Interested Article - Сантана (буддизм)

Сантана ( санскр. संतान saṅtāna — распространение, расширение ; от глагола तन् tan — тянуть, растягивать, распространять, соединять; префикс सं॰ saṅ- придает глаголу значение направленности или совместности ; пали sota; тиб. rgyud ) — поток, или серия, мгновенных состояний ( дхарм ) , каждое из которых обусловлено исчезновением предыдущего и обуславливает возникновение следующего . Или по-другому — континуум мгновенных комбинаций дхарм (дхармы в данном контескте — неделимые события, несущие единственный «свой собственный признак», составляющие опыт живых существ и конституирующие процесс существования ).

В буддизме под сантаной понимается поток индивидуальной жизни , проходящий через бесчисленное множество рождений и смертей. Механизмом, объясняющим кармическую связь между дхармами и их последовательность, является взаимозависимое возникновение ( пратитья самутпада ) . Термин «сантана» подчеркивает процессуальность и нестабильность в каждом мгновении индивидуального существования, разворачивающегося во времени , и часто употребляется как синоним выражения «живое существо» .

Раннебуддийская традиция Абхидхармы определяет «жизнь» (санскр. jīvita, дживита; тиб. srog, сог ) как «то, что поддерживает тепло и сознание ». И под «живым существом» понимается в буддизме только «чувствующее существо» (обладающее органами чувств, к которым относят и ум ); растения, одноклеточные и прочие организмы, не обладающие психикой , к таковым не относятся. Определение Абхидхармы расходится с тем, что принято в биологии , прежде всего потому, что буддийские теории связаны с этическими вопросами, которые можно рассматривать лишь в отношении высших форм жизни .

В буддийской мифологии живыми существами ( саттва ) являются боги-небожители, люди, животные, голодные духи, обитатели адов .

Различие между представлениями о субъекте в буддизме и брахманизме

Религиозная идеология брахманизма была всецело проникнута верой в реальное существование «личности», субстанциональной души, а также верой в тождество души индивидуальной ( атман ) и Мировой ( Брахман ). Брахманисты утверждали, что живые существа обладают одушевленностью только потому, что реальное личное «Я» неотделимо от атмана . Одушевленных существ бесчисленное множество, но атман, тождественный Брахману, один. Именно он и есть «личность», Пуруша . Атман проходит сквозь череду рождений (пунарджанма), сбрасывая одни личины и свойства (имя, телесный облик и т. п.) и обретая другие в соответствии с законом кармы . Таким образом, прошлая, настоящая и будущая жизни связаны между собой благодаря существованию вечного и неизменного атмана.

Идея «личности» как вечного неизменного атмана и представление о теле как временном вместилище атмана отбрасываются в буддизме как необоснованные. По буддийским представлениям, центральный фактор в деятельности живых существ — это сознание ( виджняна ). Но сознание не является заместителем понятия «душа» и представляет собой разворачивающийся во времени поток элементарных состояний, связанных друг с другом причинно-следственной связью. Телесность же рассматривается в буддизме как способности чувственного восприятия, участвующие в работе сознания . Согласно буддийскому учению о всеохватывающих непостоянстве ( анитья ) и бессущностности ( анатма ), никакой души нет, никакая субстанция не перерождается и не переходит из жизни в жизнь. В отличие от брахманизма, где имеет место вера в «субстанциональное» перевоплощение (пунарджанма), буддизм предлагает «процессуальную» объяснительную модель перерождения (пунарбхава) : когда одна свеча зажигается от другой, то не происходит передачи огня, но вторая свеча загорается благодаря пламени первой. Также можно привести пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс) бьет по шару, получающему определенную энергию и траекторию; этот шар ударяет по другому шару, передает ему энергию и определяет его траекторию. При этом сохраняется только «энергия», которая связывает «кармического предшественника» с его «кармическим преемником». Подобная «передача энергии» происходит и в каждое мгновение одной и той же жизни. Каждую новую жизнь можно сравнить с серией в безначальном «сериале» — потоке состояний (дхарм) . Этот поток (сантана) взаимосвязанных явлений проводит различие между буддийским взглядом и другими теориями индивида .

