Дурново, Иван Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Никола́евич Шульга́ ( укр. Ιван Миколайович Шульга ; 19 (31) октября 1889 , с. Михайловка , Таврическая губерния , Российская империя — 23 апреля 1956 , Киев , УССР , СССР ) — украинский советский художник, педагог, мастер живописи и графики (тематической картины, портрета , пейзажей , бытовых и исторических сцен , натюрмортов ), представитель реализма и соцреализма. Работал также в газетно-журнальной графике, создавал художественные почтовые открытки , стенки для календарей , панно , политические плакаты , иллюстрировал книги . Внёс большой вклад в развитие украинского национального изобразительного искусства . Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1946). Почётный гражданин города Скадовска (посмертно) . Член КП(б)У с 1948 года . Входит в « Единый художественный рейтинг 10000 лучших художников мира (XVIII—XXI вв.) » и в список 100 наиболее выдающихся художников Украины .
Иван Николаевич Шульга родился 19 (31) октября 1889 , в семье крестьянина Николая Шульги, предки которого были переселены в 1833 г. помещиком — генерал-лейтенантом Потье Карлом Ивановичем из Лукояновского уезда Нижегородской губернии в основанное им в 1833 году село Михайловка , расположенное в 30 км от Скадовска (и в 50-ти км от уездного города Алёшки ) в то время — , Днепровский уезд , Таврическая губерния Российской империи , ныне — Скадовский район , Херсонская область Украины .
Вскоре вместе с родителями переехал в морскую пристань Скадовск на берегу Джарылгачского залива Чёрного моря . В Скадовске c 1901 года учился и в 1905 году окончил народную школу (земское двухкомплектное 4-х классное училище на 97 мест) . Уже в детские годы проявил способности к рисованию. Любил копировать иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя . А в юношеском возрасте, ещё учась в школе, во время летних каникул, расписал цветами металлические подносы в местном трактире . Получилось красиво и необычно .
В 1905 году художник Н. Б. Скадовский (брат Сергея Балтазаровича Скадовского ) обратил внимание на талантливого юношу и организовал сбор средств среди представителей местной интеллигенции для обеспечения финансирования его учёбы в Одессе . Для этого был устроен благотворительный концерт в его пользу. И на собранные 300 рублей в 1905 году шестнадцатилетний Иван Шульга уехал в Одессу, где после подготовки в феврале 1906 года поступил в Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (ныне Одесское театрально-художественное училище ) на художественно-живописное отделение.
В Художественном училище его учителями были известные художники-реалисты: К. К. Костанди , Г. А. Ладыженский , Д. К. Крайнев . Художественно-педагогический совет училища неоднократно отмечал конкурсные эскизы Ивана Шульги наградами и денежными премиями .
В 1911 году, отлично окончив училище, Шульга был рекомендован для поступления в Императорскую Академию художеств на живописное отделение без сдачи вступительных экзаменов.
С 1911 года учился и в 1917 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств . Академическими учителями его вначале, в натурном классе училища были: И. И. Творожников , Я. Ф. Ционглинский . А завершил образование в мастерской исторической живописи у известного живописца и портретиста В. Е. Савинского .
Во время учёбы в Академии Иван Шульга не только обогатился знаниями профессиональных основ живописи и рисунка, но и работал над сложными многофигурными композициями , среди которых — «Проводы рекрутов» (1911), «Смерть Тараса Бульбы» (1916), «Поход запорожцев» (1915—1917), «Тревожная ночь беженцев» (1915). Уже эти академические работы выявляют интерес художника к героико-драматическим темам. Художник получал от Совета Академии благодарности и награды, а последние три года — стипендию . Наряду с этим он много пишет с натуры, особенно во время летних каникул, стремясь отразить наиболее характерное и неповторимое. В знак благодарности пишет портрет своего мецената — С. Б. Скадовского. В своих академических работах он проявил себя как наблюдательный, пытливый художник, тонкий колорист . В этот период И. Шульга активно осваивает колористические достижения импрессионистов, стилистику русского и западноевропейского модерна. Особую популярность ему приносят ранние произведения «Цыганка» (1916) и «Портрет девушки в зеленом шарфе» (1916) . Будучи студентом, с 1913 года участвовал в отчётных выставках Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств и в Весенних выставках в залах Академии художеств. В стенах Академии Шульга продолжил дружбу со своим земляком А. А. Шовкуненко, первое знакомство с которым произошло ещё в Одесском училище. Оба они завершали образование в Академии художеств по мастерской В. Е. Савинского. Эта дружба и творческое соперничество сохранились и в последующие годы.
