Андреев считается родоначальником русского
экспрессионизма
. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся
паровозом
, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет
Петербургского университета
; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал
злоупотреблять алкоголем
. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В
Петербурге
пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на
юридический факультет Московского университета
. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет»
.
В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное
покаяние
и
порок сердца
, который и вызвал впоследствии смерть писателя
. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в
университете
, но адвокатской практикой почти не занимался, хотя и работал некоторое время помощником
присяжного поверенного
Московского судебного округа
. В 1897 году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «
» и «
Курьер
». Свои фельетоны подписывал
псевдонимом
James Lynch
. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием
Диккенсу
, однако молодого автора заметил
Максим Горький
, который и пригласил Андреева в
книгоиздательное товарищество «Знание»
, объединяющее многих молодых писателей.
Первая русская революция и довоенные годы
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в
1901 году
его рассказа «
» в журнале «
Жизнь
».
В 1902 году Андреев женится на Александре Велигорской — внучатой племяннице
Тараса Шевченко
. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:
Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, тёмные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было моё одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своём безысходном одиночестве…
—
Андреев Вадим
. Детство. — С. 156—159.
В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции
подписку о невыезде
из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том сочинений Андреева. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера. С 31 января 1903 года состоял действительным членом
Общества любителей российской словесности
.
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын,
Даниил
, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «
Роза Мира
»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).
Андреев уезжает на
Капри
(
Италия
), где живёт у
Горького
(с декабря 1906 до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в
Ваммельсу
, который местные жители, финны, прозвали «Замком дьявола» (по-фински — «Пирулинна»). На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые
драматические
произведения.
Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».
Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций.
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом
А. Ханжонкова
. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «
маленького человека
».
Октябрьскую революцию
не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «S. O. S.»)
.
Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом, дача в Финляндии, и большой дом: Россия с её могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом — искусство-творчество, куда уходила душа. И всё пропало. Вместо маленького дома — холодная, промёрзлая, оборванная дача с выбитыми стёклами, а кругом — чужая и враждебная Финляндия. Нет России…
12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора
Ф. Н. Фальковского
. «Сильное, чуткое сердце, устав, разорвалось в куски», — написал
Саша Чёрный
. Андреев был похоронен в
, рядом с могилой Марии Крестовской, дочери
В. Крестовского
. В 1956 году его прах был перезахоронен в Ленинграде на
Литераторских мостках
на
Волковом кладбище
.
С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-музей Леонида Андреева
. С 2015 года функционирует
дома-музея.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («
», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний
скептицизм
, неверие в человеческий
разум («Стена», «
Жизнь Василия Фивейского
»), возникает увлечение
спиритуализмом
и религией («
Иуда Искариот
»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Тем не менее после начала реакции 1907 года Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, полагая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «
Рассказ о семи повешенных
»).
«Рассказ о семи повешенных», написанный накануне окончательного переезда в Ваммельсуу и первый раз прочитанный на публике в апреле 1908 года, является иллюстрацией данного тезиса. Многоакцентное восприятие последних дней жизни семи заключённых, приговоренных к смертной казни и связанных темой преступления совершённого или задуманного (можно вспомнить заключение автора в Таганской тюрьме и скрытое участие в восстании русского гарнизона в Гельсингфорсе); абсолютно равноценные кругозоры героев, эволюция внешняя и внутренняя каждого из них — всё это в итоге складывается в единство полифонического рассказа… В рассказе есть несколько деталей, тесно связанных с Финляндией. Это железная дорога, которая раньше вела Сергея Головина на дачу, а теперь — на виселицу. И, главное, запах моря, точно указывающий на местоположение героев. Свобода и Финляндия в понимании поколения Л. Андреева во многом синонимичны (до событий 1917 года), и смерть неудавшихся революционеров именно на границе с Великим княжеством представляется неслучайной.
—
Востров А.
Граничный эффект или жизнь за границей?: Диалог «своего» и «чужого» в финский период жизни Леонида Андреева // Вопросы литературы. — 2018. — № 2. — С. 167—168.
В своём рассказе «
Красный смех
» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на
Русско-японскую войну
). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или
анархический
бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Пришествие Сатаны состоялось, но он постепенно «вочеловечивается» — деяния его подчиняются страстной и обманутой любви к Марии. Напротив, поступки её отца Магнуса автор показывает сверхсатанинскими — продуманными и бесчеловечными, являя пропасть между человеком и его поступками
.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым
символизмом
, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили
Максим Горький
,
Рерих
,
Репин
,
Блок
,
Чехов
и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
после 1907 — загородная дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне
Ваммелсу
, на берегу
Ваммельйоки (Чёрной речки)
. Построена по проекту архитектора
Андрея Оля
по собственным эскизам писателя, в 1924 году была продана на снос вместе с участком земли
.