В буддизме рассматривается, прежде всего, внешний мир и внутренний мир субъекта — то, что переживается . И континуум « живое существо » является не существом, живущим в мире, а существом, переживающим мир .

Разновидности сантаны

Любое живое существо, включая человека, рассматривается в буддизме не как неизменная сущность , а как поток (сантана) постоянно меняющихся мгновенных элементарных психофизических состояний (дхарм) . Этот поток складывается из пяти групп психофизических элементов (пяти скандх ) , каждая из которых также несубстанциональна , и представляет собой изменчивую, но непрерывную серию (сантана-скандха) .

Есть также древняя добуддийская парадигма «дух и материя» (нама-рупа) , принятая и переосмысленная в буддизме в соответствии с его основополагающим учением о «бессамостности» (анатмавада) — отсутствии у живых существ души ( атмана ) и вообще любой постоянной субстанциональной основы существования ( дравьи ) . Таким образом, понятие «сантана» может относиться к психике (читта-сантана) и к телу (рупа-сантана) живого существа . Применение определения «поток» к телу представляется в обывательском понимании несколько странным. Ведь тело, в отличие от изменчивого содержания психики, кажется чем-то постоянным и никуда не «течет». Однако такое определение вполне соответствует физиологии : жизнедеятельность организма происходит только при условии протекания процессов взаимодействия с внешней средой и непрерывного обмена веществ на клеточном и молекулярном уровнях. В буддизме телесность (рупа) рассматривается с точки зрения ее участия в деятельности сознания (читта), поскольку помимо тела нет психических способностей чувствительного восприятия и информационного материала для работы сознания .

Под потоком сознания (читта-сантана) понимается индивидуальный поток вспыхивающе-гаснущих дхарм, у которого нет ни начала, ни конца . Согласно Абхидхарме, то, что в повседневной жизни считается «личностью», «индивидом», «я», при строгом и детальном анализе оказывается лишь условным обозначением, абстракцией, не существующей как самостоятельная и неизменная сущность. В действительности существует только поток непрерывно сменяющих друг друга психических состояний (читта-сантана), находящихся в состоянии взаимодействия, «сцепленности» с внешними явлениями и предметами . Этот поток имеет проявленное состояние (вьякрита) при жизни особи какого-либо из шести миров сансары (существа ада, ненасытные духи, животные, люди, полубоги, боги), а также непроявленное (авьякрита) — в промежутке между (антарабхава, тиб. бардо) смертью и новым рождением (пунарбхава) . Содержание ч итта-сантаны меняется каждое мгновение: именно столько длится существование дхармы. При достижении нирваны волнение элементов (дхарм) потока прекращается .

Сантана «неодушевленных» предметов

Говорить как о сантане можно также о любой форме, которая воспринимается непрерывно существующей во времени: сантана Солнца, камня, дерева, кувшина и т. п. («вещи в себе» отдельно от восприятия и опыта представляют мало интереса с точки зрения буддистов ).

Важно подчеркнуть, что так называемые неодушевлённые предметы сами по себе считаются в буддизме за «а сантана», «не-континуумы», поскольку лишены силы прапти, объединяющей их составные элементы, и являются мимолетными образованиями . ( Прапти — особый род дхарм, которые отвечают за континуальность опыта индивида; сила, удерживающая вместе дхармы и составляющая отдельный поток существования, а также соединяющая дхармы индивидуального потока с дхармами объекта .) «Неодушевлённый предмет» является континуумом, только став частью индивидуального потока сознания (читта-сантана), удерживаемого прапти. Например, в случае, когда человек смотрит на Солнце, то нет ни Солнца самого по себе, ни человека самого по себе: субъект и объект обусловлены, относительны и иллюзорны . Есть единое континуальное поле опыта «человек, видящий Солнце» .

Классификация элементов, составляющих сантану

Согласно теории Абхидхаммы, определённый комплекс разных психофизических элементов (дхарм) существует только одно мгновение. Через мгновение сочетание дхарм меняется. И каждое новое мгновение возникает новый индивид , причинно связанный с предыдущим индивидом и обусловленный им .

В разных школах описывается разное число дхарм — 75, 84, 100 и так далее . Эти элементы, составляющие поток живого существа (сантана), получили в буддийской доктрине три основные классификации: по пяти скандхам, двенадцати аятанам и восемнадцати дхату (см. также Абхидхарма , Абхидхармакоша ).

Пять скандх

Основная статья: Пять скандх

В соответствии с классификацией по пяти скандхам, все дхармы делятся на пять групп: 1) чувственное, 2) ощущения, 3) представления, 4) склонности, способности, волевые акты, 5) чувствование, общее понятие сознания (без содержания). Согласно буддийской доктрине анатмавада (учении об отсутствии души, атмана ), «душа» здесь исключена и заменена потоками дхарм 2) ощущений, 3) представлений, 4) склонностей и воли, 5) чувствования, сознания.

Нама-рупа

В этой более простой классификации рупа (рупа-сантана) представляет элементы чувственного, а нама включает элементы остальных четырех групп элементов психики (читта-сантана): ощущения, представления, склонности и воля, сознание.

Также, имеет место классификация, известная и популярная в тибетко-монгольском буддизме : 1) чувственное (рупа) , 2) «дух», ментальные явления (читта-чайтта) , 3) «силы» . Здесь категория «силы» соответствует четвертой скандхе (самскара-скандха), которая разделена на две подкатегории: а) психические способности, склонности, которые относятся к факторам ментальных явлений (читта-сампраюкта-самскара) , б) общие силы, энергии (читта-випраюкта-самскара), «не связанные с психическим» . Таким образом, категория ментальных явлений (читта-чайтта) включает четыре группы элементов психики: ощущения, представления, «психические» элементы склонностей и воли, сознание.

Аятана

Основная статья: Двенадцать аятан

Есть более подробная классификация, разделяющая элементы на

1) познавательные способности органов чувств (индрии): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум (манас),

2) их объекты ( вишая): видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое, нечувственные объекты. Шесть познавательных способностей (индрий) и шесть категорий соответствующих объектов (вишая) составляют двенадцать «баз» познания (аятан) — шесть «внутренних баз» (адхьятма-аятана) и шесть «внешних баз» (бахья-аятана).

Дхату

Основная статья: Восемнадцать дхату

Данная классификация включает двенадцать «баз» познания ( аятана, см. выше) и шесть категорий сознания (виджняна): сознание видимого, сознание слышимого, сознание обоняемого, сознание вкушаемого, сознание осязаемого, сознание нечувственных объектов. Итого: восемнадцать элементов бытия (дхату).

Дхармы благие (кушала) и неблагие (акушала)

Кроме этого, в абхидхармической литературе дхармы делятся на благие, или «искусные» (кушала-дхарма), неблагие, или «неискусные» (акушала-дхарма), и нейтральные . Такая классификация элементов имеет сотериологическую цель: благие дхармы адептам следует культивировать, неблагие — отслеживать и пресекать .

Кушала-дхармы: вера, прилежание, гибкость, невозмутимость, скромность, не-алчность, не-ненависть, ненасилие , энергия (неутомимость в практике).

Акушала-дхармы: 1) аффекты: страстное влечение, отвращение, гордыня, невежество, ложное воззрение, сомнение (отсутствие различения духкхи и ее причин); 2) состояния аффективной одержимости: бесстыдство, наглость, зависть, скупость, возбужденность, отчаяние, уныние, вялость, злоба, лицемерие .

Дхармы составные (санскрита) и несоставные (асанскрита)

В школе раннего буддизма сарвастивада (вайбхашика) возникли два классификационных термина:

1) Составные дхармы (санскрита-дхармы) — это эмпирические дхарма- элементы, созданные совокупностью совместно возникающих условий, конституирующие сансарический опыт; они входят в состав потоков пяти скандх живого существа. Насчитывают 72 составные дхармы, которые подразделяются на 4 разновидности:

  • материально-чувственные (рупа-дхармы);
  • дхармы сознания (читта);
  • ментальные факторы (чайта);
  • факторы, отделенные от психики (читта-випраюкта).

