Операция «Арбалет» (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Мла́да » — волшебная опера - балет в четырёх действиях композитора Н. А. Римского-Корсакова . Авторы либретто — С. А. Гедеонов , В. А. Крылов и сам композитор. Премьера состоялась в 1892 году на сцене Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге под управлением дирижёра Эдуарда Направника , балетмейстеры — Лев Иванов и Энрико Чеккетти .
«Млада» — произведение синтетического жанра, где танцевальные сцены занимают равноправное положение с вокальными и чередуются с ними. Сюжет основан на сценах из доисторического прошлого полабских славян .
Первоначально директор императорских театров Гедеонов предложил композиторам А. П. Бородину , М. П. Мусоргскому , Ц. А. Кюи и Н. А. Римскому-Корсакову написать каждому по одному акту для задуманного им спектакля. Однако ввиду больших затрат, требовавшихся на постановку, «Млада» в таком виде не осуществилась. Бородин и Мусоргский использовали музыку, написанную для совместного проекта, в других своих сочинениях. У Бородина многое из «Млады» (по словам Стасова ) вошло в состав оперы « Князь Игорь ». Мусоргский использовал музыку «Марша князей» в оркестровом марше «Взятие Карса», а сцена «Служения Черному козлу» (другое название «Праздник Чернобога») легла в основу его «Ночи на Лысой горе». Римский-Корсаков расширил свою часть «Млады» до масштабов полноценной оперы.
Действие происходит в IX и X веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы).
Среди 15 опер Н. А. Римского-Корсакова особое, исключительное, неповторимое место занимает опера-балет «Млада». Известно, что в мировой музыке произведений такого синтетического жанра насчитывается всего несколько единиц… Но не это самое главное в творении «великого оперного сказочника». Действие «Млады» происходит в весьма отдаленные времена. Основой содержания происходящих событий этого сочинения являются древния сказания и легенды полабских славян (от названия реки Лабе). Конечно, в наше время вряд ли кого-нибудь всерьез могут взволновать события столь отдаленных времен, как впрочем и других опер, например, «Орестея» Танеева , «Юдифь» Серова , «Кольцо» Вагнера , его же «Парсифаль». Но чем же дороги нам эти произведения сегодня? Безусловно, музыкой, которая увлекает нас, восхищает, волнует своим прозрением в будущее.
«Млада» — ярчайший пример вышесказанного. Музыкальный язык этого уникального произведения намного опередил не только время его создания, но и сейчас поражает своей новизной, подлинной открытиями, повлиявшими на многое в музыкальном мире, появившееся значительно позже.
Персонажи, действующие лица «Млады», хотя и являются из далеких, легендарных времен, у Римского-Корсакова как всегда сильно «очеловечены», и отсюда их музыкальные характеристики. «Млада» содержит в себе целую систему лейтмотивов, что дало повод музыкальным критикам сопоставлять это произведение с поздним Вагнером. Возможно, в этом есть кое-что рациональное. Но это только на первый взгляд. Музыкальный язык «Млады» удивительно самобытен (даже в творчестве самого Римского-Корсакова) и как бы «раздвигает» горизонты музыки и вширь, и вглубь. Удивительны гармонические открытия автора «Млады», приведших к знаменитому «Кащею», а от них же через « Весну священную » Стравинского , к завоеваниям композиторов конца XX века.
Что же касается оркестра, то, пожалуй, ни в одном произведении самого Римского-Корсакова, ни в сочинениях его последователей нет такой роскошной, фантастически изобретательной и абсолютно самобытной звукописи. Она гипнотизирует, завораживает, ослепляет и заставляет вновь и вновь восхищаться творением гения русской музыкальной классики.
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1962 | Хор и оркестр Всесоюзного радио | Евгений Светланов | Мстивой — Алексей Королёв , Войслава — Татьяна Тугаринова , Яромир — , Морена — Нина Кулагина, Жрец Радегаста — Алексей Большаков , Лумир — , Новгородец — Юрий Ельников , его жена — Тамара Ерофеева, Варяг — Александр Тихонов, Мавр — Владимир Царский, Торговец шкурами — , Торговец оружием — Евгений Первышев, Торговка бусами — Лидия Казанская, Торговка пряжей — Тамара Антипова, Торговка рыбой — Нина Кулагина | Д 010189-96, С 0323-30 | MEL CD 10 01829 |
2002 | Хор и оркестр филармонии Сан-Франциско | Майкл Тилсон Томас | Войслава — Любовь Казарновская , Яромир — Гегам Григорян , Морена — , Лумир — , Мстивой — Тигран Мартиросян | Не издавалась? | |
2004 |
Филармонический оркестр Нидерландского радио
,
Groot Omroepkoor, хор Мариинского театра |
Валерий Гергиев | Мстивой — Михаил Петренко, Войслава — Млада Худолей, Яромир — Август Амонов, Морена — Ольга Савова, Лумир — Злата Булычёва, Новгородец — Сергей Скороходов, его жена — Лина Шевцова, Варяг — Эдем Умеров | Premiere Opera Ltd. CDNO 3922-3 (2009) |
Источники: ,
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1989 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Лазарев | Мстивой — Глеб Никольский , Войслава — Маквала Касрашвили , Яромир — Олег Кулько , Морена — Галина Борисова , Тень Млады и Тень Клеопатры — Нина Ананиашвили , Жрец Радегаста — , Лумир — Елена Заремба | Videoland Klassik VLD 131 | |
1992 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Лазарев | Мстивой — Глеб Никольский , Войслава — Мария Гаврилова , Яромир — Олег Кулько , Морена — Галина Борисова , Тень Млады и Тень Клеопатры — Нина Ананиашвили , Жрец Радегаста — Михаил Маслов, Лумир — Людмила Нам |
Warner Music Vision /NVC Arts 4509-92052-2 (2005);
Kultur D2280 (2005) |
Источник: