Interested Article - Достоевский в культуре

В данной статье представлены: тема «достоевщина в литературе», влияние творчества Ф. М. Достоевского на создание музыкальных опусов, оперных, театральных и балетных постановок по мотивам произведений писателя, образ Достоевского в документальных и художественных фильмах и экранизации произведений писателя.

Достоевщина в литературе

С именем Ф. М. Достоевского связано понятие достоевщина , зафиксированное в словаре Д. Н. Ушакова 1935 года с пометкой «публицистика» и имевшее два значения:

  • 1. в манере Достоевского (с оттенком осуждения).
  • 2. Душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания, свойственные героям романов Достоевского .

В молодой Советской России использовались другие уничижительные ярлыки для произведений как дореволюционных (дворян), так и современных авторов: «онегинщина», « обломовщина », «карамазовщина», «булгаковщина» .

Совершенно иной оттенок данное понятие имело в сообщении режиссёра готовившейся в 1928 году постановки пьесы М. А. Булгакова «Бег» И. Я. Судакова : «Сейчас в пьесе Хлудов уходит только под влиянием совести (достоевщина)...» .

Литературовед А. А. Долинин рассмотрел явление достоевщины в статье «Набоков, Достоевский и достоевщина», в частности, относительно романа В. В. Набокова «Отчаяние» .

Влияние Достоевского явственно ощущалось в советской прозе 20-х годов: в романе Л. М. Леонова «Вор», в книгах И. Г. Эренбурга , в «Голом годе» Б. А. Пильняка , в «Мемуарах веснущатого человека» А. Соболя , в «Мещанине Адамейко» М. Э. Козакова и т. п. В докладе 1926 года о «Братьях Карамазовых» В. В. Набоков обсуждал «причины ничтожества советской литературы», и нашёл следы «опошленного Достоевского» и идеи широкой «славянской души» в его духе у Ф. В. Гладкова , Л. Н. Сейфуллиной , Б. А. Пильняка, Л. М. Леонова и М. М. Зощенко . Как в этом докладе, так и в романе «Отчаяние» «полемика направлена не столько против Достоевского, сколько против “современного отношения к нему” — против его интерпретаторов и эпигонов, повинных в “мрачной достоевщине”». А. А. Долинин перечисляет образцы пародируемой Набоковым «достоевщины»: новеллы В. Я. Брюсова , рассказ Л. Н. Андреева «Мысль» , «Конь блед» Б. В. Савинкова , трактирные сцены в «Петербурге» А. Белого и его же «Записки чудака», антиэмигрантский рассказ А. Н. Толстого «Рукопись, найденная под кроватью», ряд произведений советских прозаиков 1920-х годов. По мнению Долинина основной моделью для пародий на современную «достоевщину» Набокову послужила повесть И. Г. Эренбурга «Лето 1925 года» .

Стоит обратить внимание на то, что ощутимое присутствие традиций Достоевского ни в западноевропейской литературе первой пол. XX века ( Ф. Кафка , Г. Майринк , Т. Манн , С. Цвейг в немецкой литературе, П. Бурже , А. Жид , Ж. Бернанос , А. Камю во французской литературе), ни у наследников философии писателя экзистенциалистов А. Камю и Ж. П. Сартра не называлось «достоевщиной».

О «достоевщине» писали советские литературоведы Ю. Ф. Карякин и Л. А. Шубин .

Весьма показательно, что Д. П. Мирский не был приверженцем творчества Достоевского, но в академической статье о писателе своей «Истории русской литературы» (1926) не употребил термин «достоевщина» . В. В. Набоков считал труд Д. П. Мирского «лучшей историей русской литературы на любом языке, включая русский», но в «Лекциях по русской литературе», впервые изданных в 1981 году, о «Записках из подполья» отозвался как о квинтэссенции достоевщины .

Достоевский и музыка

В кратком перечне представлены наиболее значимые произведения. Более подробно влияние творчества Достоевского на создание музыкальных сочинений описано в монографии А. А. Гозенпуда «Достоевский и музыка» . Советский музыковед полагал, что талант Д. Д. Шостаковича родствен Достоевскому .

Достоевский и театр

Драматургичность творчества писателя обусловила появление первых театральных постановок. Премьера первого спектакля по роману «Бесы» состоялась 29 сентября 1907 года в театре Литературно-Художественного общества в Петербурге, за которой последовали постановки в Moсковском Xудожественном тeaтpe «Братьев Карамазовых» (1910) и «Бесов» (под названием «Николай Ставрогин» — 23 октября 1913 года). Постановке «Бесов» пытался препятствовать поддерживаемый большевиками M. Горький (статьи: О «карамазовщинe» , Eщe o «карамазовщинe» ), выступивший c отрицательной оценкой инсценированногo романa. Там же М. Горький впервые дал Достоевскому оценку «злой гений», садо-мазохист.

В защиту спектакля «Николай Ставрогин» на заседании Московского религиозно-философского общества 2 февраля 1914 года выступили С. Н. Булгаков с докладом «Русская трагедия» и Вяч. Иванов с речью, ставшей основой статьи «Основной миф в романе „Бесы“» .

Другая постановка «Братьев Карамазовых» этим театром состоялась через 50 лет — в 1960 году. «Бесы» ставятся Львом Додиным в Театре Европы с 1991 года.

Театральные постановки по произведениям Ф. М. Достоевского и отзывы на них указаны в библиографическом указателе «Достоевский и театр, 1846–1977» (1980) достоеведа С. В. Белова .

Ф. М. Достоевский стал центральным персонажем пьесы драматурга Константина Скворцова «Дар Божий: Драма любви Ф. М. Достоевского» .

Балет

  • 1980 — премьера балета «Идиот» в Ленинграде балетмейстера Бориса Эйфмана по мотивам одноимённого романа Достоевского на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского
  • 1995 — постановка балета «Карамазовы» Бориса Эйфмана по роману Ф. М. Достоевского на музыку С. В. Рахманинова , Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского
  • 2013 — Борис Эйфман поставил новую переработку собственного балета «Карамазовы» 1995 года под названием «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского
  • 2015 — весной и летом в Омском государственном музыкальном театре балетмейстер из Санкт-Петербурга Надежда Калинина готовила оригинальную постановку балета «Идиот» по одноимённому роману Достоевского на музыку П. И. Чайковского. Хореография отличается от варианта Бориса Эйфмана . Премьера состоялась 30 июля 2015 года.

Образ Достоевского в кино

Художественные

Документальные

  • ЦСДФ ( РЦСДФ ). . 27 minutes in. {{ cite episode }} : |series= пропущен или пуст ( справка ) Самуила Бубрика и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти
  • — фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)
  • — из документального фильма «Россия» (Канада, 1986)
  • Возвращение пророка — документальный фильм В. Е. Рыжко (Россия, 1994)
  • Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому. Режиссёр: Александр Сокуров . Фонд киновидеостудия A.C. (Санкт-Петербург) (Россия, 1997). В документальном фильме заняты Юрий Шевчук , Андрей Битов , Андрей Толубеев
  • — документальный фильм (12 серий) (Россия, 2004) на YouTube
  • «Секретные материалы. „Легенда о великом Достоевском“ » (« Мир », 2011)
  • . Серия: Пешком в историю. Документальный фильм. «Телеинвест» (Россия, 2012)
  • Фёдор Достоевский — документальный фильм режиссёра Ольги Нифонтовой. Видеостудия «Кварт» (Россия, 2012)
  • Открытость бездне Достоевского — документальный фильм из 4-х частей с участием Григория Померанца и Зинаиды Миркиной . Режиссёр: Ирина Васильева. ООО "Студия «Фишка-фильм» (Россия, 2013) на YouTube
  • «Фёдор Достоевский. „Между адом и раем“ » (« Первый канал », 2020)
  • Федор Михайлович. Киноэссе Егора Холмогорова о Ф.М. Достоевском («RT Россия», 2021)

Экранизации произведений

Двойник (повесть Достоевского) (1846)

Скверный анекдот (1862)

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка : В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова . — М. : Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935. — Т. 1. — Стб. 784.
  2. . Булгаковская энциклопедия. Дата обращения: 27 августа 2015. 17 августа 2015 года.
  3. Долинин, Александр. // Старое литературное обозрение : журнал. — 2001. — № № 1 (277) . 14 июня 2015 года.
  4. .
  5. Карякин Ю. Ф. Антикоммунизм, Достоевский и «достоевщина» // Проблемы мира и социализма : журнал. — 1963. — № 5 .
  6. Шубин Л. Гуманизм Достоевского и «достоевщина» // «Вопросы литературы» : журнал. — 1965. — № 1 .
  7. .
  8. , с. 189.
  9. , с. 150—169.
  10. , с. 152—155.
  11. , с. 149—150.
  12. , с. 150—151.
  13. , с. 164—166.
  14. , с. 166—168.
  15. Горький M. О «карамазовщинe» // Pyccкoe словo : газета. — 1913. — 22 сентября.
  16. Горький M. Eщe o «карамазовщинe» // Pyccкoe словo : газета. — 1913. — 27 октября.
  17. Булгаков С. Н. . Библиотека «Вехи». Дата обращения: 31 августа 2015. 26 апреля 2015 года.
  18. Иванов Вяч. . Библиотека «Вехи». Дата обращения: 31 августа 2015. 2 ноября 2010 года.
  19. Белов С. В. Достоевский и театр, 1846–1977 : библиогр. указ.. — Л. , 1980. — 179 с.
  20. Скворцов, К. В. Избранные произведения : в 3 т. . — М. : Русская книга, 1999. — Т. 3. — ISBN 5-268-00424-7 .
  21. . Belcanto.ru. Дата обращения: 1 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  22. . Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Дата обращения: 1 декабря 2015. 30 апреля 2019 года.
  23. Кисляцких, Юлия. // Аргументы и Факты в Омске : газета. — 2015. — 2 июля ( № 30 ). 28 сентября 2017 года.
  24. . mirtv.ru . Мир (10 ноября 2011). Дата обращения: 31 декабря 2021. 31 декабря 2021 года.
  25. . www.1tv.com . Первый канал (2020). Дата обращения: 13 ноября 2021. 13 ноября 2021 года.
  26. . www.1tv.ru . Первый канал (10 ноября 2020). Дата обращения: 13 ноября 2021. 13 ноября 2021 года.
  27. (рус.) . Дата обращения: 29 мая 2022. 29 мая 2022 года.

Литература

  • Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. — Л. : Музыка, 1971. — С. 150—169. — 175 с.
  • Мирский Д. С. // История русской литературы с древнейших времен до 1925 года = «Contemporary Russian Literature. 1881—1925» (London 1926) / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — ISBN 1 870128 18 4 .
  • Монин М. А. // Вопросы философии. 2017. № 2.
  • Владимир Набоков . Федор Достоевский // = Lectures on russian literature / Пер. с англ. Курт А.. — М. : Независимая Газета, 1999. — С. —215. — 440 с. — ISBN 5-86712-025-2 .
  • Переверзев В. Ф. , Риза-Задэ Ф. // Литературная энциклопедия. — М. : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Т. 3.
  • Юрий Димитрин . Оперы по романам Достоевского. — Изд-во «Планета музыки», 2016. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-2194-7
Источник —

Same as Достоевский в культуре