2) Несоставные дхармы (асанскрита-дхармы) — «надэмпирические» элементы, не относящиеся к обыденному опыту. Благодаря их существованию, возможны пресечение (ниродха) функционирования эмпирических дхармических потоков и достижение нирваны . Несоставных дхарм всего три:

  • акаша — пустое пространство как объект медитации, отсутствие препятствий;
  • пратисанкья-ниродха — остановка «волнения» дхарм через различающее понимание;
  • апратисанкья-ниродха — остановка «волнения» не в результате понимания, а вследствие отсутствия причин .

Континуальность и дискретность

Следует отметить, что, с точки зрения теории мгновенности (кшаникавада) , поток дхарм (сантана) , образующий живое существо, не только континуален , но вместе с тем и дискретен , так как состоит из предельно малых единиц времени (кшан) , длительность которых отождествляется с дхармами , составляющими индивидуальный поток . В разных даршанах и буддийских школах представления о кшане и её длительности отличались. Индо-буддийский мыслитель Васубандху (IV — V вв.) в произведении «Абхидхармакоша» отождествляет кшану с событием возникновения-разрушения дхармы , исключая какую-либо длительность и субстанциональность . Поток дхарм можно сравнить со сменой кадров киноплёнки при просмотре фильма: отдельные «кадры» и различия между отдельными «кадрами» не воспринимаются, и «фильм» в индивидуальном сознании представляется как континуум .

В философской школе мадхьямака (школе «срединного пути») понятие «кшана» подвергалось критике как нелогичное. Если кшана мгновенна и не имеет протяженности, то возникновение, пребывание и разрушение дхармы должны совпадать. Если возникновение дхармы , её разрушение и промежуток между ними отличны друг от друга, то кшана перестает быть неделимым мгновением . С точки зрения мадхьямаки, дхармы взаимозависимы, условны и относительны (шунья — санскр. « пустотность », в данном контексте согласно Ф. И. Щербатскому — «относительность» ) . Нагарджуна в «Пратитья-самутпада-хридая-вьякаране» и «Мадхьямака-кариках» использует образ светильника, зажигаемого от горящего другого светильника. Так же, как в этом случае нельзя говорить, что существуют два разных пламени, но, на самом деле, остается одно и то же пламя, так нельзя провести разграничение между дхармами одного потока и в течение жизни, и при перерождении . Все дхармы существуют в виде потока и непрерывны; их длительность можно делить на составные части, которые также обладают всеми характерными признаками потока — мгновенностью, наличием связи и непрерывностью .

Ф. И. Щербатской отмечал сходство между буддийским учением о том, что всё сущее состоит из мгновенных физических и психических дхарма- элементов, и учением французского психолога и философа А. Бергсона . Человеку кажется, что одно его «душевное» состояние сменяется другим. На самом деле всякое психическое состояние есть уже переход. Не бывает такого состояния, которое было бы действительно «состоянием», то есть чем-то длящимся. Если бы поток психики перестал непрерывно изменяться, то его бытие (бхава) прекратилось бы. Где нет перемены, нет и бытия. Всё существующее непрерывно изменяется, и сам термин «бытие» равнозначен термину «перемена». Это же относится и к сфере материального: быть — значит ежемгновенно изменяться. Существование есть длящаяся постоянная перемена .

В. Г. Лысенко , рассматривая сантану с двух точек зрения — составности и зависимости между дхармами, предлагает решение проблемы одновременности дискретности и континуальности, дав следующее определение: «дискретная по структуре и континуальная по способу существования череда дхарм, условно называемая индивидом» .

