Хассе, Николаус
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Адольф Хассе ( нем. Johann Adolph Hasse ; крещён 25 марта 1699 , Бергедорф , близ Гамбурга — 16 декабря 1783 , Венеция ) — немецкий композитор , оперный певец и музыкальный педагог эпохи барокко и классицизма . Хассе, один из наиболее ярких представителей сентиментализма , одним из первых композиторов обратился к стилю рококо . Наибольшую известность получил как автор опер (на итальянском языке) и духовной музыки, внёс большой вклад в развитие оперы сериа , а также являлся одним из зачинателей жанра комической оперы (ещё до Перголези ). Был другом известного поэта и либреттиста Пьетро Метастазио , писал оперы на его сюжеты.
Хассе являлся продолжателем древней династии знаменитых немецких музыкантов. Мальчика крестили в Бергедорфе недалеко от Гамбурга, где его семья была церковными органистами на протяжении трех поколений: его прадед, Петер Хассе , был известным органистом, учеником Свелинка и стоял у истоков северогерманской органной школы, а дед, Николаус , также органист, развивал идеи отца и снискал общегерманскую известность. В отличие от своих предков Хассе наибольшую известность получил, как автор опер. Его музыкальная карьера также началась с оперы: в 1718 году юноша поступил тенором в Гамбургский Оперный театре на Гусином рынке. В 1719 году он стал капельмейстером в Брауншвейге , где созданием оперы «Антиох» в 1721 году начал деятельность в качестве композитора.
В 1722 году Хассе уехал в Италию и поселился в Неаполе , где учился у Никола Порпоры . Уже на заре своей карьеры Хассе внёс большой вклад в развитие оперы, среди прочего он стал одним из зачинателей жанра комической оперы (ещё до Перголези ). В 1725 году в Неаполе была исполнена его серенада «Антоний и Клеопатра»; главные роли исполнили Карло Броски, более известный как Фаринелли и Виттория Тези . Успех этой работы не только принес Хассе множество заказов от оперных театров Неаполя, но также, по словам Йоханна Иоахима Кванца , привел Хассе к контакту с Алессандро Скарлатти , который стал его новым учителем и другом; Молодой композитор также несколько изменил свой стиль, и в некотором отношении отразил стиль Скарлатти. Популярность Хассе в Неаполе резко возросла, он получил ласковое прозвище „Il divino Sassone“ («Божественный Саксонец») и в течение нескольких лет был очень загружен работой. В 1729 году композитор также представил публике популярную оперу-буффа La sorella amante («Любящая сестра»), а также несколько интермеццо и серенад.
В 1730 году Хассе женился на знаменитой оперной певице Фаустине Бордони . Он посетил Венецианский карнавал 1730 года, где его опера Артаксеркс с большим успехом была исполнена в театре Сан-Джованни-Кризостомо. По этому случаю либретто Метастазио было сильно переработано, главную партию взял на себя Фаринелли. Две свои арии из этой оперы он позже каждый вечер в течение десяти лет исполнял для Филиппа V Испанского .
В том же году композитор получил приглашение стать придворным капельмейстером в Дрездене , куда прибыл в июле следующего года. До июля 1731 года Хассе активно работал в Вене , руководя исполнением своей оратории «Даниил» при дворе Габсбургов . Вскоре после приезда пары в Дрезден Фаустина Хассе-Бордони выступила при дворе. В сентябре состоялась премьера оперы Хассе « » (на основе сильно адаптированного текста Метастазио ); возможно, что И. С. Бах присутствовал на спектакле; Карл Филипп Эммануэль утверждал, что примерно в это время Хассе и его отец стали хорошими друзьями. В это время для Дрезденского оркестра писали музыку такие композиторы как Зеленка , Телеман , Вивальди , Кванц и др. Этот пост он с отлучками в Италию занимал до 1764 года . Король Польши и курфюрст Саксонии Август II Сильный пожаловал Хассе титул королевского и курфюрстского капельмейстера В течение тридцати лет пребывания в должности хофкапельмейстера Хассе сформировал оперный коллектив, который получил славу лучшего оркестра Европы в одного из лучших ансамблей того времени. Помимо певцов во главе с Фаустиной Бордони, вновь организованный оркестр считался настолько образцовым, что Жан-Жак Руссо опубликовал план рассадки этого оркестра в свой статье для Энциклопедии , в качестве яркого примера. Королевский двор в Дрездене предоставил Хассе и его супруге полную свободу: они также могли развивать свои контакты в Италии. Для дрезденского периода задокументировано не менее пяти дальних поездок четы Хассе за границу (с ноября 1734 г. по январь 1737 г., с сентября 1738 г. до конца 1739 г., с апреля 1744 г. до конца лета 1745 г., с июля 1746 г. до начала января 1747 г. и в течение 1754 г). Центром этих поездок была Венеция, где Хассе в 1735 году купил дом.
