Interested Article - Пассакалья о жизни

Внешние видеофайлы

Пассакалья о жизни (смерти) , «Человек исчезает как тень» ( итал. Passacaglia della vita или лат. «Homo fugit velut umbra» ) — одно из самых известных вокальных произведений XVII века . Обычно приписывается, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди .

Проблема авторства

Стефано Ланди вошел в историю как сочинитель первой оперы на исторический сюжет «Святой Алексей» ( 1632 ), автор светских и духовных произведений. Ему обычно атрибутируют Passacaglia della vita . Возможно, мелодия песни принадлежит неизвестному композитору, а Ланди только переработал и аранжировал её. Однако достаточных оснований даже для такого утверждения тоже не существует.

Произведение было чрезвычайно популярно в XVII веке, входит в репертуар известных ансамблей старинной музыки и вокалистов. Среди наиболее известных исполнителей: Марко Бисли , ансамбль «I’Arpeggiata», Анджело Брандуарди , ансамбль «Scintille di Musica», Фабио Анти, «Lа Vaga Harmonia», «Solomon’s Knot» , «Dialogus de Musica Ensemble» .

Тема и текст произведения

Эта ария является адаптацией популярной в своё время темы, развивающей идеи Тридентского собора . Passacaglia della vita состоит из коротких строф, объединённых рефреном , в котором проводится тема быстротечности жизни и неминуемой смерти. Эта тема является развитием идеи Memento Mori , популярной в Древнем Риме . По свидетельству Тертуллиана там существовал обычай, по которому сопровождающий победоносного военачальника во время триумфального шествия ликтор шептал ему на ухо, что он смертный человек («Respice post te! Hominem te memento!») .

Другим прямым источником вдохновения и художественных образов автора текста песни является Ветхий Завет . Подобные мотивы пронизывают Псалтирь : «Человек — что дуновение ветра, дни его исчезают, как тень» . Они встречаются в Книге Иова 14. 1-2:

«1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: 2. как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается».

Иов 14:1,2

По другой версии тема песни является отголоском средневековых плясок смерти , «danse macabre», вызывающая в воображении слушателя образы скелетов, танцующих на улицах средневековых городов. Ещё одна версия связывает её с наследием творчества вагантов . Эта же фраза стала девизом некоторых монашеских орденов, в частности камальдулов и капуцинов , у которых он заменяет приветствие. Слова «Homo fugit velut umbra» высечены у входа Ermita del Cristo de los Doctrinos в Испании , относящейся к раннему барокко .

Бернт Нотке . Любекская пляска смерти (копия с оригинала). Довоенная фотография

Музыкальная форма

Форма песни определяется разными искусствоведами как чакона или пассакалья . Основой песни является basso ostinato , повторяющаяся в нижнем голосе мелодико- ритмическая фигура, на фоне которой обновляются верхние голоса. В простой строфической мелодии с легко запоминающимся танцевальным ритмом выступает текстовое содержимое. Рефреном песни является фраза: «Каждый должен умереть» («Вisogna morire»).

Интересные факты

  • Композиция стала идейным центром и дала название альбому ансамбля старинной музыки I’Arpeggiata : Landi (circa 1586—1639). Homo fugit velut umbra… Johannette Zomer, soprano. Stephan Van Dyck, tenore. Alain Buet, basso. L’Arpeggiata. Christina Pluhar, dir. Alpha. 020. 1 CD. 54’56 .
  • Широкую известность получила песня «Passacaglia» (музыка Manlio Sgalambro) из альбома 2012 года «Apriti Sesamo» — аллюзия на сочинение Ланди современного композитора и певца Франко Баттиато , в ней использованы мотивы музыки Ланди и текста неизвестного автора в современной обработке .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 24 декабря 2015. 4 марта 2016 года.
  2. Дата обращения: 24 декабря 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  3. (недоступная ссылка)
  4. Tertulliano, Apologeticum, XXXIII, 4.
  5. Об этом: Франсуа Фонтен. Марк Аврелий. Перевод Н. Зубкова. М.: Молодая гвардия. 2005.
  6. Дата обращения: 24 декабря 2015. 25 марта 2016 года.
  7. Различия между ними существуют, но в данном случае незначительны от 25 декабря 2015 на Wayback Machine
  8. Дата обращения: 24 декабря 2015. 4 марта 2016 года.
  9. Дата обращения: 24 декабря 2015. 16 апреля 2015 года.
  10. Дата обращения: 24 декабря 2015. 4 марта 2016 года.

Литература

  • 21 июля 2007 года.
  • Manfred Bukofzer. Music in the Baroque Era. New York, W.W. Norton & Co. 1947. ISBN 0-393-09745-5 .
  • The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Еd. Stanley Sadie. 20 vol. London. Macmillan Publishers Ltd. 1980. ISBN 1-56159-174-2 .

Ссылки

  • от 12 февраля 2017 на Wayback Machine
  • от 8 февраля 2017 на Wayback Machine (см. ниже русский и английский перевод текста)
Источник —

Same as Пассакалья о жизни