См. также

Примечания

  1. Андросов В. П. Сантана // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / РАН, Ин-т востоковедения / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 333. — 448 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  2. Лысенко В. Г. Сантана // Индийская философия: Энциклопедия / под. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 720. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 . — ISBN 978-5-8291-1163-2 . — ISBN 978-5-98426-073-2 .
  3. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь / под ред. В. И. Кальянова. — 3-е изд. — М. : Академический проект; Альма Матер, 2005. — С. 685 стб.1, 234 стб.1, 664 стб.1. — 944 с. — 3000 экз. ISBN 5-8291-0498-9 (Академический проект). — ISBN 5-902766-05-2 (Альма Матер).
  4. Донец А. М. Глоссарий // Чандракирти. Введение в мадхьямику. Пер. с тиб., предисловие, коммент., глоссарий и указатели Донца А. М. / под общ. ред. В. М. Монтлевича. — СПб. : Евразия, 2004. — С. 428. — 464 с. — 1000 экз. ISBN 5-8071-0165-0 .
  5. Розенберг О. О. XVI. Понятие континуума ("сантана"). Карма. Теория перерождения ("пратитьясамутпада") // / под ред. В. Г. Лысенко, сост., подгот. текста, вступ. и коммент. А. Н. Игнатовича / АН СССР; Ин-т востоковедения. — М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. . — 295 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 10 000 экз. ISBN 5-02-016735-5 .
  6. Лысенко В. Г. Дхармы // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 317, 318,. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  7. Розенберг О. О. VII. Теория дхарм как основа буддийской догматики // Труды по буддизму / под ред. В. Г. Лысенко, сост., подгот. текста, вступ. и коммент. А. Н. Игнатовича. — М. : Наука, 1991. — С. 106. — 295 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 10 000 экз. ISBN 5-02-016735-5 .
  8. Островская-мл. Е. А. Воины радуги: Институализация буддийской модели общества в Тибете / под ред. Кирпичниковой. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — С. 7. — 397 с. — ISBN 978-5-288-04687-2 .
  9. Пятигорский А. М. 2. Понятие живого существа в "Сутта-нипате". 2.2.6. // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 70. — 384 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-389-17441-2 .
  10. Далай-лама. Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на службе миру / под ред. Н. Иноземцевой, пер. с англ. С. Хоса. — 2-е изд. — М. : Фонд "Сохраним Тибет", 2018. — С. 132-133. — 256 с. — (Буддизм и наука). — 3000 экз. ISBN 978-5-905792-52-8 .
  11. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша) / под ред. О. Г. Воздвиженской; пер. с санскр., введение, комментарий Е. П. Островской, В. И. Рудого. — М. : Ладомир, 2001. — Т. 2. — С. 11, 50. — 755 с. — 1000 экз. ISBN 5-86218-091-5 .
  12. Коллектив авторов. Часть третья. Буддийская картина мира // Введение в буддизм / под ред. В. И. Рудого, Е. П. Островской, Ю. А. Сандулова. — СПб. : Лань, 1999. — С. 72. — 384 с. — (Мир культуры, истории и философии). — 3000 экз. ISBN 5-8114-0103-5 .
  13. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Глава 1. Религия без Бога // Классический буддизм / под ред. Т. В. Уваровой. — СПб. : Издательский Дом "Азбука-классика"; "Петербургское востоковедение", 2009. — С. 30, 42, 51. — 256 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-395-00325-6 . — ISBN 978-5-85803-389-9 .
  14. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 49-50. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  15. Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение слова "дхарма" // Избранные труды по буддизму / под ред. акад. Н. И. Конрада, ЧК АН СССР Г. М. Бонгард-Левина, пер. с англ. Б. В. Семичова, коммент. и ред. пер. В. Н. Топорова / АН СССР; Ордена Трудового Красного Знамени Ин-т востоковедения. — М. : Наука, 1988. — С. 132. — 425 с. — 20 000 экз.
  16. Розенберг О. О. VII. Теория дхарм как основа буддийской догматики // Труды по буддизму / под ред. В. Г. Лысенко, сост., подгот. текста, вступ. и коммент. А. Н. Игнатовича. — М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. 108. — 295 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 10 000 экз. ISBN 5-02-016735-5 .
  17. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред Т. Уваровой. — СПб. : Амфора, 2013. — С. 48. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  18. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора, 2013. — С. 43. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  19. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора, 2013. — С. 44. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  20. Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" // Избранные труды по буддизму / под ред. акад. Н. И. Конрада, ЧК АН СССР Г. М. Бонгард-Левина, пер. с англ. Б. В. Семичова, коммент. и ред. пер. В. Н. Топорова. — М. : Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 117. — 427 с. — 20 000 экз.
