Interested Article - Одоарио Африканец

Одоарио Африканец ( Одоарий ; лат. Odoarius , исп. Odoario El Africano ; умер 21 сентября 786 ) — (745—786), сыгравший важную роль в повторной колонизации христианами Галисии после освобождения её от власти мавров .

Биография

Исторические источники

О жизни и деятельности Одоарио сообщается в нескольких средневековых документах, из которых наиболее важны два .

Первый документ — датированное 15 мая 747 года завещание Одоарио, в котором тот передавал своё личное имущество в пользу кафедрального собора и других христианских храмов . Этот документ рассматривается историками как позднейшая подделка, созданная не позднее XI века и приобщённая в 1232 году по поручению епископа к сборнику хартий , составленному с целью закрепить за епархией Луго права на её земельные владения. В то же время не исключается возможность, что в нём нашли отражение более ранние галисийские предания о деятельности Одоарио .

Второй исторический источник — датированная 5 июня 760 года хартия, в которой Одоарио сообщал о своей деятельности в сане епископа . Этот автобиографический документ считается подлинным, хотя, как и первый, сохранился только в поздней копии XIII века .

Также имя Одоарио упоминается в одном средневековом акростихе , выбитом на мраморной плите в кафедральном храме города Луго .

Ранние годы

В церковных источниках сведений о происхождении Одоарио не сохранилось. В написанных от лица Одоарио хартиях сообщается, что он родился в Северной Африке , но преследуемый мусульманами за своё христианское вероисповедание был вынужден «вместе со своими домочадцами и рабами» бежать в северные области Пиренейского полуострова . Согласно преданиям, это произошло ещё до того как Луго, где обосновался Одоарио, был в 716 году захвачен в ходе арабского завоевания Вестготского королевства . Однако уже историки XVIII века выражали сомнение в достоверности этих сведений, считая упоминание об Африке следствием ошибки одного из переписчиков. Предполагается, что первоначально в хартии было написано «бежал от африканцев» (то есть мавров), и что в действительности Одоарио родился в Луго. Во всяком случае, даже если Одоарио и был выходцем из североафриканских земель, в Испанию он должен был приехать незадолго до своего избрания епископом .

Епископ Луго

Пиренейский полуостров в конце VIII века

Достоверно известно только то, что в первой половине 740-х годов Одоарио уже был среди приближённых короля Астурии Альфонсо I Католика . Благодаря этому монарху, он в 745 году был возведён на епископскую кафедру Луго, крупнейшего христианского города Галисии, освобождённого от власти арабов пятью годами ранее. К тому времени местная епархия уже долгое время была вакантной : предыдущим известным епископом Луго был Потенций , единственный раз упоминающийся в исторических источниках в 690-х годах как участник Шестнадцатого Толедского собора . В документе 760 года Одоарио назван не « епископом », а « митрополитом ». Это, вероятно, должно свидетельствовать о том, что формально его церковная юрисдикция распространялась не только на епархию Луго, но и на окрестные территории (например, на земли Брагской епархии ), даже, возможно, ещё не отвоёванные у арабов. Официально власть главы кафедры Луго над соседними епархиями будет закреплена уже при преемниках Одоарио .

В средневековых источниках сообщается, что Альфонсо I Католик повелел Одоарио восстановить разрушенный маврами Луго, и что тот успешно справился с королевским поручением. Из построек, возведённых в городе радением Одоарио, известны несколько церквей, а также восстановленный и освящённый в 755 году кафедральный собор. Астурийский король также возложил на Одоарио заботу о заселении обезлюдевших во время нашествия арабов земель к северу от реки Дуэро . Для этой цели Альфонсо I приказал переселиться в Галисию жителям других областей Астурийского королевства . В средневековых документах упоминается, что стараниями епископа Луго были основаны несколько галисийских селений. На основании этих свидетельств предполагается, что, Одоарио, возможно, обладал не только духовной, но и административной властью на землях своей епархии .