В октябре Хассе уехал из Дрездена, чтобы поставить премьеры своих следующих опер в Турине и Риме , и в это время он также писал музыку для венецианских театров. К концу 1732 года Хассе снова прибыл в Неаполь, хотя и провел зиму в Венеции, где его «Сирой» впервые был исполнен в особенно роскошном стиле. В феврале 1733 года умер покровитель Хассе Август II Сильный . Поскольку двор погрузился в траур, Хассе разрешили остаться за границей. Многие из его духовных произведений, написанных для венецианских церквей, в частности, относятся к этому времени.
Большую часть 1734 года Хассе жил в Дрездене, но с 1735 по 1737 год он находился в Италии, в основном в Неаполе. Фаустина выступила в сентябре 1735 года на премьере «Тита Веспасиана» (еще одна адаптированное либретто Метастазио «Милосердия Тита») в Пезаро . Эта опера стала одним из наиболее известных музыкально-сценических произведений Хассе того периода, она неоднократно ставилась на сценах самых разных театров Европы и композитор по меньшей мере дважды серьезно ее перерабатывал: сначала в 1738 году для дрезденского представления, а затем 21 год спустя для постановки на сцене знаменитого неаполитанского театра Сан Карло. Примечательным представляется факт исполнения «Милосердия Тита» Хассе в Москве в апреле 1742 года на праздновании, устроенном по случаю коронации русского Тита императрицы Елизаветы Петровны .
Вернувшись к королевскому двору в Дрездене в 1737 году, Хассе написал пять новых опер, но когда двор переехал в Польшу осенью 1738 года, он и Фаустина вернулись в Венецию, где оба были чрезвычайно популярны. Следующее пребывание в Дрездене было между первыми месяцами 1740 года и январем 1744 года . В это время он переработал «Артаксеркса», сочинив новые арии для Фаустины, а также написал пару оригинальных интермеццо . В этот период Хассе решительно избегал комических опер, которые некогда писал одним из первых в Италли. Это, по-видимому, было связано с Фаустиной, которая боялась, что стиль пения, требуемый «оперой-буффа», повредит ее голосу и репутации.
Между зимой 1744 и концом лета 1745 Хассе находился в Италии, но затем на год вернулся в Дрезден. Фридрих Великий , увлеченный флейтист, посетил двор в декабре 1745 года, и вполне вероятно, что многие флейтовые сонаты и концерты Хассе, датируемые тем временем, были написаны для Фридриха. Король Пруссии также присутствовал на исполнении одной из опер Хассе, слушал его «Te Deum» и сам заказал исполнение оперы композитора «Арминио». Вскоре после того, как Хассе посетил Венецию и Мюнхен, он вернулся в Дрезден в июне 1747 года, чтобы поставить свою оперу «La spartana generosa», поставленную в то время в честь многочисленных королевских свадеб. В 1748 году Хассе исполнил две свои оперы Эций и Артаксеркс в наполовину законченном байройтском Markgräfliches Opernhaus . Это событие было приурочено к браку Елизаветы Байрейтской , дочери Вильгельмины Байрейтской . Женитьба принцессы Марии Жозефы Саксонской на французском дофине дала Хассе возможность отправиться в Париж летом 1750 года , где была поставлена его «Покинутая Дидона».
Был ли Хассе в Лондоне в конце 1734 года, когда в «Дворянской Опере» разразилась знаменитая ссора с Генделем , который прибыл на постановку его Артаксеркса , не доказано. Согласно некоторым источникам, Хассе отклонил приглашение в Лондон на том основании, что не хочет конкурировать с Генделем . Возможно, он также хотел избежать встречи с Порпорой, который, как говорят, был не в лучших отношениях с Хассе после необъяснимого инцидента во время студенческих дней Хассе в Неаполе.
