Interested Article - Варвара Доброселова

Варвара Алексеевна Доброселова — один из двух главных персонажей романа « Бедные люди » русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского .

Образ

Молодая одинокая девушка, проживающая на окраине Петербурга и зарабатывающая на жизнь шитьём. В её жизни не происходит ничего примечательного. Она живёт незаметно, избегая людских глаз, в одном доме с бедным мелким чиновником средних лет Макаром Девушкиным так, что её окно расположено напротив окна Девушкина. В ответ на письма чиновника о своей службе и увлечениях, передачи сладостей и нарядов, а также обещания назначить свидание, в своих письмах Варенька рассказывает Макару о своём настроении, страхах о будущем, а также вспоминает детство . Одновременно она изнемогает под тяжестью признаний Девушкина: «Какой у вас странный характер, Макар Алексеевич! Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком» . В конце романа Варенька покидает Петербург, согласившись стать женой деревенского помещика .

Образ Вареньки больше раскрывается в её дневнике, чем в письмах. Из её воспоминаний о прошлом становится известно, что она получила образование в пансионе. Тем не менее, оно было достаточно поверхностное, из-за чего все её записи сделаны по образцу сентиментализма, в них нет какой-либо самобытности .

Любовь к Девушкину хоть и возвышенна, но не мешает эгоистическим проявлениям. Готовясь к свадьбе, Варенька не обращает внимания на состояние Девушкина, загружая его всевозможными поручениями .

Литературный критик Пётр Плетнёв положительно отметил «Записки бедной девушки» о жизни Вареньки до описываемых в романе событий, хотя в целом роман ему «почти не понравился», как написанный через силу и без разделения описанных ощущений . Критик Виссарион Белинский , в целом восторженно оценивавший роман, отмечал, что образ Вареньки в нём «как-то не совсем определён и окончен», одновременно извиняя Достоевского на основании того, что с подобной задачей смог справиться только Пушкин . В начале 1848 года в критике романа в газете « Санкт-Петербургские ведомости » было отмечено, что «сочинение страдает общим недостатком так называемой „натуральной школы“ — безвкусием; бесцветность характера Вареньки — несносна. Это какие-то неясные тени, общие черты» .

Испытывая некоторый ужас перед большим городом, Варенька склонна идеализировать крепостную деревню. В «записках» и письмах она противопоставляет веселые крестьянские песни во время работы и посиделки в избах после окончания уборки хлеба негостеприимным сердитым городским лицам. Именно в деревне среди крестьян она испытала воздействие «животворных истоков исконной художественной и этической культуры», сближающее персонаж с пушкинской Татьяной Лариной . Наряду с Девушкиным, Варенька также является носителем фольклора. Помимо симпатии к фольклоризированному крестьянскому быту и обрядам, она владела искусством ручной вышивки: «Федора продает ковёр, который я вышила; дают пятьдесят рублей ассигнациями». Для подобной работы нужно было знать не только технику, но и «поэтику» русского народного художественного шитья .

Прототип

Исследователь творчества Достоевского Василий Комарович отмечал, что на создание романа повлияла личная переписка писателя с сестрой Варварой Михайловной, которую Фёдор Михайлович называл Варенькой, как и главную героиню «Бедных людей» . Георгий Фридлендер подчеркнул, что Достоевский часто использовал личные впечатления, а также некоторых членов семьи в качестве прототипов для своих персонажей. Прототипом Вареньки Доброселовой послужила сестра писателя. Совпадает как имя героини, так и описываемые ей в дневнике воспоминания детства. В них появляется образ няни Достоевских Алены Фроловны, отец Вареньки напоминает отца Достоевского, а описание деревни похоже на описание его имения — села Дарового . Вероятным прототипом героини романа её делает также и похожее замужество, которое сам Достоевский пережил так же, как и Макар Девушкин переживает замужество Вареньки. Муж сестры писателя, Пётр Андреевич Карепин, в свою очередь мог послужить прототипом для господина Быкова, за которого вынуждена идти замуж Варенька .

Литературовед Александр Цейтлин впервые указал на другую Вареньку — персонажа повести Евгения Гребёнки «Горев Николай Федорович», впервые напечатанной в 1840 году. Главными героями произведения являлись бедный чиновник, «голодный, без приюта и без заработка», и его не менее бедная прелестная невеста, круглая сирота Варенька, которую он «страстно любит, как единственный светлый луч в его жизни». Но бедность чиновника мешает ему жениться на девушке. Цейтлин полагал, что этот образ «ясной, веселой и глубокой девушки» в том числе запечатлелся у Достоевского, чтобы спустя несколько лет отчасти проявиться в Вареньке из «Бедных людей» .

Литературовед Виктор Виноградов обратил внимание, что выбором имени главной героини подчёркнута принадлежность романа к школе сентиментального натурализма: «История Вареньки была предопределена литературной традицией того „мещанского“ сентиментального романа, форму которого избрал Достоевский, подчеркнувши его именами Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина» . Филолог Моисей Альтман также отмечал, что довольно сложно определить в какой пропорции в именах главных героев «Бедных людей» присутствуют части от сентиментализма и натурализма .

Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский мало интересовался своей древней родословной. Его отец «никогда не говорил о своей семье и не отвечал, когда его спрашивали о его происхождении». Из записок брата Фёдора Михайловича, Андрея Достоевского, следует, что даже в отчестве деда и девичьей фамилии бабушки братья уже не были уверены . Биограф писателя Людмила Сараскина отметила, что в Вареньке Добросёловой, главной героине первого романа Достоевского, проявляется то же отношение к своей родословной. Об отце героини известно только, что он «был управителем имения некоего князя П-го, лишился должности, сбережений и умер от горя» .

Перекличка с другими произведениями

Литературовед Александр Цейтлин отметил перекличку образа Вареньки с образами Лизаньки из повести « Слабое сердце » и Настеньки из повести « Белые ночи ». Одновременно все они перекликаются с образом «ясной, веселой и глубокой» Вареньки из повести Евгения Гребёнки «Горев Николай Федорович» .

Совпадение отчеств главных героев, Макара Алексеевича и Варвары Алексеевны, восходит к гоголевским традициям именования персонажей, вроде Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести « Старосветские помещики » .

По мнению литературоведа Кэнноскэ Накамуры, Варенька Доброселова стала первой из огромного числа персонажей Достоевского, кто мучается от страха перед смертью. Этим её образ перекликается с образами героини романа « Неточка Незванова », Фёдором Карамазовым из « Братьев Карамазовых », Свидригайловым из « Преступления и наказания », Ипполитом из « Идиота » и прочими, разделяющими страхи самого Достоевского .

Параллели между «Бедными людьми» и романом « Подросток » обнаруживаются в отношениях «отцовско-дочеринского типа» между Варенькой и Макаром, которые напоминают отношения Софьи Андреевны с её мужем Макаром. Накамура также отмечал перекличку этих произведений с пушкинским « Станционным смотрителем », где главная героиня также уезжает с женихом .

Примечания

  1. , с. 10.
  2. , с. 12.
  3. , с. 15.
  4. , с. 472—473.
  5. , с. 474.
  6. , с. 140.
  7. , с. 80—81.
  8. , с. 82.
  9. , с. 13.
  10. , с. 467.
  11. , с. 13—14.
  12. , с. 14.
  13. , с. 26.
  14. , с. 29.
  15. , с. 151.
  16. , с. 71—72.
  17. , с. 191.
  18. , с. 290—291.

Литература

  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — 280 с.
  • Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера . — Ленинград: Наука, 1983. — Т. 5. — С. 74—89. — 301 с. — 14 550 экз.
  • Накамура К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-89332-178-4 .
  • Сараскина Л. И. Достоевский. — 2-е изд.. — Москва: Молодая гвардия , 2013. — 825 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-235-03595-9 .
  • Фридлендер Г. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. Г. М. Фридлендера. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — 520 с. — 200 000 экз.
  • Цейтлин А. Г. Повести о бедном чиновнике Достоевского. — Москва: Типография Московского Армянского литературно-художественного кружка, 1923. — 62 с. — 1000 экз.
  • Щенников Г. К. Бедные люди // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова и Б. Н. Тихомирова. — Санкт-Петербург : Издательство «Пушкинский Дом», 2008. — С. 13—16. — 470 с. — ISBN 5-87324-041-8 .
  • Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. — Т. 1. — 537 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7331-043-5.

Ссылки

  • . Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». Дата обращения: 6 декабря 2023.
  • . Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. Дата обращения: 6 декабря 2023.
Источник —

Same as Варвара Доброселова