Interested Article - Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии ( фин. Inkerin Evankelis-Luterilainen Kirkko ) ( Церковь Ингрии , ЕЛЦИ ) — российская лютеранская церковь скандинавской традиции. Большинство приходов расположены на территории Ленинградской области и Карелии . Юридически создана в 1992 году, однако свою историю отсчитывает с 1611 года (года основания одного из старейших лютеранских приходов на территории Ингерманландии ).

История

В составе Церкви Швеции (1617—1720)

Предыстория (1617—1639)

По Столбовскому миру земли северо-западной Руси перешли под контроль Швеции (к тому моменту уже принявшей Аугсбургское исповедание ). В результате значительная часть русского населения и часть обрусевших местных жителей покинула данную территорию. Пустующие земли по решению короля Швеции были заселены жителями центральной Финляндии . Здесь был организован ряд приходов, начато строительство церковных зданий. Первым, в 1611 году, был создан приход в Лемболово . Вновь созданные приходы являлись частью Церкви Швеции и в 1618 году были включены в состав Выборгской епархии .

Ниенское и Ивангородское пробства Церкви Швеции (1639—1641)

В 1639 году выборгский генерал-губернатор разделил территорию Ингрии на Ниенское и Ивангородское пробства .

Нарвская суперинтенденция Церкви Швеции (1641—1720)

В 1641 году в Нарве была создана суперинтенденция , ведавшая всеми делами, касающимися поставления священников и содержания храмов, через год — консистория . Четыре асессора при суперинтенденте представляли интересы, соответственно, финского, шведского, русского и немецкого населения. Ко времени возвращения Ингрии в состав России здесь насчитывалось 28 приходов , имевших многочисленные филиалы и разделённых на три пробства.

В составе Евангелическо-лютеранской церкви России (1720—1919)

Закариас Сигнеус

Нарвская суперинтенденция Евангелическо-лютеранской церкви России (1720—1832)

В результате Северной войны территория Ингерманландии перешла к России, в 1720 году Нарвская суперинтенденция была передана Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских , в 1727 году Консисториальному отделу Юридической коллегии при Святейшем правительствующем синоде , в 1734 году вновь Консисториальному заседанию Юстиц-коллегии лифляндских и эстляндских дел . В том же 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила финско-шведской общине участок в Санкт-Петербурге , в районе современного Невского проспекта , на котором была построена первая деревянная церковь во имя Святой Анны . После разделения общины в 1745 году на шведскую и финскую, финская община осталась на прежнем месте. В 1767 году финны построили церковь Святой Марии , которая стала главной финской церковью России. Помимо неё существовали отдельные приходы в финских поселениях, так что духовное окормление получало население почти 800 финских деревень.

20 июля 1819 года с целью навести порядок в евангелическо-лютеранских общинах император Александр I издал указ о создании епископской кафедры , которой подчинялись бы все евангелическо-лютеранские приходы Российской империи, и Генеральной консистории , состоящей поровну из мирян и священнослужителей. Первым президентом Генеральной консистории был назначен попечитель Дерптского учебного округа Карл Андреевич Ливен (числился на этом посту лишь номинально, поскольку указ не был реализован). Духовным главой Евангелической церкви назначался епископ , кандидатуру которого должен был утверждать император.

В январе 1820 года по приглашению императора Александра I в Санкт-Петербург приехал епископ Закариас Сигнеус из финского города Порвоо (Борго) . Призвание епископа из Великого Княжества Финляндского было связано с тем, что финская церковь сохранила преемство от Церкви Швеции . При помощи архиепископа Финляндии Якоба Тенгстрёма епископ начал реорганизацию церковной жизни как Санкт-Петербурга, так и лютеранских приходов по всей России. Однако смерть Александра I помешала довести эти планы до конца. Сигнеус принимал участие в работе над новым церковным законом, но скончался до его принятия.