Если Хассе действительно стремился избежать Порпоры, это стало невозможно, когда последний приехал в Дрезден в 1748 году и был немедленно назначен учителем пения у принцессы Марии Антонии и также получил пост капельмейстера. В результате между двумя дирижерами возникли гротескные споры: согласно некоторым утверждениям, Порпора обвинял Хассе в том, что тот написал арию Se tutti i mali miei в опере Демофонт намеренно составив её таким образом, чтобы не благоприятно показать голос ученицы Порпоры Реджины Минготти и обнажав ее вокальную слабость Как бы то ни было, в это время была "реструктурирована иерархия" в Дрезденском музыкальном сообществе: Никола Порпора был назван «капельмейстером», сам Хассе был повышен до «оберкапельмейстера» (7 января 1749 года), а Минготти стала любимицей публики среди поющих звезд Дрездена. Хассе окончательно утвердил свое преимущество и в начале 1752 года Порпора покинул Дрезден.
28 марта 1750 года Хассе представил свою последнюю ораторию «Преображение святого Августина» в капелле королевского дворца в Дрездене. Либретто, написанное герцогиней Марией Антонией Баварской (1724–1780), касается обращения грешника в святость было отредактировано Метастазио . За премьерой в Дрездене последовали многочисленные представления произведения в Лейпциге , Гамбурге , Мангейме , Падуе , Риме , Риге , Праге , Потсдаме и Берлине , что является свидетельством популярность произведения во второй половине XVIII века .
На карнавале 1751 года в Дрездене Фаустина Бардони-Хассе ушла со сцены. Хассе продолжал ставить новые оперы в течение десятилетия, в том числе постановку «Il re pastore» Метастазио, текст позже использованный Моцартом . В 1756 году Семилетняя война вынудила двор в Дрездене переехать в Варшаву , хотя сам Хассе жил в основном в Италии и путешествовал в Польшу исключительно для наблюдения за постановкой своих опер (если вообще ездил). Осенью 1760 года он переехал в Вену, где прожил следующие два года, вернувшись в Дрезден в 1763 году и обнаружив, что большая часть его дома разрушена, а музыкальный аппарат придворной оперы разбит. Главный покровитель Хассе в Дрездене, король Август III Саксонец умер вскоре после этого, а его преемник, который также быстро умер, счел сложные музыкальные мероприятия при дворе излишними. Хассе и Фаустине выплачивали зарплату за два года, но не пенсии.
Из-за причинённого Семилетней войной Дрездену ущерба и падения интереса к музыке при саксонском дворе Хассе уехал в Вену , где в 1764 году прошла коронация Йозефа II . Торжественное мероприятие было отмечено исполнением сочинений Хассе Festa teatrale и Эгерии (снова написанных на либретто Метастазио). По большей части композитор оставался в Вене до 1773 года. Моцарт видел его, когда присутствовал на представлении своей «Партенопы» в сентябре 1767 года. Большинство опер Хассе, написанных в этот период, также были успешно поставлены в Неаполе. Он был фаворитом Марии Терезии , и можно утверждать, что он взял на себя работу «де-факто» придворного «капельмейстера». После триумфальной премьерой Piramo e Tisbe (сентябрь 1768 г.) Хассе намеревался уйти c оперной сцены, но Мария Тереза вынудила его написать новое произведение «Руджеро» (1771 г.), снова на метастазианское либретто. Сообщается, что в 1771 году, слушая оперу 15-летнего Моцарта « » Хассе сделал пророческое замечание: «Этот мальчик заставит публику забыть нас всех».
В это время оперный стиль претерпевал значительные изменения, и модель «opera seria», которую установили Хассе и Метастазио, оказалась под угрозой реформ фон Глюка и , заложенных в музыке и либретто оперы Орфей и Эвридика . Чарльз Берни , посетивший Вену в 1773 году, сообщил о дебатах.