  21. Лысенко В. Г. Анатмавада // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 97. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  22. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм / под ред. Т. В. Уваровой. — СПб. : Издательский до "Азбука-классика"; "Петербургское Востоковедение", 2009. — С. 48-49, 51. — 356 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-395-00325-6 . — ISBN 978-5-85803-389-9 .
  23. Лепехов С. Ю. Психологические проблемы в "Хридая-сутре" // Психологические аспекты буддизма / под ред. В. В. Мантатова / Академия наук СССР, Сибирское отделение, Бурятский филиал / Бурятский институт общественных наук. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 92. — 180 с. — 49 350 экз.
  24. Розенберг О. О. XVI. Понятие континуума ("сантана"), Карма. Теория перерождения ("пратитьясамутпада") // / под ред. В. Г. Лысенко, сост., подгот. текста, вступ. и коммент. А. Н. Игнатовича. — М. : Наука.. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. -169. — 295 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 10 000 экз. ISBN 5-02-016735-5 .
  25. Лысенко В. Г. Прапти | Санскрита-дхармы - асанскрита-дхармы // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 547, 606. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 798-5-02-036492-9.
  26. Розенберг О. О. XVI. Понятие континуума ("сантана"). Карма. Теория перерождения ("пратитьясамутпада") // / под ред. В. Г. Лысенко, сост., подгот. текста, вступ. и коммент. А. Н. Игнатовича. — М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. . — 295 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 10 000 экз. ISBN 5-02-016735-5 .
  27. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора, 2013. — С. 49. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  28. Лысенко В. Г. Дхармы // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 319. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  29. Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" // Избранные труды по буддизму / под ред. акад. Н. И. Конрада, ЧК АН СССР Бонгард-Левина, пер. с англ. Б. В. Семичова, коммент. и ред. пер. В. Н. Топорова. — М. : Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 114. — 427 с. — 20 000 экз.
  30. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора, 2013. — С. 47. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  31. Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" // Избранные труды по буддизму / под ред. акад. Н. И. Конрада, ЧК АН СССР Г. М. Бонгард-Левина, пер. с англ. Б. В. Семичова, коммент. и ред. пер. В. Н. Топорова. — М. : Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 116-119. — 427 с. — 20 000 экз.
  32. Лысенко В. Г. Абхидхарма // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 62-63. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036496-9 .
  33. Ермакова Т. В., Островская В. П. Классический буддизм / под ред. Т. В. Уваровой. — СПб. : Издательский дом "Азбука-классика"; "Петербургское востоковедение", 2009. — С. 231, 224, 230. — 256 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-395-00325-6 . — ISBN 978-5-85803-389-9 .
  34. Лысенко В. Г. Санскрита-дхармы - асанскрита-дхармы // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т Философии РАН. — М. : Восточная литература, 2001. — С. 605, 606. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  35. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора, 2013. — С. 47-48. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  36. Лысенко В. Г. Кшана // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 387-388. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  37. Лысенко В. Г. Кшана // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 388-389. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  38. Лысенко В. Г. Кшана // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 389. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  39. Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" // Избранные труды по буддизму / под ред. акад. Н. И. Конрада, ЧК АН СССР Бонгард-Левина, пер. с англ. Б. В. Семичова, коммент. и ред. пер. В. Н. Топорова. — М. : Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 165. — 427 с. — 20 000 экз.
  40. Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации / под ред. д-ра филос. наук Л. Е. Янгутова. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. — С. 81. — 238 с. — 350 экз. ISBN 5-7925-0044-4 .
  41. Донец А. М. Комментарий 45 (к С. 55) // Доктрина зависимого возникновения в тибетско-монгольской схоластике / под ред. А. А. Ананиной. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — С. 224. — 268 с. — 500 экз. ISBN 5-7925-0150-5 .
  42. Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольденбург, В. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг . — Самара: Агни, 1998. — С. 117-118. — 192 с. — 3000 экз. ISBN 5-89850-004-9 .
  43. Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия / под ред. Н. В. Ветровой. — М. : Наука, 1994. — С. 106. — 159 с. — 3000 экз. ISBN 5-02-013517-8 .
Источник —

Same as Сантана (буддизм)