В бурные годы социальных потрясений Иван Шульга оказался в вихре революционных событий. В дни Февральской революции , художник вместе со студентами и рабочими Васильевского острова вылавливал и разоружал полицейских. В стенах Академии расписал революционное знамя для рабочих Трубного завода (« Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц »). С оркестром несли его из Академии на завод и установили возле него почётный караул .
В 1917 году получив диплом об окончании Императорской Академии художеств и звание художника по живописи исторической и портретной с правом преподавания в учебных заведениях, Иван Шульга возвращается из Петрограда на родину в Скадовск. В сложное для страны время молодой художник ищет свой путь в искусстве. Полученное прекрасное академическое образование и собственные творческие устремления определяют тематику его работ и форму живописного воплощения. Он тяготеет к портрету и бытовому жанру. С первых же шагов своей творческой деятельности Шульга заявил о себе как о талантливом мастере портрета и пейзажа . Впитав за время учёбы лучшее из реалистического наследия передвижников , он остаётся верен этим традициям . Отсюда повествовательность большинства его произведений, верность натуре, стремление во всех деталях раскрыть как можно полнее характер персонажей и сюжет. Из работ, созданных Шульгой в эти годы наиболее значительными являются портреты, в которых он был выдающимся мастером , такие как «Цыганка» (1916), «Портрет отца» (1916). Особенного внимания заслуживает «Портрет девушки» (1917) — это одухотворённый, проникнутый ощущением всепобеждающей юности образ. Нежные блики пробегают по лицу модели, угасая в складках платья. Зелёное пятно головной косынки создаёт настроение праздничности и утренней свежести. В 1986 году издательством «Мистецтво» издана почтовая открытка по этой работе. Очень интересны этюды этих лет. Поражает умение художника в небольших по размерам работах в достаточно лаконичной форме и свободной живописной манере убедительно передать ощущение эпохи с присущими ей бытовыми особенностями, своеобразием персонажей, раскрыть сюжет («Нежинские торговки» (1917) — завьюжило, запуржило, замело снегом, подхватило подолы тёплых салопов , но не страшен мороз и ветер торговкам из Нежина, только уселись покрепче, да запахнулись плотнее — любая непогода им не страшна; «Пастушки» (1917); «Подворье родителей художника в Скадовске» (1918); портретный этюд «Девушка в белом» (1918)). Художник проявил себя в них как подлинный мастер этюда .
В 1918 году перебирается в Херсон . Здесь, в январе 1919 года он оказался свидетелем жестокой греко-французской оккупации города и своё впечатление от увиденного гневно отобразил на полотне «Сожжение заложников» (1919). В марте 1919 года, столкнувшись с 6-й украинской советской дивизией Григорьева греко-французские войска оставили Херсон. В это время художник расписывает боевые знамёна для частей Красной армии , которые дислоцировались тогда в Херсоне, пишет портрет В. И. Ленина.
И. Н. Шульга одним из первых принял участие в освоении нового явления в советском искусстве (не имевшем ещё традиций) — в праздничном оформлении городов. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая и другие советские праздники . К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались монументально-агитационным пафосом. К 1 мая 1919 года художник написал четыре больших живописных панно: «Восстал пролетарий — рухнули троны», «Союз Красной армии, рабочих и крестьян», «Победа революции», «Рабочий и крестьянин куют своё счастье». Этими панно была украшена площадь, где состоялась демонстрация. Много работает в жанре политического плаката .