Санкт-Петербургский консисториальный округ Евангелическо-лютеранской церкви России (1832—1919)

В законе, подписанном Николаем I 28 декабря 1832 года, упоминание об историческом епископате отсутствовало. Нарвский суперинтенденция была упразднена, её пробства были включены в Санкт-Петербургский консисториальный округ. Впоследствии основную роль в управлении Евангелическо-лютеранской церковью Российской империи стали играть немцы с сохранением автономии трех ингерманландских пробств . Необходимо заметить, что, несмотря на существование финских приходов, отдельной лютеранской церкви для финнов не было — все приходы входили в структуру, признанную государством, что имело свои положительные и отрицательные стороны. Положительным было то, что Церковь имела поддерживаемый государством статус и государство принимало активное участие в её финансировании; с другой стороны, деятельность Церкви находилась под жёстким контролем со стороны министерства внутренних дел , которое определяло помимо места организации нового прихода и язык проповедей в нём, причём проповеди на русском языке были запрещены до 1905 года. В целом такое состояние определялось как «золотая клетка». В 1856 году Санкт-Петербургский консисториальный округ насчитывал 224 095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви .

Финская церковь Ингрии (1919—1960-е)

Исторические приходы Церкви Ингрии
(1930-е годы)

В первые годы Советской власти отношение государственных структур к финской церкви было достаточно лояльным, что позволило финнам не только организовать собственную Церковь, но начать вести проповеди на русском языке. В январе 1919 года представители финских приходов собрались в Петрограде и сформировали Комитет финско-ингерманландских евангелическо-лютеранских общин, а в конце сентября того же года Комитет принял решение об объявлении Финской церкви Ингерманландии независимой, так как Генеральной консистории более не существовало.

3 марта 1921 года Российский евангелическо-лютеранский епископский совет официально провозгласил, что отныне приходы Церкви Ингрии образуют самостоятельный синодальный округ с консисторией. В Москве был организован Генеральный синод, существовавший до 1935 года, при котором позднее возник епископский совет. Его председателем стал пробст Феликс Фридольф Реландер , гражданин Финляндии, посвящённый в 1921 году в сан епископа финских лютеранских приходов.

В 1925 году Феликс Реландер умер, а его обязанности перешли к консистории из трёх пасторов и четырёх мирян. Один из этих пасторов — Селим Ялмари Лауриккала (1882—1957), настоятель прихода Ряяпювя стал председателем консистории, но епископом не именовался. При нём руководство приходами осуществлял Ингерманландский евангелическо-лютеранский Главный церковный совет состоявший по уставу из двух духовных и пяти прочих лиц, избираемых на три года.

Однако такое положение сохранялось недолго. Постановлением Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 года были запрещены обучение в приходах, работа с молодёжью и все виды социального служения. C 1928 по 1935 годы в Среднюю Азию , Сибирь и на Кольский полуостров было выселено 60 тысяч ингерманландцев . Весной 1935 года вышел циркуляр Главного управления милиции НКВД СССР «Об очистке двадцати двух километровой пограничной полосы от кулацкого и антисоветского элемента». В результате перестал существовать Куйвозовский финский национальный район — из него выслали более 22 тысяч человек. В 1936 году около 10 тысяч ингерманландцев переселили в Вологодскую область . В 1930-е годы все ингерманландские приходы были закрыты, пасторы и наиболее активные прихожане эмигрировали или были репрессированы, церкви и их имущество конфискованы.

На территории, завоёванной немцами после начала Великой Отечественной войны, проживало около 63 тысяч ингерманландцев. Для проверки условий их жизни была создана комиссия, которая посетила Гатчину , Пушкин , Красное Село , Тосно и Волосово . С учётом мнения комиссии, чтобы утолить духовный голод местных жителей, в августе 1942 года из Финляндии был направлен военный пастор лейтенант Юхани Яскеляйнен. Весной 1943 года к нему присоединились пасторы Юсси Тенкку (только что рукоположённый) и (эст.) (в 1930-х годах служивший в приходах Эстонской Ингерманландии ). Вновь стали действовать около 20 общин, велись конфирмационные занятия, совершались Таинства. Однако в 1943 году, в связи с депортацией ингерманландцев в концлагерь Клоога , эта попытка возрождения закончилась. Последнее богослужение совершил Рейно Юлёнен в приходе Скворица .

