Свадьба с приданым (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сва́дьба» — комедийный художественный фильм, поставленный в 1944 году режиссёром Исидором Анненским на Тбилисской киностудии ( Грузинская ССР ), но снимавшийся на базе « Мосфильма », в Москве , в Лиховом переулке .
Фильм, созданный по одноимённому водевилю А. П. Чехова , рассказам «Свадьба с генералом», « Перед свадьбой », «Брак по расчёту», « В бане » и сценке «Жених и папенька», является сатирой на нравы среднего класса дореволюционной России .
В 2007 году об истории создания картины был снят документальный телефильм «История одной „Свадьбы“» .
Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Дашенька, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов, ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала . Один из близких к дому Жигаловых людей, агент страхового общества Нюнин, обещает доставить на праздник генерала и получает за это 25 рублей.
И вот, наконец, свадьба. В торжественный момент прибыл главный гость — пожилой генерал Ревунов-Караулов, родной дядя Нюнина. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга ( подполковник ). Узнав о том, что за визит генерала, оказывается, заплачено 25 рублей, ошеломлённый Ревунов-Караулов покидает празднество. Выпивший жених ссорится с телеграфистом Ятем, приглашённым на торжество, а узнав, что за невесту дают меньше приданого, в ярости рвёт дорогие подушки. Свадьба расстраивается.
Съёмки картины проходили в Москве , в Лиховом переулке (дом 3, строение 2) , в двухэтажном старинном желтоватом здании, находящемся в углублении (в настоящее время там располагаются офисные помещения) и принадлежавшем в те годы документалистам. Съёмки проходили по ночам на верхнем этаже (днём документалисты готовили выпуски «Хроники»). В уличных кадрах можно видеть приметы военной Москвы — заклеенные крест-накрест окна.
Картину было приказано выпустить на экраны к 40-летию смерти А. П. Чехова . По выражению Фаины Раневской , «У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник» .
Эраст Гарин вспоминал «немногочисленные репетиции и очень длительное время съёмок» . Он говорил о своей роли, что в его дореволюционном детстве «бродили такие вредные, вроде моего жениха, маски». Гарин сам предложил добавить к внешности Апломбова стояче-откидной крахмальный воротничок, а художник по костюмам Шелли Быховская его «гиперболизировала». Также по просьбе артиста ему прилепили усы щёточкой под Адольфа Гитлера , «вождя взбесившихся мещан», и одели в узкую визитку .
По словам киноведа Ростислава Юренева , хотя юбилей Чехова и выпал на тяжёлое время, киностудии смогли выпустить сразу два непохожих фильма по его произведениям: « Юбилей » Владимира Петрова и «Свадьба» Исидора Анненского . И если первый «при отменной актёрской игре оказался несколько вялым, академичным», то второй, «несмотря на бледность и неизобретательность режиссуры, дал множество великолепных актёрских работ» . Особо восхитила его игра Веры Марецкой:
Сколько задора, настоящей женственности и вместе с ней провинциальной вульгарности, мещанского жеманства внесла Вера Марецкая в образ акушерки Змеюкиной! Как мало мы использовали в кино удивительное комедийное дарование этой актрисы!