Речь Достоевского о Пушкине
- 1 year ago
- 0
- 0
«Брак» — задуманный, но неосуществлённый роман русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского . В основе — сюжет о надрывном союзе несходных людей. Впервые черновые материалы были опубликованы в 1935 году.
В конце 1864 — начале 1865 года Достоевский работал над замыслом «Неслыханное приключение или, вернее сказать: пассаж в Пассаже, состоящий в том, как некий почтенный господин пассажным крокодилом был проглочен живьем и что из этого вышло. Семеном Захожим доставлено», позже ставшим рассказом « Крокодил » . Первоначальные черновые наброски задуманного романа «Брак» встречаются среди подготовительных материалов к этому рассказу .
Литературоведы отмечали возможный автобиографический подтекст произведения — воспоминания о романе с Марией Дмитриевной Исаевой . Также обращали внимание на связь замысла романа с письмами Александру Егоровичу Врангелю . Отвечая своему давнему приятелю, писатель рассказывал о тяжёлых обстоятельствах жизни — смерти жены и брата . Своё состояние в период замысла романа Достоевский также излагает в этих письмах: «И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась разом надвое <…> мне не для чего оставалось жить <…> Стало все вокруг меня холодно и пустынно <…> Тревога, горечь, самая холодная суетня» .
Ч. умер, дети. Катя. Выходи хоть за писаря, аудитора. Он перебивает.
Брак. Она не подходит, не сходятся, неужели ж жизнь убил?
Начинает ее любить (характер княжны Кати), вся противуречье и насмешка. Звезда в городе. Губернатор за ней. Насмешки над мужем. Он ее тиранизирует. Она пробует быть женой; хозяйничает.
Впервые подготовительные материалы Достоевского с задуманным романом «Брак» были опубликованы литературоведом Леонидом Петровичем Гроссманом в 1935 году . Записи были обнаружены в деловых тетрадях литературного журнала « Эпоха » братьев Михаила Михайловича и Фёдора Михайловича Достоевских, во второй записной книжке к роману « Преступление и наказание » .
По мнению литературоведов, Достоевский с увлечением разрабатывал сюжет о надрывном союзе несходных людей . Главная героиня задуманного произведения должна была унаследовать черты характера княжны Кати из повести « Неточка Незванова » . Одновременно из отмеченного автобиографического подтекста произведения следовала отсылка к жене писателя — Марии Дмитриевне Исаевой , из чего главная героиня — «вся противуречье и насмешка» . Отмечается благородство мужа, но полное отсутствие любви к нему: «высказывает ему же его добродетели и сколько она ему обязана и как он хорош, начнет патетически со слезами, а кончит насмешкой над ним же» .
2-я часть. Ищет ее, находит (роман в этом, в приключениях). Она прячется, в доверенность. Она ветреничает. Тоска ее. Эксцентричность. Ей скучно. Он у ней и при ней христианин. Она сходит с ума. В больнице. Ходит к ней, воскресает. Обновилась в новой жизни. Умерла любя. Он один.
Или судя по развитию:
3-я часть, где добил и умерщвляет ее.
Она ревнует его умирая (грациозно). Умирает с словом ему: «живи».
Действие романа должно было начинаться с юности героини, рано лишившейся отца, и последовательно описывать её жизнь вплоть до возможной смерти. Основная история — неудачный, но необходимый обоим героям брак с писарем или аудитором: «Она не подходит, не сходятся, неужели ж жизнь убил?» . В дальнейшем героиня встречает молодого князя, к которому возникает «непосредственное чувство» . Образовавшийся полный драматизма «любовный треугольник» должен был послужить основным конфликтом романа. Литературоведами подчеркивалось, что замысел «полон надрывов», хотя сюжет открытой измены и несостоявшейся дуэли достаточно распространён .
В дальнейшем героиня сбегает «прячется, в доверенность. Она ветреничает. Тоска её. Эксцентричность. Ей скучно» . Здесь должны были возникнуть два важных мотива: осмеяние главного героя, ставшего «посмешищем для всех», и сумасшествие героини, оказавшейся в психиатрической клинике. Эти мотивы тем или иным образом разрабатываются Достоевским в романах « Идиот », « Преступление и наказание », « Униженные и оскорблённые », повести « Неточка Незванова » .
В итоге должно было произойти взаимное очищение героев. Главный герой «ищет её, находит (роман в этом, в приключениях)». Через страдание и тоску происходит его очищение. Главная героиня также «обновилась в новой жизни. Умерла любя» .