Безносов, Даниил Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Дании́л (в миру Александр Григорьевич Доровских ; род. 27 декабря 1960 , Воронеж ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Курганский и Белозерский , глава Курганской митрополии , кандидат богословия .
Тезоименитство 30 августа ( 12 сентября ) (благоверного князя Даниила Московского ) .
Александр Григорьевич Доровских родился 27 декабря 1960 года в городе Воронеже Воронежской области в рабочей семье, родители были верующими: «Мои родные были практикующими христианами. И в школьные годы я ходил с родителями, а потом уже и сам, без них, в храм, исповедовался, причащался. И это было в детском моём сознании пропитано радостью» .
В 1978 году окончил среднюю школу в Воронеже. В 1978— 1979 годы работал слесарем-сборщиком в Научно-техническом институте полупроводникового машиностроения (НИИПМ) .
В апреле 1979 года был призван в ряды Вооружённых сил СССР . Позднее вспоминал: «Попал я в спецвойска. И увидел военную жизнь изнутри. Понравилась мне она очень — серьёзная, порядочная. Я даже стал подумывать, не стать ли мне военным. Но какое-то сомнение меня изнутри всё-таки подтачивало, что-то угнетало. Неожиданно дали мне отпуск. Приезжаю домой, вхожу в комнату, где висели старинные иконы, и глубоко-глубоко вдыхаю их запах. Меня как бы пронзило. Я бросился в храм, исповедался, причастился. Это было моё первое сознательное пришествие в церковь. В армии тогдашней не было возможности вести церковную жизнь. И вот тут я окончательно понял, что это для меня неприемлемо. Поэтому я в армии не останусь и служить буду в другом месте» .
После демобилизации принял решение полностью связать свою жизнь с Русской Православной Церковью, в 1981 году по благословению митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги) поступил в Одесскую духовную семинарию , которую окончил в 1984 году .
В качестве первого послушания был иподиаконом у митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова) .
О семинарских годах митрополит вспоминает с любовью: «Одесская семинария отличалась теплотой — внутренней, прежде всего, а затем уж, как следствие, внешней. Добротой, открытостью, гостеприимством. Для меня это была единая семья, живущая в доме на берегу моря» .
По окончании семинарии в 1984 году поступил в Московскую духовную академию , где принял решение посвятить жизнь монашеству: «У меня был сердечная тяга, я неслучайно ходил каждое утро на братский молебен, с которого в любом монастыре начинается день, и к Преподобному ходил… Но решения окончательного не мог принять и молился: „Господи, вразуми, помоги“. И вдруг подходит ко мне староста нашего курса и мне говорит: „Пойдём прошение писать в монастырь“. — „Кто тебе сказал, что я собираюсь в монастырь?“. — „Ну как же — я слышал. Я шёл мимо, а ты стоял и разговаривал с кем-то о том, что хочешь стать монахом“. Я ни с кем таких разговоров не вёл, староста ошибся. Но у меня сразу возникла мысль: вот она, воля Божия обо мне. И я пошёл вместе со старостой писать прошение» .
В марте 1985 года был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры . По его воспоминаниям, «как пришёл в Лавру, так и пленился ею. Она преображает не только монашествующих, но и светских людей. Я был свидетелем, как в 1987 году в Лавру приехала „ железная леди “ Маргарет Тэтчер . Едва она переступила порог этой обители, как просто преобразилась: глаза её буквально светились».
Духовником будущего митрополита Даниила был старец, архимандрит Кирилл (Павлов) : «С отцом Кириллом мы через стеночку прожили много лет в Троицкой Лавре. Он всегда говорил, что нужно с трепетом и любовью относиться к уставу, церковным богослужениям и быть в послушании Матери-Церкви» .
20 июня 1985 года наместником Лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с именем Даниил в честь преподобного Даниила Московского .
3 июля того же года в Успенском кафедральном соборе Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположён во иеродиакона .
28 августа 1986 года в Успенском кафедральном соборе Владимира тем же иерархом был рукоположён в сан иеромонаха .
В 1988 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия .
26 марта 1988 года был возведён в сан игумена .
19 июля 1988 года назначен благочинным Свято-Троицкой Сергиевой лавры . В обязанности благочинного входило распределение послушаний между братией монастыря в обители и за её пределами (в 26 точках, кроме самой Лавры). «Кто поёт, кто читает в храмах Лавры, кто исповедует на ранней Литургии, кто исповедует на поздней, кто служит и так далее. „Личный состав“ обители был на мне. Это бывало очень трудно, потому что где люди — там и искушения. Старец схиархимандрит Серафим, которого я часто навещал в Липецкой епархии, сказал, что послушание тяжёлое, не по годам, но „ты смиряйся, Господь и преподобный Сергий тебе помогут“» , — вспоминал впоследствии митрополит Даниил.
29 декабря 1989 года был возведён в сан архимандрита .
6 октября 2001 года решением Священного Синода Русской православной церкви архимандриту Даниилу определено быть епископом Южно-Сахалинским и Курильским .
10 ноября 2001 года в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре , в Москве, было совершено наречение архимандрита Даниила во епископа Южно-Сахалинского и Курильского .
11 ноября 2001 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоялась его епископская хиротония, которую совершили: Патриарх Алексий II , митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин) , митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) , архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) , архиепископ Венский и Будапештский Павел (Пономарёв) , епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) , епископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) , епископ Дмитровский Александр (Агриков) .