2020 — «Ложь» (по одноимённому рассказу, совместный проект Международного центра культурных программ города Санкт-Петербурга (Россия) и
Приднестровского государственного театра драмы и комедии
(город Тирасполь); режиссёр Дмитрий Ахмадиев)
Память
В Орле: имя Леонида Андреева носит улица; 21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея писателя, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице открылся
музей писателя
; филиал № 5 централизованной библиотечной системы города Орла носит имя Леонида Андреева
; установлен памятник Леониду Андрееву.
Мемориальная доска на доме в Петербурге, где жил Леонид Андреев в 1907—1908 годах, установлена в 2003 году (Каменноостровский пр., 13 /
Дивенская ул.
, 2)
Библиография
Издания
Андреев Л. Н.
Рассказы. [Большой шлем; Ангелочек; Молчание; Валя; Рассказ о Сергее Петровиче; На реке; Ложь; У окна; Жили-были; В темную даль.] — Санкт-Петербург: Знание, 1901. — 204 c. (2-е изд.; 3-е изд.; 4-е изд.; 5-е изд. в 1902 г.)
Андреев Л. Н.
Под впечатлением Художественного театра / Джемс Линч [псевд.] и Сергей Глаголь (С. Сергеевич) [псевд.]. —
М.
: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, ценз. 1902. — 118 с.
Андреев Л. Н.
Новые рассказы. — Санкт-Петербург: Знание, 1902. — 71 с.
Андреев Л. Н.
Петька на даче: Рассказ Л. Андреева. — Ростов-на-Дону: Дон. речь, 1903. — 16 с.: ил.
Андреев Л. Н.
Рассказы. В 2 т. — СПб.: Знание, 1906.
Андреев Л. Н.
Проклятие зверя: Рассказ. — Berlin: J. Ladyschnikow, 1907. — 46 с.
Андреев Л. Н.
Тьма: Рассказ. — Berlin: J. Ladyschnikow, 1907. — 65 с.
Андреев Л. Н.
Рассказы и пьесы. — Санкт-Петербург: Знание, 1907. — 306 с.
Андреев Л. Н.
Мои записки: Рассказ. — Москва: Утро, 1908. — 32 с.; (Новости литературы; № 2)
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — Москва: Надежда, 1909. — 96 с.
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — Санкт-Петербург: Ясная Поляна, 1909. — 48 с.
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — Berlin: J. Ladyschnikow, 1909 (тип. М. Шмерзова, Кирхгайн Н.-Л.). — 92 с.
Андреев Л. Н.
Сын человеческий: Рассказ. — Berlin: J. Ladyschnikow, 1909. — 48 с.
Андреев Л. Н.
В тумане: Рассказ. — Санкт-Петербург: Освобождение, 1909. — 64 с.: портр.
Андреев Л. Н.
Собрание сочинений: т.т. 1-7. — Санкт-Петербург: Шиповник, 1909.
Андреев Л. Н.
Губернатор: Повесть. — Санкт-Петербург: Освобождение, 1909. — 104 с.: портр.; (Современная русская литература; № 9-10)
Андреев Л. Н.
Губернатор: Рассказ. — Москва: тип. "Рус. труд", 1910. — 58 с.
Андреев Л. Н.
Чёрные маски. — Санкт-Петербург: Просвещение, 1910. — 107 с.
Андреев Л. Н.
Анатэма: Трагедия. — Санкт-Петербург: Просвещение, 1910. — 180 с.
Андреев Л. Н.
Анфиса: Драма. — Санкт-Петербург: Просвещение, 1910. — 172 с.
Андреев Л. Н.
Gaudeamus : Комедия в 4 д. — Berlin [и т. д.]: Bong & Cо, 1910. — 183 с.
Андреев Л. Н.
Океан: Трагедия. — Berlin [и др.]: Bong & C°, 1911. — 156 с.
Андреев Л. Н.
Океан: Трагедия. — Санкт-Петербург: Просвещение, 1912. — 156 с.
Андреев Л. Н.
Сашка Жегулев: Роман в 2 частях. — Berlin [и др.]: Bong & C°, 1912. — 316 с.
