга. Судя по убранству, интерьеры никогда не консервировались, словно всегда поджидали гостей. Рядом находилась узкая, самая скромная комната с одним окном, смотревшим на море. Там стоял шкаф, нечто вроде буфета, сделанный из дерева матового зеленоватого цвета. Говорили, что здесь жил Яков Евгеньевич Жуковский, когда приезжал в Новый Кучук-Кой. Из столовой направо дверь открывалась в кабинет хозяина дома. Одно окно выходило на юг, другое на восток. Кабинет в жёлто-лимонных тонах был украшен медальонами работы Е. Е. Лансере, то ли съёмными, то ли вмонтированными в панель. Живопись на них отливала желтовато-коричневатыми оттенками. В северной стене столовой было две двери. Через одну гости попадали в светлую комнату, бордюр которой был украшен стилизованным изображением волн. Здесь останавливались художники, пока строился для них предназначенный дом. Окна этой комнаты выходили на северо-запад, а к восточной наружной стене примыкала большая пергола , увитая виноградом. Другая дверь сообщалась с узеньким коридорчиком и была настоящим произведением искусства. Вставленное в неё стекло имело оригинальную роспись .

Примерно в 1910 году в западной части имения был построен «дом садовника» необычного характера, связывающий архитектуру с окружающей природой. Дом, был составлен из двух террасно расположенных прямоугольных блоков, на плоской крыше устроили сад, аттик и высокую трубу украсили майоликой, работы Кузнецова, к дому примыкали оранжерея, парники, бассейн и цветник . Также известно, что была построена специальная «Мастерская художников», но никаких подробностей, кроме нескольких фотографий, пока установить не удалось.

После революции

В 1921 году Жуковский открыл в своей усадьбе музей, который в 1923 году был закрыт, а в усадьбе разместили дом отдыха работников искусств. Во время войны статуи Матвеева были разбиты, но учениками Матвеева А. Н. Черницким , А. М. Игнатьевым , В. Г. Стамовым , , в 1960-х годах сделаны копии и размещены их на прежних местах, а оригиналы принял на хранение Русский музей . В 1958 году был организован пансионат «Криворожский горняк» . В сентябре 1987 года в главном доме усадьбы произошёл пожар и здание было законсервировано без реставрации. В 2004 году компания Систем Кэпитал Менеджмент , принадлежащая Ринату Ахметову , путем выкупа приватизировала усадьбу с заявленной целью « реконструкции и дальнейшего обслуживания памятника истории и культуры » . По другим данным ещё 2002 году почти вся территория бывшего имения стала частной собственностью, а с 2007 года доступ на всю территорию парка стал невозможен . Новым владельцем на территории комплекса в 2008 году был устроен бассейн площадью более 2 тыс. м² и гостевой дом общей площадью 336 кв. м² . 16 декабря 2019 года, в результате торгов (начальная цена лота составляла 1 млрд. 975 млн рублей), объект недвижимости "Дача Якова Жуковского «Новый Кучук-Кой» перешла в собственность ООО «Эколого-туристический центр в Парковом», созданное в 2007 году, учредителем санкт-петербургским ООО «Рисско». ООО «Рисско», в свою очередь, учреждено ООО « Газпром добыча Оренбург » (почти стопроцентная доля в уставном капитале или 11,6 млрд рублей) и ООО «Клиника промышленной медицины» (доля менее 0,01 % или 100 тысяч рублей) . На 2021 год основные части усадьбы сохранились, главный дом, переживший пожар в 1987 году, находился в законсервированном виде, «лестница Иакова» в целости, скульптуры, выполненные учениками А. Т. Матвеева, отсутствуют (предполагается, что были вывезены в Киев) .

Охранный статус

Приказ Министерства культуры Украины от 13.12.2007 № 1669/0/16-07, учётный № 2053/1-АР комплекс «Дача Жуковского Новый Кучук-Кой», в составе дачного домика Жуковского, дома садовника и парка, был внесён в государственный реестр недвижимых памятников Украины местного значения . Данный приказ, фактически, повторял постановление Совета Министров Автономной республики Крым № 39 от 14 февраля 1994 года (пока не найдено) и ставил под охрану перечисленные в экспликации к постановлению 40 объектов усадьбы .

В 2016 году, на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 25 октября того же года , постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года № 627 «Об отнесении объектов культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» , памятниками градостроительства и архитектуры регионального значения объявлены "Комплекс "Дача Я. Е. Жуковского «Новый Кучук-Кой» и отдельно охраняются «Дачный домик Я. Е. Жуковского» и барельефы «Сон» и «Пробуждение» на южном фасаде дома садовника . При этом скульптура А. Т. Матвеева, вмонтированная в скалу, «Сидящий мальчик», выполненная в 1908 году в технике майолики не входит в предмет охраны усадьбы и не является объектом культурного наследия, не имеет охранного статуса .

Примечания

  1. Этот объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. Анна Галиченко. Новый Кучук-Кой // Старинные усадьбы Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. — С. 357—415. — 416 с. — 2000 экз. ISBN 978-966-648-177-4 .
  3. . Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина . Дата обращения: 29 апреля 2023. 1 мая 2023 года.
  4. Соколов Б.М. Новый Кучук-Кой: "Академия художеств" Якова Евгеньевича Жуковского // . — Москва: БуксМАрт, 2022. — С. 96—113. — 656 с. — ISBN 978-5-00203-013-2 . 28 апреля 2023 года.
  5. . Редакция «Российской газеты». Дата обращения: 4 мая 2023. 4 мая 2023 года.
  6. . Министерство культуры Крыма. Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  7. Соколов Борис Михайлович. // Искусство Евразии : журнал. — 2018. — Вып. 3 (10) . — ISSN . — doi : . 3 мая 2023 года.
  8. . Остров Крым. Дата обращения: 2 мая 2023.
  9. Анастасия Соловьева. . Архнадзор. 24 апреля 2020. Дата обращения: 1 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  10. Давыдова Ольга Сергеевна. . Фонд Лихачева. Южный берег Крыма - территория Всемирного наследия. Дата обращения: 1 мая 2023. 9 июня 2023 года.
  11. . Курорт-инфо. Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  12. . Лента новостей Крыма. 14.01.2020. Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  13. . Хранители Наследия. Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  14. . scandaly.ru. Дата обращения: 5 мая 2023. 5 мая 2023 года.
  15. (укр.) . Министерство культуры Украины. Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  16. . Совет министров Республики Крым. Дата обращения: 29 апреля 2023. 9 февраля 2022 года.
  17. Объект культурного наследия народов РФ регионального значения (Крым) Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида)
  18. Объект культурного наследия народов РФ регионального значения (Крым) Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. ( ЕГРОКН ). (БД Викигида)
Источник —

Same as Новый Кучук-Кой