Interested Article - Казанское общество трезвости

«Казанское Общество Трезвости» ( КОТ ) — одна из крупнейших в Российской Империи губернских просветительно-благотворительных организаций трезвеннической направленности с центром в г. Казани . Функционировало в 1892 1917 гг., распространяло свою деятельность, главным образом, на г. Казань и Казанскую губернию , а также на другие местности Российской Империи , где были открыты отделы КОТ .

Направление и характер деятельности

КОТ было создано небольшой группой известных религиозных ( православных ), общественных и научных деятелей в 1892 году . Согласно воспоминаниям его организаторов, оно создавалось «с 10 членами и с десятью рублями» с целью «противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий» . В более широком смысле задача общества формулировалась как «отрезвление русского народа, выяснение и указание ему истинного пути жизни» .

Точной датой образования КОТ считается 30 (11 августа) июля 1892 г., когда «за министра» внутренних дел, его товарищем (заместителем) генерал-лейтенантом Н. И. Шебеко был утверждён устав общества.

Параграфом 3 устава КОТ определялось, что:

Общество состоит из членов обоего пола, всех вероисповеданий, званий и сословий, не допускаются только в члены Общества владельцы винокуренных, водочных и пивоваренных заводов и лица, занимающиеся продажей спиртных напитков. Примечание : В члены Общества не допускаются: а) несовершеннолетние, б) нижние воинские чины, юнкера и в) подвергшиеся ограничению прав по суду.

В конце XIX — начале XX веков алкоголизм в Казани и губернии , как и повсеместно в России , достиг особенно большого распространения; этому способствовали низкая культура населения, тяжёлые материально-бытовые условия, а также широкая продажа алкогольных напитков. По свидетельству профессора И. М. Догеля , в 1884 году в Казани насчитывалось около трёхсот питейных заведений, то есть одно заведение на 490 жителей или почти на пятнадцать домов. Среднее потребление водки на душу населения в Казани в 1913 году составляло пятнадцать с половиной литров.

Талантов В. В., Лукина М. В. Gran Premio за радение о трезвой Казани// Казань. — 2005. — Июль — август. — С. 244.

С самого начала своей деятельности общество заняло радикальные позиции в трезвенническом движении, пропагандируя полный отказ от употребления алкогольных напитков , признанных им (прежде всего, с медицинской точки зрения) ядом , и требуя от государства введения запрета на их производство и продажу.

Утверждение, что алкоголь является ядом не только в больших, но и в малых дозах, прозвучало одним из первых в России в публичной лекции И. М. Догеля , в которой был дан токсикологический , медико-психологический и социальный анализ употребления алкоголя .

Талантов В. В., Лукина М. В. Gran Premio за радение о трезвой Казани// Казань. — 2005. — Июль — август. — С. 244.

Главную же причину самого пьянства идеологи КОТ усматривали в растущем отчуждении людей от Бога и их отказе от традиционно-русских норм жизни , что во многом предопределило дальнейшую эволюцию общества в сторону правомонархических взглядов.

Руководство и состав организации

Карта-схема «КАЗАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ и его 61 отдел» (вкладка в журнал « Деятель » за апрель 1901 г.)

Во главе КОТ стоял Комитет , председателем которого являлся казначей и типограф Казанского Императорского университета А. Т. Соловьёв . Кроме него, в состав Комитета КОТ в разное время входили профессора А. И. Александров (в дальнейшем — после принятия монашества — епископ Чистопольский, ректор Казанской , затем — Санкт-Петербургской Духовной Академий Анастасий ), Л. О. Даркшевич , Н. Ф. Катанов , епископ Мамадышский Андрей (князь А. А. Ухтомский) , известный религиозный писатель, инспектор Казанской Духовной Академии архимандрит Гурий (А. И. Степанов) , настоятель Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря архимандрит Варсонофий (В. М. Лебедев) , иеромонах Евсевий (Е. П. Рождественский) , игумен Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (И. И. Удалов) , историк-краевед протоиерей А. П. Яблоков , казанский полицмейстер П. Б. Панфилов и многие другие.

