Якоби, Карл Густав Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́коб Хурт ( эст. Jakob Hurt , 10 ( 22 ) июля 1839 , деревня , Верросский уезд , Лифляндская губерния , Российская империя — 31 декабря 1906 ( 13 января 1907 ), Санкт-Петербург , Российская империя ) — эстонский фольклорист , богослов , лингвист и общественный деятель .
Якоб Хурт родился в деревне Химмасте Верросского уезда Лифляндской губернии, Российская империя, ныне — волость Пылва , уезд Пылвамаа , Эстония . Его отец — бедный, но грамотный и набожный — работал сельским школьным учителем. Несмотря на бедность , Якоб успешно окончил сельскую школу, приходское и сельское училища. В 1859 году он поступил в Императорский Дерптский университет . Столкнувшись с материальными трудностями, получил помощь: способного молодого человека приняли на обучение, признав «личностью совершенно без имущества», и преподаватели гимназии, где учился Хурт, собрали ему 100 рублей . С учётом дальнейшей жизненной перспективы, а также настояний отца, Якоб поступил в университет на богословский факультет, хотя самого юношу привлекали филология и фольклористика .
Ещё будучи студентом, Хурт стал принимать участие в работе Эстонского учёного общества. В 1863 году он издал сборник народных преданий Пылваского прихода. Известный лингвист, специалист по финно-угорским языкам , член Петербургской Академии Наук Фердинанд Иванович Видеман сделал Якоба своим помощником в работе по изучению южноэстонских диалектов. В 1864 году Хурт выпустил небольшую брошюру в поддержку новой орфографии эстонского языка. В следующем году он окончил Тартуский университет кандидатом богословия. Кандидатская диссертация Хурта была посвящена исследованию деятельности Хейнриха Шталя — пастора и известного литератора, создателя первого учебника эстонского языка.
По окончании университета Якоб устроился домашним учителем детей академика А. Ф. Миддендорфа , одновременно стажируясь в отепяской церкви. Однако консистория в Риге не утвердила его кандидатуру на пасторскую должность, и Хурт, сдав учительский экзамен при университете, в 1868 году уехал на остров Сааремаа , а спустя некоторое время, вернулся в Тарту (Юрьев), где стал учителем гимназии .
Тартуский период в жизни Якоба Хурта стал крайне плодотворным. В 1869 году он — член оргкомитета I Всеэстонского певческого праздника — был избран президентом Общества эстонских литераторов, а также президентом комитета по созданию Александровского училища. Это училище, названное в честь Александра II Освободителя , было создано по инициативе эстонского крестьянства.
В течение двух лет Хурт исполнял обязанности президента Тартуского общества эстонских земледельцев. В 1872 году он становится пастором в поселке Отепя . Влияние нового пастора в приходе было очень велико: при его содействии были построены три школы, созданы три оркестра, переработан порядок обучения в школах .
В начале 1870-х годов Якоб Хурт всерьез увлекся фольклористикой. Он привлек к сбору эстонского фольклора 114 человек, собравших около 13 тысяч текстов в 58 приходах. Материалы были объединены в корпус текстов « Monumenta Estoniae Antiquae », на их базе публиковались сборники народных песен «Старые гусли » ( «Vana kannel» ), первые два из которых, а также трёхтомник «Setukeste laulud», вышли при жизни Хурта под его редакцией.
К 1880 году окончательно обострились отношения Хурта с немецкими и онемеченными священниками, что вынудило его оставить приход в Отепя и с семьей перебраться в Санкт-Петербург, став пастором Яниского прихода . В российской столице на тот момент проживало не менее 20 тысяч эстонцев, и это давало Хурту большие возможности для занятия фольклористикой. В 1886 году он защитил докторскую диссертацию по языкознанию в Гельсингфорсе , получив степень доктора философии .
В 1888 году пастор возглавил организованное им массовое движение по сбору эстонских народных песен, легенд, преданий, поверий. Его призыв поддержали 1400 волонтеров. Эти добровольные корреспонденты посещали эстонские дома и собирали фольклористический материал, в итоге насчитавший приблизительно 124 000 страниц. Впоследствии этот материал систематизировался Хуртом и его помощниками и объединялся в отдельные тома. Как следствие, в Эстонии был создан один из богатейших фондов национального фольклора: 162 тома, состоящих из 114700 страниц. Было записано и сохранено для потомков и науки 47556 народных песен .
Из-за финансовых затруднений свет увидели только два сборника народных песен из шести: они были изданы в 1875 и 1876 годах , объединившись под названием «Старые гусли» ( «Vana kannel» ). Еще два сборника были изданы некоторое время спустя, в 1938 и 1941 годах , уже задолго после смерти Хурта. Хурт также издал три коллекции сборников «Песни Сетуса» ( «Setukeste laulud» ) между 1894 и 1907 годами .
Многолетняя непрерывная работа, сопровождавшаяся постоянным напряжением, подорвала здоровье Якоба Хурта, и 13 января 1907 года он ушёл из жизни в возрасте 67 лет. Похороны выдающегося лингвиста и богослова состоялись в Тарту при огромном стечении народа. Похоронен на кладбище Раади .
Вклад Якоба Хурта в эстонскую науку и культуру высоко ценится в современной Эстонии : на протяжении почти двадцати лет, пока Эстония не перешла на евро , портрет знаменитого подвижника находился на лицевой стороне банкноты достоинством 10 эстонских крон . На территории страны есть также несколько памятников Хурту. Самые известные из них — это памятники в Тарту и Отепя , где пастор жил и работал.
Вошёл в составленный в 1999 году по результатам письменного и онлайн -голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века .