Вплоть до 1950-х годов в среде ингерманландцев существовали тайные собрания верующих, которыми преимущественно руководили женщины, наиболее известными среди которых были Мария Каява и Катри Кукконен, или харизматические проповедники. В мае 1949 года из ссылки в Петрозаводск вернулся Матти Кукконен, бывший член церковного совета общины в Колтушах , который, поселившись в частном доме на окраине города, начал по собственной инициативе проводить богослужения, совершать Таинства и конфирмировать желающих.

В 1953 году из ссылок вернулись два оставшихся в живых пастора Юхани Вассель ( фин. Juhana Vaasseli ) и Пааво Хайми ( фин. Paavo Haimi ) , которые как могли, проводили духовное окормление немногочисленной паствы, возвратившейся в родные места. Они поселились в Петрозаводске . По их возвращении духовная жизнь общины Карелии оживилась. Люди вновь смогли получать Причастие , участвовать в конфирмационном обучении. Летом, пасторы духовные собрания из-за большого количества народа проводили на кладбищах. Часто о таких собраниях доносили и они разгонялись милицией .

В 1958 году общину в Петрозаводске посетил эстонский архиепископ Ян Кийвит, давший совет о том, как зарегистрировать общину. Однако заявление ингерманландцев в Совет по делам религий при Кабинете министров СССР , под которым стояли 703 подписи, было отклонено.

В составе Эстонской евангелическо-лютеранской церкви (1960-е—1992)

В конце 1960-х годов финны-ингерманландцы вошли в состав Эстонской лютеранской церкви — первое богослужение прошло в старой церкви в Нарве . Проводил его эстонский пастор Эльмер Куль, не знавший финского языка и поэтому служивший по транскрипции, однако церковь, рассчитанная на 250 мест, собрала на первое богослужение 800 человек. 20 июня 1969 года был зарегистрирован лютеранский приход в Петрозаводске (ему пришлось долго ютиться на дальней северо-западной окраине города, и первоначально — в старой избе ), и в сентябре пастор Эльмер Куль был официально назначен эстонской церковью на служение в Петрозаводске.

В 1977 году был зарегистрирован приход в городе Пушкине . Дальнейшее развитие Церкви связано с именем Арво Сурво , первоначально диакона в пушкинском приходе. В конце 1980-х годов он и его единомышленники начали восстановление церковных зданий в финских деревнях, причём начало было положено с церкви в деревне Губаницы Волосовского района . Всего было построено пять новых и восстановлено шестнадцать старых молитвенных зданий. В декабре 1987 года архиепископ Эстонии рукоположил Арво Сурво, который окончил семинарию в Таллине . В 1989 году Арво Сурво поднял вопрос о создании внутри Церкви Эстонии самостоятельного Ингерманландского пробства , однако первоначально получил отказ. 4 мая 1989 года представители пяти ингерманландских приходов подписали в Губаницах декларацию о воссоздании Финской евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, «полностью самостоятельной во внутренней жизни», хотя и «признающей авторитет» Эстонского архиепископа, и образовали Правление во главе с и А. Сурво. 19 июля 1989 года был зарегистрирован приход в Колтушах , 22 февраля 1990 года получили регистрацию приходы в Нарвуси (Кузёмкино) , Токсово и Скворицах , в августе — в Гатчине . В 1990 году Эстонская церковь выделила вновь созданные приходы в Ингерманландское пробство во главе с приглашённым из Финляндии пастором Лейно Хассиненом . 19 мая 1991 года в Губаницах архиепископ Паюла рукоположил еще четырех пасторов для служения в Ингерманландском пробстве.

Церковь Ингрии (с 1992)

10 июля 1991 года совет Ингерманландского пробства принял решение о создании независимой Церкви Ингрии. А августе 1991 года была провозглашена независимость Эстонии, и 1 января 1992 года с согласия Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии Ингерманландское пробство было преобразовано в независимую Евангелическо-лютеранскую церковь Ингрии. Российские власти зарегистрировали новую церковь 14 сентября 1992 года. Предстоятелем церкви стал Лейно Хассинен, в 1993 году хиротонисаный в епископы.

5 ноября 1991 года был зарегистрирован приход в Саранске — первый миссионерский приход в российской провинции.

В октябре 1992 года была освящена церковь св. Георгия в Колбино — первое ингерманландское церковное здание, построенное на исторических землях Ингерманландии после 1917 года.

