Скандинавская медная марка
- 1 year ago
- 0
- 0
«Медная бабушка» — двухсерийный фильм-спектакль, снятый на канале « Культура » ( ВГТРК ) в 2004 году . В основе фильма — одноимённая пьеса Леонида Зорина об Александре Пушкине , построенная на документальных материалах .
В 1971 году во МХАТе , который с 1970 года возглавлял Олег Ефремов , режиссёром-стажёром первой постановки «Медной бабушки» стал Михаил Козаков , пришедший вместе с Ефремовым из Современника . На роль Александра Пушкина пробовались несколько актёров: Николай Пеньков , Александр Кайдановский , Олег Даль , Всеволод Абдулов , в итоге режиссёр остановил свой выбор на приглашённом Ролане Быкове .
Однако резко отрицательное отношение именно к выбору Ролана Быкова на главную роль высказала министр культуры СССР Е. А. Фурцева . Её поддержали овеянные бессмертной славой мхатовцы ( А. К. Тарасова , А. И. Степанова , В. Я. Станицын , П. В. Массальский и другие). По воспоминаниям свидетеля событий литературоведа - пушкиниста Валентина Непомнящего , «… топтали артиста беспощадно, без тени сомнения в своей правоте и с явственно ощутимым удовольствием, даже с торжеством, повелительно пресекая робкие возражения более молодых; они разоблачали „немхатовскую“ манеру его игры, издевались над его внешностью и ростом… ». Вскоре критика перекинулась и на саму пьесу, её осудили « как идейно чуждое сочинение, мельчащее образ поэта и полное вдобавок коварных намеков на положение советского писателя » .
Большая репетиция спектакля проходила в фойе театра, так как прогон на сцене не разрешили. Царя Николая I играл Владлен Давыдов . Репетировавший роль В. А. Жуковского народный артист СССР Борис Смирнов очень хотел сохранить спектакль . Но худсовет театра принял решение постановку запретить, проигнорировав восторженную поддержку «Медной бабушки» известными советскими пушкинистами Татьяной Цявловской , Натаном Эйдельманом , Ильёй Фейнбергом и Валентином Непомнящим. Вскоре после срыва спектакля — в том же 1971 году — Михаил Козаков уволился из МХАТа .
О Ролане Быкове, сыгравшем в 1971 году роль поэта, Валентин Непомнящий вспоминает:
Как это у него получалось, постигнуть было совершенно невозможно. Ни ярких сценических приемов, ни остроумных режиссерских ходов, из тех, что должны «помочь» артисту выразить невыразимое, ни эффектных актерских «штучек», имеющих ту же цель, — ничего! Одна сплошная правда.
В этом было что-то нездешнее, мы не понимали, где мы; по лицу Татьяны Григорьевны, изучавшей Пушкина полвека, лились слезы, семидесятилетний Илья Львович был порой похож на мальчика, наблюдающего канатоходца, в глазах Натана сияло счастье узнавания, а у меня, наверное, лицо было просто дурацкое: не склонный к мистическому фантазированию и визионерству, я тем не менее почти физически ощущал себя в каком-то другом пространстве — так летают во сне.
—
Ролан Быков очень тяжело переживал такой поворот событий . Елена Санаева признавалась Леониду Зорину, что она боялась потерять мужа, который не спал по ночам и думал о петле .
По настоятельному совету министра Фурцевой режиссёр Ефремов начал во МХАТе репетировать пьесу Геннадия Бокарева « Сталевары », премьера которой состоялась в октябре 1973 года. При этом, как выразился Леонид Зорин, Олег Ефремов проявил чудеса верности и в 1975 году вернул в репертуар МХАТа «Медную бабушку» (хоть и ненадолго) — в другой постановке и с другим составом актёров .
Про спектакль Олега Ефремова 1975 года Всеволод Шиловский вспоминал, что по мнению критиков, «Медная бабушка» сразу стала эталоном режиссуры и актёрской игры . Будучи постановщиком спектакля, Ефремов сыграл в нём и главную роль. По мнению автора пьесы, Александр Пушкин у Ролана Быкова был поэт и паломник, а у Олега Ефремова — миссионер и деятель. Из-за своего высокого роста Ефремов играл спектакль, не вставая со стула. Отмечалась блестящая игра Олега Стриженова в роли императора Николая I и Андрея Попова в роли Жуковского .
Ушедший из МХАТа Михаил Козаков тоже не терял надежду вернуться к «Медной бабушке». Написанная в 1970 году пьеса Леонида Зорина рассказывает о событиях, происходивших с Александром Пушкиным в мае—августе 1834 года. Чтобы достать денег, в частности для издания « Медного всадника », поэт пытается продать медную статую императрицы Екатерины Великой , полученную в приданое Натальей Николаевной от её деда Афанасия Николаевича Гончарова .
Свою мечту Михаил Козаков осуществил лишь тридцать лет спустя .
По случаю премьеры фильма-спектакля 14 октября 2004 года в беседе с российским кинокритиком и журналистом Валерием Кичиным Михаил Козаков напомнил о запрете спектакля в 1971 году и упомянул, что у тогдашних властей неприятные ассоциации вызвала сцена беседы царя по поводу разных дорог у гения и у страны .
«Медную бабушку» автор Леонид Зорин назвал самой дорогой своей пьесой независимо от её сценической судьбы.
Я помню день, когда я её закончил, в Ялте, в Доме творчества. Он стоял на горе. И вот я спустился после этого вечером к Чёрному морю и стоял, я помню, у какого-то дебаркадера. И это был момент, который не знаю, пережил ли я ещё раз в жизни. Вот его забыть я не могу. Поэтому, естественно, я этой пьесе очень благодарен за то, что она пересекла мою жизнь, за то, что она дала мне возможность этого дня, когда я пережил эти минуты.
—
В 2004 году Казаков сказал:
Я снял двухсерийный фильм для канала «Культура» по пьесе своего любимого Леонида Зорина «Медная бабушка». Пьеса изумительная, в ней достаточно серьёзные проблемы поднимаются — поэт и власть, поэт и его ближайшее окружение… Это трудная, замечательная пьеса о Пушкине.
—
«Парламентская газета» в 2004 году опубликовала статью «Михаил Козаков — актёр великих ролей», приуроченную к телепостановке «Медной бабушки». Режиссёр признался, что опять переживал за судьбу спектакля, и поблагодарил телеканал «Культура» за взаимопонимание и помощь в работе .
В фильме дважды звучит в авторском исполнении песня Булата Окуджавы «Былое нельзя воротить» .