В августе 1919 года Херсон оказался под властью войск Деникина . В октябре 1919 года художник по просьбе Херсонского общества «Просвіта» заново оформил декорации в открывшемся после ремонта здании Украинского национального театра им. Т. Шевченко (до 1917 г. здание Городской Аудитории [Народного дома]). В апреле 1920 года под ударами Красной армии Уборевича деникинцы окончательно покинули город.
С 1920 года в Херсоне преподавал рисование в Херсонской учительской семинарии (ныне Херсонский государственный университет ). Херсонский художник Г. В. Курнаков (ему И. Шульга в 1922 году передал свою должность в учительской семинарии) в своих воспоминаниях отмечал , что Шульга был скромным, выдержанным и серьёзным человеком. Жил он на ул. Военный проезд. Его квартира до предела была заполнена картинами, эскизами, книгами по искусству. Часто приходили туда способные ученики и художник дополнительно проводил с ними занятия. В тяжёлые годы разрухи и голода мастеру приходилось выезжать в сёла, и там он писал портреты крестьян, пейзажи в обмен на продукты. Красота родного края вдохновляла на творчество молодого живописца ставшего со временем признанным мастером кисти. В разные годы художник посвятил Херсонщине много талантливых произведений: «В Аскании-Нова. 1917», «На пароме, через Днепр» (1919), «Жертвы интервентов в Херсоне», «В селе Збурьевка на Херсонщине», «Возле пристани. Зима. Херсон» (1921), «В порту Скадовск», «Херсонщина», «Плоты на Днепре», «Херсонский элеватор» (1932)и др . Не забывал мастер и родные места, память о Джарылгачском заливе запечетлена им в картинах «Отдых рыбаков. Скадовск» (1915) «Рыбаки» (1926), «На побережье моря», «Яхты на причале. Скадовск», «Возле пирса. Скадовск» (конец 1920-х), «Рыбаки на берегу моря» (1932).
С 1922 года жил и работал в Харькове , преподавал живопись и рисунок в Харьковском государственном художественном институте . У него получили первые уроки художественной грамоты многие ученики, впоследствии ставшие известными художниками . Работал в редакциях харьковских газет и журналов. В 1925—1934 годах рисунки И. Шульги печатались в первом украинском литературно-художественном иллюстрированном журнале иностранной литературы « Всесвіт ». С 1926 года — член Ассоциации художников Красной Украины (основана в 1925—1926 гг.). В 1930 г. перешёл из АХЧУ в , которое объединяло также вышедших из АХЧУ художников-реалистов старшего поколения ( Ф. Кричевский , И. Ижакевич , К. Трохименко , Г. Светлицкий и др.) и претворяло в жизнь лозунг «Искусство в массы». С 1938 года в Харьковском отделении Союзa советских художников Украины. Во второй половине 1920-х и в 1930-е годы в полную силу раскрылось дарование И. Н. Шульги как художника-реалиста.