В 1995 году новым епископом Церкви Ингрии стал настоятель Колтушской общины Арри Кугаппи . Хиротонию совершили епископы Лейно Хассинен (Церковь Ингрии), Матти Сихвонен (Куопио, Финляндия), Верне (Будё, Норвегия), Хенрик Свенунгссон (Швеция) и Георг Кречмар (Россия), а также архиепископ Яан Кийвит (Эстония).

10 мая 2019 года Арри Кугаппи проинформировал Синодальный совет церкви о желании выйти на пенсию по возрасту в установленный Уставом срок. 19 октября 2019 года на XXX Синоде ЕЛЦИ новым епископом был избран ректор Теологического института Церкви Ингрии , настоятель Губаницкого прихода пастор Иван Сергеевич Лаптев .

9 февраля 2020 года на торжественном богослужении в церкви св. Марии пастор Иван Сергеевич Лаптев был рукоположён в епископы . Рукоположение совершили епископ-эмеритус Арри Кугаппи (Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии), архиепископ Янис Ванагс ( Латвийская евангелическо-лютеранская церковь ), епископ Всеволод Лыткин ( Сибирская евангелическо-лютеранская церковь ), епископ ( Эстонская евангелическо-лютеранская церковь ) и епископ ( Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии ).

Современное положение

Число приходов и прихожан

В 2009 году в Церкви Ингрии насчитывалось 75 приходов и 13 —15 тысяч прихожан . В 2019 году число приходов оценивалось в 79 . Таким образом, ЕЛЦИ является второй по количеству верующих лютеранской Церковью в России после ЕЛЦЕР .

Этнический состав

В начальный период большинство прихожан Церкви составляли этнические ингерманландцы , однако их количество постепенно сокращается, поэтому большинство приходов имеют смешанный или чисто русскоязычный состав. В начале 2000-х годов русский язык официально стал главным богослужебным языком в ЕЛЦИ.

Источники финансирования

По сведениям прессы, 40-50 % финансирования ЕЛЦИ поступает от благотворительных организаций Финляндии

Структура

Епископ - эмеритус ЕЛЦИ А. М. Кугаппи

Административное устройство

Административно ЕЛЦИ представляет собой одну епархию , окормляемую епископом . Приходы объединены в семь пробств по территориальному принципу.

Кафедральным собором Церкви Ингрии является церковь св. Марии в Санкт-Петербурге , на Большой Конюшенной улице . Там же расположена Центральная канцелярия церкви. Церковное учебное заведение, Теологический институт Церкви Ингрии , осуществляющее подготовку священнослужителей и церковных работников, расположено в деревне Колбино Всеволожского района Ленинградской области (ректор к. ф. н. пастор Константин Юрьевич Субботин).

Основной структурной единицей церкви является приход , возглавляемый настоятелем в сане пастора или, при необходимости, в сане диакона (временно, сроком до 2 лет). Высшим органом управления прихода является общее собрание прихода. В период между общими собраниями мирскими делами прихода от его имени управляет выборный совет уполномоченных во главе с председателем из числа прихожан. Для исполнения принятых решений и управления текущими делами прихода совет уполномоченных избирает приходской совет, председателем которого по должности является настоятель.

Духовное служение

В Церкви Ингрии существует три степени духовного (священнического) служения:

Традиционно все они могут обозначаться общим понятием «священнослужитель».

Для помощи приходским священнослужителям в Церкви Ингрии утверждена должность катехета (катехизатора). Катехет (катехизатор) не является священнослужителем, но призывается к исполнению функций церковнослужителя (аналог лектора Имперской лютеранской церкви).

Благотворительная (диаконическая) деятельность

В Церкви Ингрии действует епархиальный Диаконический отдел, который определяет приоритетные направления благотворительной деятельности в общецерковном масштабе и организует аналогичную деятельность в поместных общинах. Епархиальная диаконическая касса, предназначенная для поддержки людей, оказавшихся в сложном финансовом положении, и приходских диаконических проектов, формируется за счет добровольных пожертвований .