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — Санкт-Петербург: электропеч. К.А. Четверикова, 1912. — 48 с.
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — Москва: А.С. Балашов, 1912. — 48 с.
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — Санкт-Петербург : тип. П.А. Синченко, 1913. — 96 с.
Андреев Л. Н.
Полное собрание сочинений.
С портретом автора.
тт. I—VIII. —
СПб.
, изд. А. Ф. Маркса, 1913.
Приложение к журналу «Нива» на 1913 г.
Андреев Л. Н.
Собрание сочинений в 17 т. —
СПб.
: Просвещение, 1911—1917.
Андреев Л. Н.
Первая ступень: Ст. Леонида Андреева. — Одесса: Попул. б-ка, 1914. — 14 с.: портр.
Андреев Л. Н.
Нет смерти для того, кто любит родину. — Петроград: тип. П.А. Федотова, 1914. — 9-16 с.: портр.
Андреев Л. Н.
Рассказ о семи повешенных. — [2-е изд.]. - Москва : Универсальная б-ка, 1916. — 104 с.; (Универсальная библиотека; № 590).
Андреев Л. Н.
Гибель. — Петроград:[Скл. изд. "Книжный поставщик", 1917. — 16 с.; (Библиотека «Солнце свободы» № 1.)
Андреев Л. Н.
Полёт: Рассказы. — [2-е изд.]. — Москва: кн-во писателей в Москве, 1917. — 215 с.
Андреев Л. Н.
Чорт на свадьбе;… Чорт на свадьбе. — Москва: Новая жизнь, 1922. — 13 с.
Андреев Л. Н.
Смерть Сенисты;… Смерть Сенисты: Рассказы. — Харьков: Молодой рабочий, 1923. — портр.; (Библиотека молодого рабочего)
Андреев Л. Н.
Петька на даче;… Петька на даче. — Харьков: Пролетарий. Юношеский сектор, 1926. — 32 с.; (Библиотека молодого рабочего)
Андреев Л. Н.
Повести и рассказы. —
М.
: ГИХЛ, 1956 (другие издания 1957, 1959).
Леонид Андреев
. Повести и рассказы в двух томах. —
М.
: ИХЛ, 1971. (Т. 1: 1898—1906; Т. 2: 1907—1919).
Андреев Л. Н.
Перед задачами времени: Полит. статьи 1917—1919 г. Сост. и подгот. текста Ричарда Дэвиса. — Benson (Vt.): Chalidze publ., 1985. — 204 с.
Андреев Л. Н.
Драматические произведения в 2 т. —
Л.
: Искусство, 1989. (Т. 1.: К звёздам, Савва, Жизнь человека, Царь Голод, Анатэма, Океан; Т. 2.: Дни нашей жизни, Екатерина Ивановна, Каинова печать, Мысль, Самсон в оковах, Собачий вальс, Тот, кто получает пощёчины, Реквием).
Андреев Л. Н.
Собрание сочинений в 6 т. —
М.
: Художественная литература, 1990—1996.
Андреев Л. Н.
S. O. S.: Дневник (1914—1919). Письма (1917—1919). Ст. и интервью (1919). Воспоминания современников (1918—1919). —
М.
—
СПб.
: Феникс, 1994. — 598 с. —
ISBN 5-85042-042-8
.
Андреев Л. Н.
// Собрание сочинений: В 6 т. —
М.
: Художественная литература, 1996. — Т. 6 / Сост. и подгот. текста В. А. Александровой и В. Н. Чувакова, коммент. Ю. Н. Чирвы и В. Н. Чувакова. — С. 389—714.
Андреев Л. Н.
[Тексты подгот., коммент. сост.: В. Н. Быстров и др.]; Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, Лидсский ун-т (Великобритания) [и др.]. —
М.
: Наука, 2007 — наст. вр. —
ISBN 978-5-02-036248-2
.
Андреев Л. Н.
Иуда Искариот и другие / Ил. А. Зыкиной. —
СПб.
: Вита Нова, 2009. — 592 с. —
ISBN 978-5-93898-216-1
.
Андреев Л. Н.
Москва. Мелочи жизни. / Леонид Андреев (Д. Линч). — Иваново: ПресСто, 2011. — 112 с. —
ISBN 978-5-903595-82-2
.
Андреев Л. Н.
Собрание сочинений: в 6 т. —
М.
: Книжный клуб «Книговек», 2012. —
ISBN 978-5-4224-0416-2
.
Андреев Л. Н.
Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе. —
М.