Одним из первых украинских живописцев, став членом Ассоциации художников Красной Украины , И. Шульга начал разрабатывать тему индустриализации и коллективизации страны . 1920—1930-е годы отмечены частыми поездками по стране в поисках сюжетов. В 1927 году участвовал во Всеукраинской художественной выставке «10 лет Октября». В 1930—1931-м ежегодно выезжал на Днепрострой. Посвятил цикл картин строительству первенца социалистических пятилеток: «На строительстве Днепрогэса » (1930), «На Днепрогэсе» (1930), «Бетонный завод на Днепрогэсе» (1931), «В шлюзе. На Днепргэсе им. Ленина» и др. Он создаёт серию индустриальных пейзажей и на долгое время основной темой его произведений становятся индустриальные и городские пейзажи — будни великих строек, жизнь Красной армии, быт советских людей . Этой теме он посвятил кроме ряда картин («Деревня. Гуси» (1920—1924), «В сельском клубе» (1929), «В сельстрое» (1929), «На колхозном поле» (1930), «Г. И. Петровский у колхозников» (1931), «На сооружении Дома Красной Армии. Харьков. » (1932), « Азовсталь » (1936), «Мариупольский порт», «Бессемеровский цех завода им. Петровского в Днепропетровске» (1936), «Рыболовецкий колхоз» (1938)), много рисунков, которые печатались в газетах, журналах и издавались отдельно. Популярность Красной армии, достигшая своего пика в 1930-е годы, нашла отражение в таких оптимистических произведениях, как «Дай, дивчина, воды напиться» (1932), «Сигнальщик» (1933), «После манёвров» (1930-е), «Танкист. Этюд» (1939).
В творчестве Ивана Шульги видное место занимают работы для печати — газетно-журнальная графика и особое место специальные (авторские) рисунки для художественных почтовых открыток и календарных стенок. Из 15 художественных почтовых открыток разнообразных по тематике (с видами интерьеров зданий, городов, природными пейзажами, портретами, этнографических и жанровых) изданных по авторским рисункам художника в 1930-е годы в Харькове издательствами «Мистецтво» и «Союздрук» (Харьков), целая серия была посвящена архитектурным ансамблям Харькова « Площадь Тевелева » 1930 г.; « » (1932); «Историко-краеведческий музей им. Г. С. Сковороды » (1932); « » (1933); « Вокзал Южной железной дороги » (1933); « Госпром » (1933). В этих городских пейзажах узнаются приметы жизни Харькова 1930-х годов. Точно и тонко отображая действительность 1930-х годов, они являются не только предметами искусства, но и художественными документами истории своего времени . Благодаря им сегодня можно представить облик ещё столичного и не разрушенного войной Харькова. Художник до конца своих дней писал виды Харькова и его городские пейзажи.
Кроме того, в этот период были изданы художественные почтовые открытки разнообразной тематики: «Работа ликбеза» (1930), «На Днепрогэсе» (1930), «Первая колхозная весна» (1930), «Херсон. Элеватор» (1935), «На Днепре под Киевом» и ещё 4 открытки по рисункам Шульги. А также календарные стенки: «Украинка. Стенка для календаря» (1928), «С горки. Стенка для календаря» (1928).
В живописи конца 1920—1930-х годов большое место в творчестве Шульги заняла тематическая картина — историко-революционная и бытовая. На основе исторических фактов и собственных наблюдений художник создал такие картины, как « Ленский расстрел » (1926), «Сорочинская трагедия» (1931), «Трипольская трагедия» (1932). В них мастером изображены мужественные простые люди в трагических обстоятельствах. Кроме этих работ художник создаёт в 1920—1930-х годах такие картины, как «На ярмарке» (1926), «Проводы в Красную армию» (1930), «Плоты на Днепре» (1931), «Рыболовецкая артель», «Немецкие оккупанты на Украине в 1918 г.» (1931—1932), «Херсонский элеватор» (1932), «Завод им. Петровского в Днепропетровске» (1936), «На базаре. Харьков» (1938) и др. На своих картинах он отображает жизнь советских людей прошедших через борьбу с царизмом и Гражданскую войну, которые становятся строителями нового общества, показывая их в обыденных жизненных обстоятельствах. Герои его произведений — люди самого разного социального положения, возраста, внешности, характера. Это рабочие и военные, сельские труженики и рыбаки. Все произведения отличаются прежде всего тематической насущностью. Важно так же, что это не модные в те годы этюды впечатлений и не конструирование абстрактных композиций, а профессионально грамотные и вместе с тем всем понятные тематические картины. Лучшие из них привлекают своей безпретенциозностью. Все они запечатлели время, которое автор очень хорошо ощущал. Перед войной И. Шульга написал многофигурную композицию «Братание французских матросов с краснофлотцами в Севастополе в 1919 г.» (1937—1938). Сюжетом для своего полотна художник выбрал исторический факт — восстание моряков оккупационного военно-морского флота Франции в Севастополе в апреле 1919 года. Подняв на кораблях красные флаги и сойдя на набережную Севастополя, французские матросы начали брататься с севастопольцами. Это событие вынудило организаторов интервенции немедленно вывести корабли из акватории Чёрного моря. Из произведений предвоенного периода следует упомянуть несложные, проникнутые глубоко человечным чувством композиции «Встреча молодого Т. Шевченко и художника » (1938) и «Т. Г. Шевченко на пароходе возвращается из ссылки» (1939), а также историко-революционную композицию, посвящённую В. И. Ленину «Выступление В. И. Ленина (в июльские дни 1917 года)» (1937).