Церковь Ингрии является учредителем нескольких домов престарелых ( Колтуши , Тайцы , Кикерино , «Дом милосердия» в Тюрё , «Дом Марии» в Терволово ), а также ряда благотворительных церковных подразделений и автономных некоммерческих организаций , в т. ч.:

  • АНО «Манна» (СПб) ;
  • АНО «Трилистник» ( Кронштадт );
  • АНО «Колибри» ( Волосово );
  • АНО «Анна помогает» (СПб);
  • АНО «Некрополь» (СПб);
  • АНО «Вифлеем» ( Воронеж );
  • Приходской центр помощи зависимым ( Луга );
  • Социальное служение «Вектор»;
  • Кризисный центр Церкви Ингрии «Помощь ближнему»;
  • Благотворительный кластер «Добрая почва» (Чебоксары).

Паломническая деятельность

Паломническая деятельность осуществляется через АНО «Паломнический Центр Новая Земля» (СПб).

Издательская деятельность

Церковь Ингрии является учредителем издательства ООО «Вербум» .

Церковь Ингрии издает журналы «Церковь Ингрии» на русском языке и «Inkerin Kirkko» на финском языке.

Территориальное деление

Церковь Ингрии территориально разделена на девять пробств: Санкт-Петербургское, Московское, Карельское, Приволжское, Уральское, Сибирское, Западно-Ингерманландское, Северное и Южное.

Западно-Ингерманландское пробство

Санкт-Петербургское пробство

Карельское пробство

  • приход в Калевала
  • приход в Питкяранта
  • церковь Вознесения Христова (Кондопога)
  • приход в Рускеала
  • приход в Костомукше
  • приходская группа в Медвежьегорске
  • приход в Соддере
  • приход в Сортавале
  • церковь Святой Троицы (Чална)
  • церковь Святого Креста (Олонец)
  • церковь Воскресения Христова (Харлу)
  • церковь Святого Духа (Петрозаводск)

Московское пробство

Приволжское пробство

  • приход Святого Причастия (Борисоглебск)
  • приход св. Иоанна (Саратов)
  • приход св. Павла (Новые Бурасы)
  • община св. Луки (Энгельс)
  • приход Вознесения (Владикавказ)

Уральское пробство

Сибирское пробство

  • приход в Омске
    • капельная группа в Рыжково
    • капельная группа в Орловке
    • капельная группа в Ковалево
  • приход Христа Спасителя (Новосибирск)
  • приход Святой Троицы (Красноярск)
  • приход Преображения Господнего (Минусинск)
  • приход в Верхнем Суэтуке
  • приход в Верхней Буланке
  • приход св. Григория (Нижняя Буланка)
  • приход св. Марии (Иркутск)
  • приход «Благодать Христа» (Улан-Удэ)

Северное пробство

  • приход в Кеми
  • приход в Мурманске
  • приход в Сегеже
  • приход в Муезерском
    • капельный приход в Тикше
  • приход св. Марии (Ревда)
  • приход в Ловозере
  • приход в Кандалакше

Южное пробство

  • приход в Новороссийске
  • приход Христа Спасителя (Старый Оскол)
  • приход Св. Марии (Воронеж)
  • приход Святой Марии (Ялта)

Вероучение

Общие положения

ЕЛЦИ исповедует христианскую веру, которая основывается на свидетельстве Ветхого и Нового Заветов. Эта вера отражена в трёх исторических символах веры ( Апостольском , Никео-Цареградском и Афанасьевском ) и в лютеранских вероисповедных книгах . Церковь следует принципу открытой конфессиональности, провозглашая неизменное и неизменяемое учение языком, близким и понятным нашим современникам. Историческое вероисповедание в документах церкви поставлено выше решений нынешней церковно-канонической власти .

23 мая 2014 года в Церкви Ингрии была сформирована епархиальная Богословская комиссия под председательством епископа Церкви, в задачи которой входит разрешение богословских, практических и литургических вопросов, которые ставит перед Церковью современная действительность. Выводы комиссии после широкого обсуждения, утверждения Синодом и официальной публикации носят обязательный характер для всех приходов и служителей Церкви Ингрии.

Позиция относительно брака

ЕЛЦИ придерживается традиционных взглядов на семью. Позиция церкви изложена в Декларации «О христианской семье» , утвержденной Синодом ЕЛЦИ в 2003 году.

Позиция относительно однополых отношений

В 2015 году Синод ЕЛЦИ утвердил Декларацию «Об однополых отношениях», в соответствии с которой,

Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, повинуясь Библии как Божьему Слову, высшему и неизменному нравственному авторитету, неподвластному человеческим законам и обычаям, рассматривает сексуальные отношения между лицами одного пола как безусловный грех и категорически отрицает, что таковые отношения могут быть признаны богоугодным супружеством даже в случае их формального одобрения и признания государством, обществом, религиозными или светскими институтами (Деян. 5:29) .

Позиция относительно рукоположения женщин

Церковь Ингрии отрицает, что позднейшая традиция ординации женщин и допущения их совершению публичного служения Слова и Таинства имеет под собой библейское основание:

Мы верим, проповедуем, свидетельствуем и учим, что Церковная проповедь Слова неотделима от Святых Таинств, и что проповедническое служение, согласно установлениям Священного Писания и Апостольской Церкви, должно совершаться только мужчинами. Мы с горечью вынуждены признать, что развитие института женского «священства» в российском лютеранстве, независимо от того, используется ли при этом самонаименование «пастор» или более скромно «проповедница», разрушает лютеранскую самоидентификацию и не только не способствует сближению наших Церквей, но и лишает постановку вопроса о единстве всякого реального содержания .

Официальные документы Церкви Ингрии не допускают участия женщины в публичном служении Слова и Таинства, даже если она была ординирована в церкви, признающей ординацию женщин:

Женщина, даже если она имеет рукоположение в священнослужители, совершенное в иной лютеранской церкви, не должна проводить богослужения в качестве литурга или проповедницы в приходах Церкви Ингрии.

Положение о Церкви Ингрии на территории России (2006) §19

Литургические традиции

Язык богослужения зависит от этнического состава прихожан — собрания могут проходить на финском языке, на русском, на сочетании финского и русского, и в любых случаях допустимо включение понятных всем христианам латинских выражений. Проводятся собрания на эрзя-мордовском , мокша-мордовском , марийском , удмуртском и других языках. Наряду с высокоцерковной литургией, во время которой под органную музыку приход поёт торжественные средневековые хоралы (к примеру, один из хоралов, исполняемый во время Святого Причастия, написан на слова Яна Гуса ), существует т. н. «молодёжная» литургия, разработанная при активном участии пастора Пентти Смедса, песнопения в которой звучат более современно. Вместе с тем, в догматическом плане эти литургии равнозначны.

Музыкальные традиции

В лютеранском богослужении значительное место занимает общее пение хоралов (гимнов), иногда при поддержке хора. Помимо хоралов могут пропеваться различные элементы литургии (включая молитвы, антифоны, Символ Веры и т. д.). В приходах Церкви Ингрии используются несколько сборников гимнов:

  • Сборник Virsikirja на финском языке (разные издания)
  • Финско-русский сборник Kokoelma Virsiä Suomen Ja Venäjän Kielillä (2000, Antti Vuoristo), нумерация гимнов в котором соответствует Virsikirja.
  • Детский сборник.
  • Молодёжный сборник.
  • Евангелическо-лютеранский сборник гимнов (СПб.: Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России, 2001).
  • Евангелическо-лютеранский сборник гимнов евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России (СПб.: Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России, 2013).

Критика

Представители непризнанной другими лютеранскими объединениями РФ Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания , созданной в июне 2006 года отколовшимися от ЕЛЦ ЕР и ЕЛЦИ пасторами и мирянами, высказались относительно Церкви Ингрии так:

Финский ингерманландский проект по созданию Церкви Ингрии был связан с эйфорией известного ельциновского лозунга «берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Финны умеют терпеть и умеют ждать. Элитам Финляндии начала 90-х казалось, что настал час реванша за 39-й год, когда их страна потеряла значительные карельские территории и земли ижорского района. Организованная на финские деньги Церковь Ингрии призвана была служить планам по «мирной аннексии» Ингерманландии — широкой автономии для этих, некогда финских земель, под патронажем Финляндии. Но с приходом во власть команды Владимира Путина, эти планы пришлось свернуть и Церковь Ингрии вынуждена была переориентироваться на сотрудничество с американской лютеранской Церковью Миссури Синод