: Альфа-книга, 2017. — 1243 с. — (Полное собрание в одном томе). —
ISBN 978-5-9922-2560-0
.
Андреев Л. Н.
Малое собрание сочинений. —
СПб.
: Азбука; Азбука-Аттикус, 2020. — 603, [2] с.—
ISBN 978-5-389-14559-7
.
Емельянов С.
. Немногие знают, что яркий писатель Серебряного века был завзятым фотографом
(неопр.)
.
Российская газета
(1 марта 2017). Дата обращения: 8 августа 2019.
23 сентября 2020 года.
Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 6. Дневник (1901—1921). С. 184
Кен Л. Н.
Петербург — Петроград в жизни Леонида Андреева // История Петербурга. — 2002. — № 2(6). — С. 47.
// Газета «Неделя».
18 июня 2010 года.
(неопр.)
.
litmostki.ru
. Дата обращения: 19 марта 2021.
2 июля 2020 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 24 июля 2005.
7 июня 2009 года.
Востров А.
Диалог «своего» и «чужого» в финский период жизни Леонида Андреева
(англ.)
.
voplit.ru
. Дата обращения: 19 ноября 2019. Архивировано из
21 ноября 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 октября 2014.
2 декабря 2018 года.
↑
Высочанская А. М.
Рассказы Леонида Андреева на языке анимации как уникальный интермедиальный опыт // Вестник БГУ. — 2016. — № 5 (дата обращения: 19.03.2021).
(рус.)
. bdt.spb.ru. Дата обращения: 22 января 2017.
2 февраля 2017 года.
(неопр.)
.
maps.yandex.ru
. Яндекс.Карты. Дата обращения: 10 октября 2015.
5 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2023.
6 февраля 2023 года.
от 6 февраля 2023 на
Wayback Machine
Рассказы : [В тумане. Рассказ о Сергее Петровиче и др.
]
Литература
Андреев В. Л.
Детство. —
М.
: Советский писатель, 1966. — 276 с.
Выговская Н. С.
Андреев Леонид Николаевич //
А. Ю. Андреев
,
Д. А. Цыганков
Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. —
М.
: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. —
С. 25—26
. —
ISBN 978-5-8243-1429-8
.
Востров А. В.
// Вопросы литературы. — 2018. — № 2. — С. 157—179.
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-8334-0019-8
.
Леонид Андреев. Далёкие. Близкие. Сборник: [К 140-летию со дня рождения Л. Н. Андреева / Составитель, авт. вступ. ст. и коммент. И. Г. Андреева]. —
М.
: Минувшее, 2011. — 476 с. —
ISBN 978-5-902073-86-4
.
Леонид Андреев и традиции русского реализма / В. Беззубов. — Таллин: Ээсти раамат, 1984. — 335 с.
Леонид Андреев: материалы и исследования: [Сборник] / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [Ред. В. А. Келдыш, М. В. Козьменко]. —
М.
: Наследие, 2000. — 415 с. —
ISBN 5-9208-0006-2
.
Молодые годы Леонида Андреева / Николай Николаевич Фатов; [Ппредисл. и подгот. текста О. В. Вологиной]. — Орёл: Изд. Александр Воробьёв: Дом-музей Леонида Андреева, 2010. — 271 c. (переиздание
). —
ISBN 978-5-91468-059-3
.
Нечаенко Д. А.
Речевой самописец интеллигентской смуты» («чёрный ящик» снов Леонида Андреева) // История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX — начала XX вв. —
М.
: Университетская книга, 2011. — С. 732—743. —
ISBN 978-5-91304-151-7
.
О смысле жизни: Фёдор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов / Иванов-Разумник. —
СПб.
: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. — 312 с.
Патологическое творчество: (Леонид Андреев) / Д-р Т. Я. Ткачёв. — Харьков: Тип. «Мирный труд», 1913. — 32 с.
Рерих Н. К.
// Художники жизни. —
М.
: Международный центр Рерихов, 1993. — 88 с.
Сумерки русской литературы: Максим Горький. Леонид Андреев. Чириков. Юшкевич: Очерки / Бэн (Б. Назаревский). —
М.
: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1912. — 103 с.
Троцкий Л.
/ Проблемы культуры: Культура старого мира // Сочинения. — Т. 20. —
М.
—
Л.
, 1926.
Чуваков В. Н.
АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич //
Русские писатели, 1800—1917
: Биографический словарь / гл. ред.
П. А. Николаев
. —
М.
: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 64—70. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). —
100 000 экз.
—
ISBN 5-85270-011-8
.