Вечеринка среди поэтов, музыкантов и их приверженцев в Вене так же высока, как и везде. Можно сказать, что Метастазио и Хассе возглавляли одну из главных сект; и Кальсабиджи и Глюк другого. Первые, считая все нововведения шарлатанством, придерживаются древней формы музыкальной драмы, в которой поэт и музыкант требуют равного внимания публики; бард в речитативной и повествовательной частях; и композитор в ариях, дуэтах и хорах. Вторые полагаются больше на театральные эффекты, правильность характера, простоту слога и музыкального исполнения, чем на то, что они конструируют с помощью цветистых описаний, излишних сравнений, сентенционной и холодной морали, с одной стороны, с утомительными симфониями и длинными делениями. , с другой. :{{{1}}}
Обнаружив, что его музыка находится в осаде «авангардного» всплеска новых направлений, Хассе покинул Вену в 1773 году и провел последние десять лет своей жизни в Венеции, обучая и сочиняя духовные произведения. Его жена Фаустина умерла в ноябре 1781 года, а сам Хассе, после длительного периода страданий от артрита , чуть более чем через два года. После его смерти его сочинения почти полностью игнорировали, пока Ф. С. Кандлер не заплатил за его надгробие в Венеции, где он похоронен в , и не написал биографию Хассе в 1820 году.
Дружба Хассе с Метастазио и его оценка формы искусства, созданной либреттистом, с годами росли. Несмотря на то, что все ранние тексты Метастазио были значительно изменены для постановок Хассе, Фридрих Великий и Франческо Альгаротти оказали влияние, уговорив композиторае отдавать большее уважение работам своего друга. В начале 1740-х он начал использовать новые метастазианские либретто неприспособленными, и его личные отношения с либреттистом также значительно улучшились примерно в это время. В одном из своих писем, датированном мартом 1744 года, Метастазио сделал следующий комментарий: "...никогда до сих пор мне не доводилось видеть его [Хассе] во всей его красе, но всегда оторванным от его многочисленных личных отношений таким образом, что он был подобен арии без инструментов; но теперь я вижу в нем отца, мужа и друга, качества, которые создают в нем замечательный союз с теми прочными основами способностей и хорошего поведения, за которые я буду лелеять его столько лет..."
В последующие годы Хассе переписал свои ранние работы, основанные на текстах Метастазио, на этот раз уделяя большое внимание первоначальному замыслу поэта, и в течение 1760-х годов, когда Метастазио писал новые тексты, Хассе, как правило, был первым композитором, который ставил по ним оперы. Берни оставил следующую заметку: "Эти поэт и музыкант - не что иное, как две половинки, как платоновский Андрогин , когда-то составлявший единое целое; поскольку они в равной степени обладают одинаковыми характерными чертами истинного гения, вкусом и рассудительностью; уместность, последовательность, ясность и точность - неотъемлемые спутники обоих..."
Стиль Хассе выделяется прежде всего лиризмом и чувством мелодии. Тщательный выбор тональности также был решающим в стиле Хассе, в то время как определенные эмоции обычно выражались лишь выбором темпа. Любовные чувства выражались в тональности Ля , а для выражения аристократического благородства Хассе использовал До и Си бемоль ; с другой стороны, его сверхъестественная и внушающая страх музыка обычно входила в тональность до и фа минор. Большинство его арии начинаются с мажора, переключаясь на минор только в середине, прежде чем снова вернуться к мажору для « da capo ». По мере развития карьеры композитора его арии становились все длиннее, но лирическое чувство по-прежнему оставалось его главной целью.
Несмотря на заявление о том, что Хассе был «Отцом Музыки (padre della musica), и невзирая на огромную популярность композитора как деятеля серьезной итальянской оперы XVIII века , после смерти Хассе его музыка была практически забыта (за исключением некоторых культовых произведений, которые время от времени возрождались в Германии). Внимание к композитору возродилось в 1820 году после выхода его биографии, написанной Ф. С. Кандлером. Сегодня интерес к музыке Хассе необычайно возрос. В марте 2015 года Гамбурге был открыт посвященный жизни и творчеству музыканта , вместе с музеями Г. Ф. Телеманна , К. Ф. Э. Баха , Й. Брамса , Г. Малера , Фанни и Феликса Мендельсонов образуют «Квартал композиторов» на Петерштрассе .
Автор более 60 опер (писал примерно по 2 оперы в год), написал несколько ораторий, множество серенад, кантат и значительное количество музыкальных произведений духовной тематики. Он использовал либретто для своих опер, написанные известнейшими современниками, такими как Пьетро Метастазио , Апостоло Дзено , , и др. Также композитор написал большое количество камерно-инструментальных произведений, в их числе около 80 концертов для флейты, сонаты, симфонии. Значительная часть произведений была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками во время Второй мировой войны .