Interested Article - Изреель

Изреель («Богом насаждённый» ; «Бог посеет» ), также Иезреиль и Изреэль ( др.-евр. יזרעאל‎ ‏‎ ), — ветхозаветный крупный ханаанейский город, давший название всей долине . При дележе Ханаана достался Иccaxapовy колену . Позднее стал второй резиденцией царя Северного Израильского царства Ахава . Древним грекам и римлянам был известен под названием Ездрилон («Божие семя»; «Божье се́яние» ). Позднее палестинское селение , разрушенное в ходе Арабо-израильской войны (1947—1949) . Ныне археологический объект в северном Израиле .

Фигурирует в пророчествах Осии (евр. Гошеа; VIII век до н. э.).

Библейское повествование

Этот ханаанейский город при дележе Ханаана достался Иccaxapовy колену ( Нав. ; ) .

Местонахождение

Упоминается между пограничными городами сынов Иссахара ( Нав. ). Был расположен на высоком холме , с прекрасными видами на обширную долину Изреельскую и окружающие её горы, как, например, Гелвуйские горы, Кармил, Фавор и др.

По имени этого города называлась и та равнина , которая тянется с юго-востока на северо-запад, длиною в восемь и шириной в 3—5 часов пути ( Нав. ; Суд. ; Ос. ); позднее равнина получает название «Большое поле Ездраелона , или Ездрелома » ( Иудифь. ). Кроме того, вся эта равнина или часть её иногда носит название — «Равнина Мегиддо» ( 2Пар. ); позже, в эпоху римского владычества, её называют «Campus Legionis»; она также была известна в древности под названиями «Великое поле у (евр. Дотаим)» ( Иудифь. ) или просто «Великая равнина» ( 1Мак. ; Флавий, Древн., XII, 8, § 5 и др.). Арабами именовалась «Merdsch ibn-Amir». Знаменитый еще в древности сирийско-египетский караванный путь пересекал южную часть Изреельской равнины.

Описание

Здесь водится много дичи, а между животными едва ли не преобладают дикие собаки — потомки тех хищных животных, которыми был наполнен древний Изреель, даже двор царского дома, и которые упоминаются в истории ужасной кончины Иезавели и её мужа ( 4Цар. ; 3Цар. ).

Становится второй резиденцией царя Северного Израильского царства Ахава (Ахаба), который построил здесь роскошный дворец, развёл великолепные сады и воздвиг высокую дозорную башню, с которой открывался далекий вид на дорогу, ведущую к Иордану ( 1Цар. , ; 1Цар. и сл.; 2Цар. , ) . Во дворце был дом из слоновой кости ( 3Цар. ) .

Некогда Изреель был значительным городом; он был сильно укреплен стенами и башнями и имел своих старейшин и правителей ( 4Цар. ); но он не упоминается уже в Библии после времён пророка Осии (евр. Гошеа), согласно с его пророчеством, в истории Ветхого Завета . Пророк Осия считает Изреель символом или знамением того грядущего события, которое должно привести к гибели всего Израильского царства в долине того же имени ( Ос. и сл.; Ос. и сл.): «соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения » ( ).

Персонажи

Иезавель

Известность города Изрееля, по мнению автора БЭАН , произошла от его близкой связи с историей царя Ахава , Иезавели (евр. Изебель), Илии и Навуфея . Там, через посредство царя Иегу , разразилась Божья кара над Изебелью и Иегорамом за их кровавые преследования пророков ( 2Пар. ) . Здесь погибла нечестивая Иезавель , жена Ахава ( 4Цар. ) . Близ города находился Иорам (евр. Иегорам), сын Ахава, в то время, когда Ииуй составил против него заговор ( 4Цар. ) .

Навуфей (евр. Набот), израильтянин из Изрееля, имея виноградник (наследство предков) возле дворца царя Ахава в Изрееле, отказался продать его царю . За исполнение желания безвольного царя взялась его жена Иезавель. По её приказу старейшины города назначили пост и народное собрание, во время которого лжесвидетели обвинили Навуфея, будто он хулил Бога и царя. Его вывели сейчас же за город и побили камнями насмерть. Ахав, извещённый о казни Навуфея, поспешил вступить во владение виноградником, но там его встретил пророк Илия с грозной обличительной речью, в которой он предсказал ему страшный конец его дома ( 3Цар. ). По агаде , дух, который среди сонмов ангелов вызвался вовлечь Ахава в гибельную для него войну с арамейцами (см. Михаиегу ), — был дух Навуфея .

Давид

Название встречается в истории Давида ( 1Цар. ; , ) .

Поздние упоминания

По свидетельству Иеронима , Изреель в его время (III век до н. э.) назывался Максимианополис , а у Флавия и в так называемом « Иерусалимском путеводителе » он называется: Страдела .

Гийом Тирский (XII век) указывает на него под названием Джеринум — название почти одинаковое с Зераин .

XX век

К началу XX века на месте древнего города Изрееля находилась бедная деревушка у северо-западной подошвы горы Гильбоа , из 20 жалких полуразрушенных домов .

Примечания

Источник —

Same as Изреель