Почётными членами КОТ являлись такие известные личности, как протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора о. Иоанн (И. И. Сергиев) , экзарх Грузии Алексий (А. В. Молчанов) , епископ Саратовский и Царицынский Алексий (А. Я. Дородницын) , архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (А. П. Храповицкий) , архиепископы Казанские и Свияжские Владимир (И. П. Петров), Арсений (А. Д. Брянцев) и Иаков (И. А. Пятницкий), епископ Пензенский Митрофан (М. В. Симашкевич), епископ Олонецкий и Петрозаводский Никанор (Н. А. Надеждин), министр финансов России С. Ю. Витте , Самарский губернатор А. С. Брянчанинов , Казанские губернаторы П. А. Полторацкой, М. В. Стрижевский и П. М. Боярский, член Государственного Совета М. Н. Галкин-Враской , член Третьей Государственной Думы, городской голова Самары М. Д. Челышев , городской голова Казани С. В. Дьяченко, ректор Императорского Казанского университета Г. Ф. Дормидонтов , академик А. И. Соболевский , председательница Казанского Управления Российского общества «Красного Креста», супруга командующего войсками Казанского военного округа В. Д. Мещеринова и другие. Одним из благотворителей общества являлся председатель Совета министров России П. А. Столыпин .

Благодаря активной позиции руководства общества, эффективной постановке дела и поддержке со стороны представителей местного православного духовенства и преподавательской интеллигенции, КОТ за короткое время удалось охватить своей деятельностью не только г. Казань , но и всю Казанскую губернию , а затем — обрести последователей и организовать филиалы в целом ряде других местностей Российской Империи (в том числе и в Сибири ). Согласно отчёту о деятельности КОТ с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г., к концу означенного периода насчитывалось шестьдесят отделов общества . В социальном отношении состав членов КОТ был крайне разнообразным: в нём состояли представители практически всех сословий — от простых крестьянин и чернорабочих до княгини Е. П. Крапоткиной и графини Н. Н. Каймо.

Содержание деятельности

Детский приют-ясли Арбузов-Баранского отдела «Казанского Общества Трезвости» (Казанская губерния)

В июне 1893 г. КОТ открыло в г. Казани первую чайно-столовую, в январе 1895 г. — первый мужской ночлежный приют, в марте того же года — бесплатную народную библиотеку-читальню, в декабре 1895 г. — вторую чайно-столовую, в январе 1898 г. — приют для безродных детей. 27 марта 1896 г. КОТ открыло здесь (на Владимирской улице, «в доме Никитиной») первую в России специализированную больницу для лечения алкоголиков .

В 1900 г. при его содействии начало действовать «Общество Защиты Несчастных Женщин в г. Казани », основными задачами которого стали профилактика и борьба с проституцией, в сентябре 1901 г. КОТ открыло в г. Казани приют для женщин.

Общество проводило разъяснительную работу в рабочей, крестьянской и мещанской среде, организовывало публичные чтения антиалкогольной, героико-патриотической, лирической и религиозно-нравственной литературы, занималось издательской деятельностью (с 1896 по 1917 гг. выходил его собственный журнал « Деятель », а с 1905 по 1915 гг. — газета « Русь Православная и Самодержавная », организовывало в г. Казани праздники трезвости .

Одновременно КОТ издавало, переиздавало большими тиражами и распространяло по всей России дешёвые брошюры антиалкогольного и духовно-нравственного содержания, такие, например, как: «Всемерно должно удаляться от пьянства» (епископа Воронежского Тихона /Т. С. Соколова/), «Письма С. А. Рачинского духовному юношеству о трезвости», «Спиртные напитки, как несчастие человека» ( И. М. Догеля и А. Т. Соловьёва ), «Слова отца Иоанна Ильича Сергиева против пьянства» и другие.

Кроме этого, общество занималось активной популяризацией общероссийской и местной истории, выпуская в свет и распространяя (в качестве приложений к «Деятелю» и отдельными изданиями) книги А. И. Александрова «Царь-Освободитель: преобразователь и просветитель России Император Александр II », И. А. Ардашева «Развалины Болгар и древние Болгары (по описанию англичанина Э. П. Турнерелли)», К. Ф. Фукса «История Казани » и другие, а также — прививало прикладные знания сельскохозяйственного характера, которые содержались в таких, к примеру, изданиях, как книга священника В. И. Веселицкого «Простое руководство к разумному пчеловодству (с рисунками)».