В 1937—1938 годах участвовал в юбилейной художественной выставке (1917—1937) — «Цветущая Украина» в Киеве, Харькове, Москве, Одессе, а также в 1939 году во Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» в Москве.
Западная Украина (Восточная Галиция и Западная Волынь ), после проведения формального референдума, 28 сентября 1939 года была включена в состав Украинской ССР . В эти предвоенные для СССР годы художник ездил по Западной Украине для сбора материалов для картин. Поездка в Западную Украину открыла новый этап в творчестве И. Н. Шульги. Красота природы и жизнь самобытного народа вдохновили его на создание серии работ о жизни, быте, этнографии и природе во вновь воссоединёном регионе Украины: «Пацификация Западной Украины.» Эскиз (1939); «Встреча первого советского танка в Прикарпатье» Этюд. (1939); «В Карпатах» (1940); «Гуцульские ворота»; «Этюд гуцула и гуцулки» (1940); «На Станиславщине» (1940); «Во Львове»; «Львовский Базар» (1940); «Возле памятника Мицкевичу во Львове» (1940).
С первых дней войны участвовал в работе по выпуску «агитокон» еженедельно выпускавшихся Домом Красной армии в Харькове. В августе 1941 года, незадолго до немецной оккупации города, художник принял участие в художественной выставке «Героическое прошлое народов СССР».
В годы войны Иван Николаевич вынужден покинуть Харьков, он эвакуируется в Уфу . Основная тема его творчества во время войны — тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли.
В 1941—1943 годы в Уфе в эвакуации находились Правительство , Академия наук, Союзы писателей, художников Украинской ССР. Как член Союза советских художников Украины, И. Н. Шульга эвакуируется в сентябре 1941 г. в Уфу. В Уфе с 1941 г. работал в должности научного сотрудника в институте общественных наук Академии Наук УССР , впоследствии в 1942 г. реорганизованном в институт народного творчества и искусства при Академии Наук УССР. Одновременно много творчески работал. Находясь в эвакуации художник кистью и карандашом боролся с врагом: «Рукопашный бой» (1942), «Бой», «Разгром немцев. Эскиз», «Наши вернулись» (1942). Глубоким страданием проникнуто произведение «Дорогами войны» (1943). В акварели «Бой красной конницы с немецкими фашистами» (1942), художник описал подвиг конногвардейцев 1-го гвардейского кавалерийского корпуса им. Совнаркома УССР , заставивших повернуть вражеские танки вспять в самый напряжённый период обороны Москвы. Тесные связи с жизнью Башкирской АССР, обусловили появление серии портретов, портретных этюдов и пейзажей. К этому времени и принадлежат очень интересные графические работы Шульги написанные с натуры: « О. В. Лепешинская . Балерина» 1941 г. (к 1941 году относится знакомство художника и Ольги Васильевны Лепешинской, переросшее затем в их многолетнюю дружбу); «Академик А. А. Богомолец » 1942; «Академик А. В. Палладин » 1943; «Академик В. И. Заболотный » 1943. Наряду с портретами Шульга написал в это время ряд пейзажей Уфы и реки Белой : «На околице. Уфа», «За Уфой», «В Уфе», «Вид на реку Белая. Уфа» 1942. В 1942—43 годах в Уфе издавались «Окна ТАСС» с которыми сотрудничал художник. В августе 1942 года участвовал в выставке произведений группы украинских художников к сессии АН УССР в Уфе, а в ноябре 1942 — феврале 1943 года в Юбилейной выставке произведений украинских художников к 25-летию образования УССР в Уфе и Москве.
Ещё в годы учёбы в Академии художеств художник обращается к славному историческому прошлому — «Поход запорожцев» (1915—1917), «Смерть Тараса Бульбы» (1916). В самые трудные годы войны в Уфе он возвращается к этой теме. Вносит свой вклад в развитие исторического жанра в украинской советской живописи. Батальный жанр, историческая живопись занимают важное место в его творчестве военного периода. У него рождается замысел создания цикла больших исторических полотен. Историческая тема нашла своё воплощение в произведениях, посвящённых Национально-освободительной войне украинского народа — восстанию Хмельницкого и Переяславской Раде : «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты от московских послов» (1943); «Переяславская Рада» (1944) — в картине показан старшинский совет запорожского казачества во главе с гетманом Войска Запорожского Б. Хмельницким, состоявшийся 6 января 1654 года в Переяславе ; «Казачья песня» (1945).
В мае 1943 года вместе с Академией Наук УССР и Харьковским отделением Союза художников, Шульга был переведён в Москву . В июле 1944 года вернулся в освобождённый 23 августа 1943 года от немцев Харьков, где, уже в августе принял участие в выставке «Художники Украины — родному Харькову», посвящённой первой годовщине освобождения Харькова от немецких захватчиков. Продолжил преподавательскую деятельность в Харьковском государственном художественном институте.
Наряду с произведениями общественно-политическими и историческими, в его творчестве появились и работы лирического звучания. Небольшая пастель «Перед домом» (1945) — тому подтверждение. В ней передано неторопливое течение провинциальной жизни. Скромный малороссийский дом и уютный дворик, окутанный летним зноем, будто тают в полуденном мареве. Художник намеренно не использует ярких тонов, он предельно точен в создании образа украинского местечка, словно сошедшего со страниц повести Н. В. Гоголя. В ноябре 1945 года И. Шульга участвует в VIII-ой республиканской художественной выставке УССР, которая подвела итоги развития украинского искусства в годы Великой Отечественной войны.
В 1946 году И. Н. Шульга удостоен почётного звания заслуженного деятеля искусств Украинской ССР. К числу значительных произведений послевоенного времени можно отнести полотна:
«Портрет Народного артиста СССР И. А. Марьяненко » (1947); «Портрет генерал-лейтенанта С. Р. Савченко » (1947); «Братание». Повторение эскиза (1949); « Победа ! Парад на Красной площади » (1950); «Тарас Бульба». Повторение академического эскиза (1951); «Присяга Богдана Хмельницкого на верность братству» (1954); «Дети вольных народов» (1955); «Друзья». Портреты студентов стран народной демократии (1950—1956 гг.).
В многофигурной композиции «Присяга Богдана Хмельницкого на верность братству» (1954) — являющейся заключительной из цикла исторических полотен задуманных мастером ещё во время войны, изображены события в Переяславском Успенском соборе, где духовенство привело к присяге гетмана и старшину . После чего от лица царя Алексея Михайловича гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка . В результате Переяславской Рады часть православного населения Украины ( Левобережная Украина ) входившая в Речь Посполитую избавилась от национального и религиозного угнетения со стороны шляхты и католического духовенства. В содержательных образах полотен «Вручение Б. Хмельницкому грамоты от московских послов », «Переяславская Рада», «Присяга Б. Хмельницкого на верность братству», « Казачья песня» — раскрыта ведущая, героико-патриотическая тема творчества художника 1940—1950-х годов .
В стране, возрождающейся после разрухи и набирающей силы, яркое жизнеутверждающее искусство пейзажа и натюрморта приобрело особую выразительность.
Детство и юность проведенные в Скадовске и Одессе у Чёрного моря навсегда остались в памяти художника. И поэтому морские пейзажи, корабли и парусники на море и рыбачьи лодки на песке, — постоянная тема в творчестве художника .
Море в любую погоду, при луне («Луна над водой.», 1920-е), море освещённое солнцем («На берегу Чёрного моря „Купальщицы“.», 1930), море вечером («На побережье вечером», начало 1920-х). И на склоне лет он снова пишет море, лодки, закаты («Море. Этюд», 1947 г.; «Море. Прибой», 1949; « Коктебель . Уголок дома творчества писателей », 1954 г.; «На рейде . Одесса»; «На рейде. Ялта », 1955).
На протяжении всей жизни мастер писал натюрморты, сирень, пионы, полевые цветы, розы — это были его любимые модели («Увядшие цветы. Натюрморт» 1916 г.; «Полевые цветы и кобза . Натюрморт» 1925 г.; «Натюрморт» 1927 г.; «Букет роз на столе. Натюрморт» 1920-е.; «Праздничный день. Цветы» 1931 г.; «Ваза с цветами» 1935 г.; «Цветочный базар» 1939 г.; «Натюрморт с пионами» 1940 г.; «Сирень в кувшине» 1940-е; «Розы» 1947). В натюрмортах художник изображал предметы, неотделимые от жизни, украшающие её: садовые и полевые цветы, изящные вазы, книги, музыкальные инструменты. Он создавал полную гармонию цветов на своих полотнах.
В последние годы жизни И. Н. Шульга много и плодотворно работает, отдавая предпочтение камерным сюжетам. Пишет интерьерные композиции («жанр в комнатах» — русское название подразделения бытового жанра, а именно изображение интерьера): «В прихожей (художника). Интерьер», 1949 г.; « Кабинет (художника). Интерьер »; «Интерьер»; «Этюд в интерьере» — 1950-е гг. Вновь обращается к жанру натюрморта («Цветы у окна», 1950-е.), («Натюрморт.», 1950-е), («Цветы. Натюрморт», 1955). В 1950-е годы художник будто заново пересмотрел своё отношение к жизни, искусству. Его новые работы всё чаще приобретают камерный характер. Красота и радость бытия передаётся мастером через букет цветов в вазе («Розы», 1947 г.; « Сирень в кувшине»), уголок осеннего парка
(«В парке. Осень.») и зимний сад («В саду. Зимой» 1950) или маленькую сельскую церквушку («Старинная церковь» 1950-е). Художнику интересны различные состояния природы. Средствами пейзажа он выражает целый набор чувств: радость, грусть, одиночество, тревогу, смятение, надежду. Пишет портреты: («Портрет девушки» 1951), («Портрет жены», 1951), («Автопортрет.», 1955).
Кроме непосредственной творческой деятельности Шульга много времени отдаёт педагогической работе. Он продолжает преподавать в Харьковском государственном художественном институте. У него учились сотни художников и среди них немало известных мастеров кисти . Находит время для общественной деятельности. Его избирают депутатом Кагановичского (ныне Киевского ) районного Совета города Харькова. К сожалению не все замыслы мастера воплотились в жизнь, и не все его живописные возможности осуществились, но вместе с тем без его произведений трудно представить украинское искусство 1920—1950-х годов. Иван Шульга был не только одним из зачинателей украинского советского изобразительного искусства, но и многое сделал для его становления . Он обладал особенным художественным дарованием позволявшим ему жёсткие рамки соцреализма наполнять жизненным, оптимистическим содержанием.
Умер художник от воспаления лёгких 23 апреля 1956 году в Киеве , где как делегат участвовал в работе II-го съезда Художников Украинской ССР. Похоронен в Харькове на городском кладбище № 2, квартал № 5А, ряд № 2, Пушкинская улица (напротив Молодёжного парка ).
Творческое наследие мэтра украинской живописи Ивана Николаевича Шульги — это продолжение лучших реалистических традиций художников-передвижников. С 1927 года он был участником многочисленных региональных, всеукраинских, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных художественных выставок. С 1926 г. член Ассоциации художников Красной Украины (АХЧУ), с 1930—1931 гг. член (УМО). С 1938 г. член Союза советских художников Украины. В 1920—1922 гг. преподавал в Херсонской учительской семинарии , а с 1922—1956 гг. в Харьковском художественном институте . Иван Шульга имел многосторонний талант и работал в разных жанрах. Писал портреты, жанровые картины , пейзажи ( морские пейзажи , ландшафтные, архитектурные, индустриальные), в жанре ню , историческом жанре , натюрморты , панно , рисунки для художественных почтовых открыток , политические плакаты , иллюстрировал журналы и книги, оформлял театральные декорации. Работал в технике акварели (был большим мастером акварельной живописи), рисунка карандашом , гуашью , тушью и сангиной , пастели , масляной и темперной живописи . У Ивана Николаевича огромное творческое наследие, его имя хорошо известно ценителям живописи. Его замечательные работы издавались массовыми тиражами и висели на стенах в десятках тысяч домов. Лучшие его произведения кажутся художественными документами недавнего прошлого и первых десятилетий социалистических преобразований. Конечно значение творчества профессионального художника Ивана Шульги не только в документальной достоверности его композиций. Оставаясь один на один с природой, он всеми фибрами своей души понимал, ощущал её жизнь и умел выявить всё это в единственно возможном сплаве красок. Так появились прекрасные этюды мастера конца 1910-х, 1920—30-х годов — «Подворье родителей художника в Скадовске», «Гостиная. Интерьер», «На пароме через Днепр», «Вечереет», «Возле пристани», «Лодки на воде», «Яхты на причале. Скадовск», «Морской пейзаж» и другие . Талантливый портретист — он создал целую галерею портретов не только известных государственных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства, но и простых людей. Он был одним из первых создателей произведений живописи и графики отражающих советскую тему, и принадлежал к художникам старшего поколения ( , П. Г. Волокидин , К. Д. Трохименко ), воспитанникам русской (до революционной) художественной школы, которые получили хорошее академическое образование (в Императорской Академии художеств), внесли большой вклад в развитие украинского национального изобразительного искусства и вынесли на своих плечах важнейшее дело воспитания молодого поколения украинских художников . За многолетний плодотворный труд и за большой вклад в развитие украинского советского изобразительного искусства Ивану Николаевичу Шульге в 1946 г. было присвоено почётное звание — заслуженный деятель искусств Украинской ССР .
В 1961 г. в Харьковском государственном музее изобразительного искусства состоялась персональная выставка произведений художника.
В 1989 г. в Харьковском художественном музее состоялась персональная выставка произведений художника из фондов музея, а также из частной коллекции, принадлежащей внуку И. Н. Шульги.
с.
Михайловка
,
Таврическая губерния
,
Российская империя
Скадовск
,
Таврическая губерния
,
Российская империя
Одесса
,
Херсонская губерния
,
Российская империя
Санкт-Петербург
,
Петроград (с 1914)
,
Российская империя
Скадовск,
Таврическая губерния
,
УНР
1917—1918
Херсон
,
Украинская Держава
1918
УНР
1918—1920
Украинская Социалистическая Советская Республика
1920—1922
Харьков
,
Украинская Социалистическая Советская Республика 1922—1937,
Украинская Советская Социалистическая Республика
с 1937,
СССР
с 1922
Уфа
,
Башкирская АССР
,
РСФСР
,
СССР
Харьков
,
Украинская ССР
,
СССР
Мемориальная доска ни на одном из зданий не установлена.
Книги
Каталоги
Периодическая печать