Всё то время, что Одоарио возглавлял епархию Луго, он был самым верным сторонником астурийских монархов в Галисии. Ещё со времён Вестготского королевства местная знать, желавшая получить полную свободу в управлении своими землями, проявляла непокорность королевской власти. С включением Галисии в состав Астурии с мятежами столкнулись и её правители. При королях Фруэле I Жестоком , Аурелио и Сило галисийцы несколько раз поднимали восстания. Только победа короля Сило над мятежниками в 774 году в сражении при Монтекубейро положила конец этим выступлениям . В средневековых хрониках не упоминается о роли Одоарио в этих событиях. Однако современные историки предполагают, что епископ Луго всеми силами пытался удержать галисийскую знать от мятежей, а после подавления восстаний способствовал её примирению с астурийскими монархами .

Одоарио скончался 21 сентября 786 года. Местом его смерти, возможно, был монастырь в селении (около Савиньяо ), откуда его тело было перевезено в Луго. Предполагается, что Одоарио был похоронен в основанном им кафедральном соборе, где в правой части крипты находится мраморная плита со стихами, посвящёнными скончавшемуся епископу. Известно, что в Средневековье в епархии Луго Одоарио некоторое время почитался как святой, однако в настоящее время служб в его честь не проводится .

О том, кто стал непосредственным преемником Одоарио на епископской кафедре, точно не установлено. Следующим известным епископом Луго был , деятельность которого приходится на первую треть IX века .

Комментарии

  1. Среди прочего, в этом документе упоминается о родственных связях короля Альфонсо I Католика с Реккаредом I и Герменегильдом ( лат. «Princeps Dominus Adephonsus in Sedem ipsius siblimavit qui ex ipsa erat de stirpe Regis Recaredi & Ermengildi» ) . Это наиболее раннее из свидетельств средневековых испанских исторических источников о родстве астурийских монархов с правителями Вестготского королевства. Возможно, такую информацию о семейных связях Альфонсо I епископ Одоарио услышал от самого короля Астурии . Существуют также и несколько других свидетельств, возводящих род Альфонсо I к вестготским королям .

Примечания

  1. , p. 89—107.
  2. , p. 356—361.
  3. (галис.) . A Eirexe. Дата обращения: 18 июня 2017. 26 февраля 2017 года.
  4. (галис.) . A Eirexe. Дата обращения: 18 июня 2017. 26 февраля 2017 года.
  5. , p. 364—367.
  6. , p. 365.
  7. Floriano C. Diplomática española del periodo astur (718—910). — Oviedo, 1949. — P. 62.
  8. Bonnaz Y. // Mélanges de la Casa de Velázquez. — 1976. — Vol. 12, № 1 . — P. 87—88. 4 июня 2018 года.
  9. (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 18 июня 2017. 14 декабря 2010 года.
  10. (исп.) . Iglesia Evangelica Pueblo Nuevo. Дата обращения: 18 июня 2017.
  11. (исп.) . Diocese de Lugo. Дата обращения: 18 июня 2017. 21 августа 2016 года.
  12. (исп.) . Дата обращения: 18 июня 2017.
  13. (исп.) . La Guía Digital del Arte Románico. Дата обращения: 18 июня 2017. 3 июня 2017 года.
  14. Simonet F. J. . — Madrid: Editorial MAXTOR, 2005. — P. 219—220. — ISBN 978-8-4976-1153-4 .
  15. D’Emilio J. // Church, State, Vellum and Stone. Essays on Medieval Spain in Honor of John Williams. — Leiden & Boston: BRILL , 2005. — P. 46—83. 18 августа 2021 года.
  16. , p. 353—357 & 362—364.
  17. (исп.) . La Voz de Galicia. Дата обращения: 18 июня 2017. 7 мая 2021 года.
  18. Gonzalo Martínez Díez. . — Valladolid: Marcial Pons Historia, 2005. — P. 108. — ISBN 978-8-4953-7994-8 .
  19. José Javier Esparza. . — Madrid: La Esfera de los Libros, 2009. — P. 109—110. — ISBN 978-8-4997-0404-3 .
  20. (исп.) . Covadonga. Дата обращения: 18 июня 2017. Архивировано из 9 сентября 2011 года.
  21. José Ramón Ónega López. . — Ediciós Do Castro, 1986. — P. 141 & 242. — ISBN 978-8-4749-2315-5 .

Литература

  • Risco M. . — Madrid: La Oficina de la Viuda É Hijo de Marin, 1796. — 434 p.
  • Parga L. V. de. . — Instituto Jerónimo Zurita, 1950. — 680 p.
Источник —

Same as Одоарио Африканец