Interested Article - Честный вор
- 2020-05-28
- 1
«Че́стный вор» — рассказ Фёдора Достоевского , опубликованный в 1848 году в четвёртом номере журнала « Отечественные записки » А. А. Краевского .
Замысел и история создания
На основании общего образа «неизвестного» повествователя в данном рассказе и ряде других произведений Достоевского исследователи творчества писателя делают вывод, что Фёдор Михайлович задумывал цикл произведений. В «Рассказах бывалого человека», частью которых должен был стать рассказ «Честный вор», рассказчик предстаёт перед читателями хроникёром. В то же время в рассказе « Ёлка и свадьба » он выступает очевидцем. Сходство рассказчика в этих произведениях с фланёром в фельетоне « Петербургской летописи » позволяет исследователям предположить, что цикл был задуман во второй половине 1847 года или в начале 1848 года .
Согласно изначальному замыслу писателя, цикл «Рассказы бывалого человека» должен был включать в себя три рассказа: «Отставной», «Домовой» и «Честный вор». Произведения объединял общий главный герой — Астафий Иванович. Первый рассказ должен был представить персонажа, рассказав о его военном прошлом и участии в Отечественной войне 1812 года . Во втором рассказе планировалось описать петербургскую жизнь и работу бывшего солдата. «Честный вор» замыкал цикл, рассказывая о периоде безработицы и встрече с пьяницей Емелей . Название последнего рассказа происходит от одноимённой комедии-водевиля Дмитрия Ленского 1829 года .
Однако «Домовой» остался ненаписанным . 29 февраля 1848 года Петербургский цензурный комитет разрешил печать представленного произведения, состоящего из рассказов «Отставной» и «Честный вор». Впервые они были опубликованы в четвёртом номере журнала « Отечественные записки » Андрея Александровича Краевского под заглавием «Рассказы бывалого человека. (Из записок неизвестного). I. Отставной. II. Честный вор» .
При переиздании рассказа в 1860 году Достоевский учёл замечания критики и значительно переработал первоначальное произведение. Он убрал заглавие «Рассказы бывалого человека», а самостоятельные части «Отставной» и «Честный вор» объединил в один рассказ: «Честный вор (Из записок неизвестного)». Объединение произошло с уменьшением размера за счёт сокращения большей части рассказа «Отставной» и назидательного финала рассказа «Честный вор». Помимо этого Достоевским была произведена значительная стилистическая правка текста .
Главные герои
Главный герой рассказа — отставной военный Астафий Иванович, временно пребывающий без работы . Степан Яновский в своих воспоминаниях упоминает о том, что у Астафия Ивановича существовал реальный прототип, «имя которого Фёдор Михайлович отметил тёплым словом в одной из своих повестей» — отставной унтер-офицер Евстафий, служивший у Достоевских . В первоначальном варианте образ Астафия Ивановича производил впечатление максимально фактографичного персонажа. В тех эпизодах, где воспоминания забывчивого героя о его участии в военных событиях 1812 года отличались от общеизвестных описаний, Достоевский дополнял собственными подстрочными комментариями: «Ясное дело, что реляция Астафия Ивановича во многом не совсем справедлива. Надеемся, что читатели извинят наивность познаний его». В финальной редакции Достоевский типологизирует своего героя Астафия Ивановича, который не только отставной военный, а отставной из числа бывалых людей. Писатель следовал в этом образцу написания физиологических очерков середины 1840-х годов .
Другой персонаж — Емеля, — встречается ещё в первом романе Достоевского — « Бедные люди ». О нём вспоминает Макар Девушкин : «чиновник, то есть был чиновник, а теперь уже не чиновник, потому что его от нас выключили. Он уж я и не знаю, что делает, как-то там мается» . Из мемуаров Яновского также следует, что летом 1847 года Достоевский был «занят сбором денег по подписке в пользу одного несчастного пропойцы, который, не имея на что выпить <…> ходит по дачам и предлагает себя посечься за деньги». Возможно, делают вывод комментаторы, этот эпизод каким-то образом мог быть связан с пьяницей Емелей. Несмотря на то, что Яновский в 1849 году по соображениям предосторожности уничтожил письмо Достоевского с этим сообщением, мемуарист утверждал, что описание этого события в письме писателя было верхом «совершенства в художественном отношении, в нём было столько гуманности, столько участия к бедному пропойце» .
Сюжет
Неизвестный рассказчик повествует о том, что его обычно сдержанная и молчаливая кухарка Аграфена настойчиво попросила как-то своего хозяина пустить в дом одного жильца из «бывалых людей»: отставного солдата Астафия Ивановича. Хозяин согласился, и вот однажды в отсутствие Аграфены и Астафия Ивановича, но в присутствии хозяина-рассказчика в дом проник вор и унёс хозяйскую бекешу . Узнав об этом, вернувшийся Астафий Иванович весьма огорчился и побежал вдогонку за жуликом, но, вернувшись с пустыми руками, рассказал историю о «честном воре», которая произошла за два года до этого с ним самим.
Астафий Иванович познакомился как-то в одной харчевне с бедолагой по имени Емельян Ильич. «Пьянчужка, потаскун и тунеядец» раньше был чиновником, но давно был уволен со службы за свои вредные привычки. Емеля не был буйным пропойцей, поэтому Астафий Иванович пожалел его и приютил у себя дома, кормил и поил его. Сам Астафий Иванович зарабатывал на жизнь портняжным ремеслом, Емеля же не имел никаких занятий вообще, а средства, добываемые неизвестным путём, тратил на пропой. Тогда Астафий Иванович решил приобщить Емелю к труду либо избавиться от него вообще. Но избавиться от Емели оказалось не так просто: не внимая вразумлениям, Емеля по-прежнему пил, а от трудных разговоров с Астафием Ивановичем уходил прочь.
Так продолжалось до тех пор, пока у Астафия Ивановича не произошла пропажа новых рейтузов , изготовленных на продажу. Самое простое, что могло прийти на ум Астафию Ивановичу — кража Емелей, — не укладывалась в его сознании. Настолько он был уверен в честности Емели, и настолько Емеля был обязан Астафию Ивановичу, чтобы переполнить последнюю чашу его терпения вульгарным воровством. На все расспросы о пропаже Емеля давал отрицательный ответ, но иного объяснения потери у Астафия Ивановича просто не находилось. После одного особенно проникновенного разговора с Астафием Ивановичем Емеля решил уйти из дома своего благодетеля, и вернулся только на пятый день после исчезновения.
Вернувшийся Емеля был совершенно нездоров, и вызванный к нему врач констатировал близкую кончину пьяницы. Чувствуя свою близкую смерть, Емеля, чтобы искупить свою вину за воровство, покаялся в своём грехе и завещал Астафию Ивановичу после своей смерти продать его старую ветхую шинель в уплату за краденные рейтузы. Таким образом, несмотря на то, что шинель Емели стоила сущие гроши, честность, в конце концов, возобладала в этом совершенно пропащем и ничтожном человеке.
Отзывы и рецензии
Павел Анненков стал единственным современным Достоевскому критиком, откликнувшимся на выход нового произведения писателя. В своей статье 1849 года «Заметки о русской литературе прошлого года» он во многом опирался на суждения Виссариона Белинского в годовых обзорах русской литературы 1846—1847 годов. По мнению Анненкова, идея рассказа заключалась в желании «открыть те стороны души, которые человек сохраняет на всяком месте и даже в сфере порока». Анненкова привлекла мысль «заставить говорить человека недалёкого, но которому превосходное сердце заменяет ум и образование». По мнению критика, эпизод «немого страдания бедного пьянчужки Емели» является одним из «действительно прекрасных мест в повести» .
Критик отметил связь «Рассказов бывалого человека» с другими произведениями « натуральной школы »: «Нам кажется, если мы не ошибаемся, что оба эти рассказа порождены успехом „ Записок охотника “ г. Тургенева . Но тут предстояла опасность, что читатели спросят, да не сидит ли этот бывалый человек постоянно где-нибудь за письменным столом в Петербурге . Вероятно, в предчувствии подобного вопроса со стороны своих читателей, автор прибавил к заглавию в скобках: „Из записок неизвестного“, но внизу, однако ж, подписал большими буквами своё имя <…> маленькие хитрости, отзывающиеся наивной претензией» .
Примечания
- ↑ , с. 482.
- , с. 481.
- ↑ , с. 483.
- , с. 482—483.
Литература
- Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
- Фридлендер Г. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 552—557. — 592 с. — 500 000 экз.
Ссылки
- . Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Дата обращения: 26 августа 2017.
- . Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Дата обращения: 26 августа 2017.
- . Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Дата обращения: 26 августа 2017.
- 2020-05-28
- 1