Межцерковные и экуменические связи

  • Основной братской Церковью для ЕЛЦИ в силу исторических причин является Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии . Однако, несмотря на тесные контакты между двумя Церквями, Церковь Ингрии не является частью Церкви Финляндии.
  • Так как учение и богослужебная практика достаточно консервативны (например, в ЕЛЦИ нет женского клира), то она входит не только в ВЛФ , но и в Международный лютеранский совет (ILC), активно сотрудничая с главной деноминацией последнего — американским Синодом Миссури .
  • В 2009 году епископы ЕЛЦИ и ЕЛЦ ЕР взяли курс на воссоединение церквей . В феврале 2010 года процесс воссоединения прервался в силу явных разногласий по вопросу о проповедническом служении женщин, а также важности сохранения апостольского преемства. Кроме того, ЕЛЦИ заявила о временном прекращении участия в совместном издании информационного бюллетеня «Лютеранские вести» .
  • Отношения между Русской православной церковью и Церковью Ингрии достаточно дружественные, несмотря на существенные догматические различия. Епископ Церкви Ингрии присутствовал в качестве наблюдателя на XII собеседованиях между РПЦ и Церковью Финляндии, которые прошли с 28 сентября по 5 октября 2002 года в Свято-Даниловом монастыре в Москве .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 марта 2018. 6 марта 2018 года.
  2. . Дата обращения: 5 марта 2018. 26 мая 2018 года.
  3. Резниченко А. Я. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России: история и современность // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом . — 2011. — № 3-4. — С. 237
  4. До ареста служил настоятелем в общине Валкеасаари
  5. До ареста служил настоятелем в общине Келтто
  6. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  7. Пастор Иван из Губаниц стал епископом церкви Ингрии. 47news.ru от 15 февраля 2020 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 11 декабря 2009. Архивировано из 19 декабря 2009 года.
  9. . Дата обращения: 23 апреля 2008. 24 декабря 2010 года.
  10. . Дата обращения: 21 января 2020. 22 сентября 2020 года.
  11. . Дата обращения: 13 января 2010. Архивировано из 13 февраля 2015 года.
  12. Дата обращения: 1 февраля 2017. 22 октября 2019 года.
  13. . Дата обращения: 23 марта 2013. 24 июля 2009 года.
  14. . Дата обращения: 11 мая 2017. 22 октября 2019 года.
  15. Положение о Церкви Ингрии на территории России (2006) § 1
  16. . Дата обращения: 28 сентября 2014. 5 декабря 2014 года.
  17. . Дата обращения: 1 февраля 2017. 29 мая 2017 года.
  18. Дата обращения: 7 августа 2012. Архивировано из 13 февраля 2015 года.
  19. . Дата обращения: 13 января 2010. 13 февраля 2015 года.
  20. . Дата обращения: 23 апреля 2008. 26 мая 2008 года.
  21. . Дата обращения: 23 апреля 2008. Архивировано из 3 мая 2005 года.

Литература

  • Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии / Браудзе М. М. — СПб.: Гйоль, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-904790-08-0 .
  • Андреева Л. Е. // Религия. Церковь. Общество, № 4, 2015. C. 364—367.
  • Исаев С. А. // Православная энциклопедия.
  • Крылов П. В. Ингрия, ингерманландцы и Церковь Ингрии в прошлом и настоящем. Статьи и лекции разных лет (СПб: Гйоль). ISBN 978-5-904790-15-8
  • Кугаппи А. М. (ред.) Путь веры длиною в столетия (СПб, Гйоль)
  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917—1938). М., «Готика», 1999.
  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI—XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское культурное наследие», 2004.
  • Резниченко А. Я. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2011. С. 237—240.
  • Сеппонен Ээро
  • Щипков А. В. // Истина и жизнь. — 1996. — № 11.
  • Jääskeläinen Juhani Inkerin suomalainen evankelis-luterilainen kirkko neuvostojärjestelmän ensimäisenä vuosikymmenenä 1917—1927 (1980)

Ссылки

  • (2006)
Источник —

Same as Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии