Interested Article - Поэтика Достоевского
![](/images/005/873/5873326/1.jpg?rand=123980)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/0b83bc75b33adbed6f49c4de3feffe8f.gif)
- 2020-04-07
- 1
![](/images/005/873/5873326/1.jpg?rand=212948)
Поэтика Достоевского — объект изучения достоевистики как раздела литературоведения , исследующей особенности структуры, формы и техники (средств, приёмов) произведений Ф. М. Достоевского .
Взгляд современников XIX века
В 1923 году А. З. Штейнберг писал: «В XIX веке русская критика оценивала творчество Достоевского с точки зрения высказанных им идей эстетики ( Белинский , Добролюбов , Михайловский , Иванов-Разумник )» .
Начало исследований
Первые исследования поэтики Достоевского относятся к 1920-х годам, когда вышли работы литературоведов Ю. Н. Тынянова в 1921 году (формальный метод) , Б. М. Энгельгардта в 1924 году , Л. П. Гроссмана в 1925 году , М. М. Бахтина в 1929 году , В. Ф. Переверзева (социологический метод; 1-е изд. 1912, 3-е — 1928) .
Современность
В настоящее время наряду с термином «поэтика» используются понятия « интертекстуальность » и « герменевтика ».
Как показал О. М. Ноговицын в своей работе , Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен.
Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин, который расценивал писателя «одним из величайших новаторов в области художественной формы», значение которого «выходит за пределы только романного творчества и касается некоторых основных принципов европейской эстетики. Можно даже сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию» .
Примечания
- , с. 17—18.
- .
- .
- .
- .
- .
- Ноговицын О. М. Поэтика русской прозы : Метафизическое исследование. — СПб. : Высш. религиоз.- философ. шк., 1994. — 161 с. — 500 экз. — ISBN 5-900291-11-1 .
- , От автора, с. 7.
Литература
- Бахтин М. М. // Собрание сочинений в 7 томах. — М. : Русские словари, Языки славянской культуры, 2002. — Т. 6.
- Ветловская В. Е. . — СПб. : «Пушкинский дом», 2007. — 640 с. — ISBN 978-5-91476-001-1 .
- Гроссман Л. П. . — М. , 1925.
- Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного образа Достоевского. — Л. : Советский писатель, 1978. — 384 с.
- Есаулов И. А. . Иван Есаулов. Дата обращения: 27 марта 2016. 8 апреля 2016 года.
- Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. — Л. : Издательство ЛГУ имени А. А. Жданова, 1985. — 208 с.
- Касаткина Т. А. . — М. : Наследие, 1996. — 336 с. — ISBN 5201132537 .
- Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». — М. : ИМЛИ РАН, 2004. — 480 с.
- Киносита Т. / Сб. ст. Пред. В. Туниманова. — СПб. : Серебряный век, 2005. — 208 с. — ISBN 5-902238-18-8 .
- Ковач А. / Пер. с румынского Е. Логиновской. — М. : Водолей Publishers, 2008. — 352 с. — ISBN 978–5–9796–0125–0.
- Лапшин И. И. Эстетика Достоевского : Статья // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы : Сб. ст. : в 2 т. / Под ред. А. С. Долинина . — П. , 1922. — Т. 1. — С. 95—152.
- Мелетинский Е. М. . — М. : РГГУ, 1996. — 112 с. — (Серия «Чтения по теории и истории культуры». Вып. 16). — ISBN 5728100902 .
- Нейчев Н. / Пер. с болг. Т. Нейчевой; предисл. И. Есаулова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 316 с. — ISBN 978–5–7996–0561–2.
- Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского // Гоголь. Достоевский. Исследования. — М. : Советский писатель, 1982. — С. 188—364. — 512 с.
- Скуридина С. А. . — Воронеж: Научная книга, 2007. — 302 с.
- Степанян К. А. . — СПб. : Крига, 2010. — 400 с. — ISBN 9785901805473 .
- Сырица Г. С. . — М. : Гнозис, 2007. — 407 с. — ISBN 978–5–94244–011–4.
- Тынянов Ю. Н. . — 1921.
- Штейнберг А. З. . — 2-е (репринт), ИМКА-Пресс , 1980. — Берлин: Скифы, 1923. — 145 с.
- Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского : Статья // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы : Сб. ст. : в 2 т. / Под ред. А. С. Долинина . — М. — Л. : «Мысль», 1924. — Т. 2. — С. 69—105.
Ссылки
- . Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 18 января 2016. 15 января 2016 года.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/0b83bc75b33adbed6f49c4de3feffe8f.gif)
- 2020-04-07
- 1