Участие в политической жизни

В конце 1904 — начале 1905 гг., «видя подготовку к беспорядкам, в которой главным образом участвовали евреи», КОТ постановило создать в г. Казани отдел « Русского Собрания », бессменным председателем Совета коего (с момента его официального открытия в декабре 1905 г.) являлся А. Т. Соловьёв . Некоторое время спустя с подачи Комитета КОТ его членам было объявлено, что они должны вступить либо в члены « Русского Собрания », либо в члены « Союза Русского Народа ».

Окончательная право-монархическая политизация большей части общества вызвала незначительное идейно-политическое отмежевание от КОТ некоторых отделов и их последующее закрытие, что, впрочем, не повлияло существенным образом на дальнейшие результаты его основной деятельности. В итоге образовался своеобразный функциональный гибрид политической черносотенной организации и религиозно-просветительно-благотворительного общества (уже в декабре 1905 г. Советом Казанского отдела «Русского Собрания» было получено разрешение на открытие при чайно-столовой КОТ собственной библиотеки-читальни).

Вскоре аналогичная метаморфоза произошла и с отделами КОТ по всей Казанской губернии , на базе которых начали возникать многочисленные отделы « Союза Русского Народа ». При этом процесс образования на местах отделов самого общества заметно замедлился, но не прекратился: как в самой Казани , так и ещё в целом ряде населённых пунктов Казанской губернии деятельность КОТ продолжала развиваться по восходящей.

КОТ в 1906—1917 гг., международное признание

С 1906 по 1917 гг. в г. Казани им были организованы бесплатный ночлежный приют (открылся в декабре 1906 г.), а также приют для «приготовляющихся на учительское звание и учащихся в учебных заведениях», сооружён Храм Во Имя Всемилостивого Спаса (открылся в апреле 1907 г.), созданы единственная в своём роде в России специализированная лечебница для больных волчанкой (открылась в том же 1907 г.), несколько мастерских (живописная, переплётная, портняжная, сапожная, слесарная, столярная) и прочие учреждения.

Помимо названных, КОТ оказывало помощь «Казанскому Обществу Православных Русских Женщин», "Обществу ремесленников строительных работ при « Русском Собрании », «Казанскому Обществу во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек» и другим организациям, принимала деятельное участие в возведении в г. Казани часовни над могилою местоблюстителя Патриаршего Престола (в 1612—1613 гг.), второго митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, помазавшего на царство первого царя из Дома Романовых Михаила Фёдоровича .

Высокий статус КОТ был признан не только в Российской Империи , где оно получило несколько престижных наград (в том числе — малую серебряную медаль Всероссийской гигиенической выставки в г. Санкт-Петербурге и почётный отзыв выставки, проводившейся в 1909 г. Московским Комитетом грамотности), но и заграницей: например, на Всемирной промышленной выставке в г. Турине (Итальянское королевство), где обществу была присуждена высшая награда (grand prix), а его руководителю А. Т. Соловьёву — большая серебряная медаль.

С началом Первой мировой войны общество выступило активным проводником «сухого закона», оказывало значительную помощь раненым воинам: так, например, в г. Казани КОТ открыло лазарет (№ 38) для раненых воинов, при котором действовал кружок «Вера, Надежда и Любовь», а также помогало в своём приюте проходившим через город беженцам.

Прекращение деятельности

После революционных событий февраля-марта 1917 г., попав под действие репрессий, проводившихся новыми властями в отношении право-монархических организаций, КОТ вынуждено было сначала значительно замедлить, а затем и вовсе прекратить свою деятельность.

Примечания

  1. Впервые опубликована в качестве иллюстрации к тезисам: Коваль С. Н. К истории символики Казанского Общества Трезвости// Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/ Эйфория. – 2010. – № 2 (120). – С. (1).
  2. Цит. по: Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним). — Часть I. — Казань: Издательство «Мастер Лайн», 2003. — С. 23.

Ссылки

  • Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним). — Часть I. — Казань: Издательство «Мастер Лайн», 2003. — 304 с.
  • Алексеев И.
  • Алексеев И.
  • Алексеев И. Е. Русское национальное движение в Казанской губернии и Татарстане: конец XIX — начало XX веков (опыт словаря). — Казань: Издательство «Мастер Лайн», 2004. — С.с. 116—120.
  • Талантов В. В., Лукина М. В. Gran Premio за радение о трезвой Казани// Казань. — 2005. — Июль — август. — С.c. 243—245.
Источник —

Same as Казанское общество трезвости