Прибыв к месту служения, столкнулся со значительными проблемами, препятствовавшими развитию церковной жизни в регионе: отсутствие глубоких церковных традиций на Сахалине, где большую часть советского периода не было действующих храмов, а первый открылся только в 1989 году: «здесь по приезде меня окружили совсем другие люди, тоже добрые, верующие, искренние, но ничего не знающие о Православии» ; бедность и депрессивность региона: «таких страшных подъездов, как на Сахалине, я нигде не видел» ; тяжёлый климат; острая нехватка священников и недостаточная подготовленность уже имевшихся — удалённость от Москвы и финансовые трудности не позволяли духовенству получать духовное образование, а выпускники семинарий практически не приезжали служить на Сахалин ; острая нехватка активных мирян — «не сформировалась мощная прослойка православной общественности», в том числе из-за постоянного оттока экономически активного населения с острова; практически полное отсутствие полноценных храмовых зданий — приходы располагались во переоборудованных под храмы помещениях; неразвитость транспортной инфраструктуры : «асфальтировано лишь сто километров [дорог]. <…> До дальних приходов не только не доедешь — не долетишь, но и по телефону, бывает, не свяжешься» , особенно трудно было попасть на Курилы ; дороговизна доставки строительных материалов на остров (на Сахалине они не производились) и необходимость делать здания сейсмоустойчивыми , что повышало стоимость их возведения в несколько раз по сравнению с материком; острая недостаточность финансовых средств и отсутствие внешних дотаций .
Особую угрозу представляли многочленные секты, которые отличались крайне высокой активностью на Сахалине и хорошо финансировались из-за рубежа; по оценкам епископа Даниила во второй половине 2000-х годов Сахалин за год посещало порядка 200 иностранных миссионеров , главным образом из Южной Кореи и США . Часто эти секты имели антироссийскую направленность . По словам епископа Даниила: «в избытке молельные дома баптистов, пятидесятников, иеговистов, куда сахалинцы ходят ради куска хлеба. Их возят туда на шикарных автобусах. После зловредных сеансов людей кормили, да подарки дарили: финансовые возможности у сектантов немалые: десятки тысяч долларов ежегодно поступают из-за рубежа на содержание 150 миссионеров. Для сравнения скажу, что за 2002 год на Сахалин приехало всего… три православных миссионера. Молельные дома их построены основательно, с размахом. А мы под храмы получили самые плохие здания» .
В упадке на тот момент по воспоминаниям епископа Даниила находилась фактически и сама Южно-Сахалинская и Курильская епархия: «Работали здесь по вахтовому методу — приехал, поработал три года и уехал. Дух временщичества был не только в городе, но и, к сожалению, в епархиальном управлении. <…> У епархии на тот период долгов было более чем достаточно <…> Удалённость, неверие в развитие духовности и культуры на островах, которое читалось даже в глазах священнослужителей. После первого собрания духовенства я понял, что ко мне относятся несерьёзно. Многие думали, что Сахалин для меня что-то вроде „трамплина“, и через некоторое время я уеду обратно» .
Одним из первых своих указов отменил плату за крещение и за венчание , распорядившись ограничиваться лишь пожертвованиями. По его инициативе в епархии не повышались цены на свечи, несмотря на инфляцию — все эти меры связаны с бедностью большинства прихожан . В 2002 году организованы епархиальные курсы по подготовке псаломщиков, руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ . Предпринял меры по расширению Воскресенского кафедрального собора , достроив к нему трапезную и колокольню, притвор. Был открыт домовый храм во имя великомученика Пантелеимона при Сахалинской областной больнице (2002). В октябре 2003 года у епархии появился сайт . При епархиальном миссионерском отделе было создано «Братство Александра Невского», занимавшееся молодёжным и православно-патриотическим служением. С 2005 года братством стал проводиться ежегодный летний молодёжный православный лагерь в селе Дуэ . В 2004 — 2009 годы на Сахалине действовал Центр Дистанционного обучения ПСТГУ . Появление филиала ПСТГУ позволило отчасти восполнить недостаток духовного образования клириков и мирян. Кроме того приезжавшие из Москвы студенты ПСТГУ привлекались к миссионерским и образовательным программам Епархии , участвовали в работе воскресных школ действующих при приходах и воинских частях, принимают участие в различных церковных мероприятиях . Епархия старалась заниматься и социальным служением, хотя собирать для этого средства приходилось с трудом .
В условиях когда Япония регулярно требовала от России передать ей Южнокурильскую гряду и велись разговоры о удовлетворении этих требований, активно выступал за сохранение Южных Курил в составе России , в том числе подписал 6 декабря 2004 года письмо к президенту России Владимиру Путину семи дальневосточных архиереев Русской православной церкви, в котором выражалась «обеспокоенность возможной передачей Японии островов Малой Курильской гряды» и содержалось требование «повлиять на пересмотр позиции государственной власти по данному вопросу» . По его инициативе в 2003 году построили храм благоверного князя Даниила Московского в Малокурильском на острове Шикотан , в 2004 году — храм великомученика Георгия Победоносца в селе Горячие Ключи на острове Итуруп и в 2007 году — часовню во имя благоверного князя Александра Невского в посёлке Горячий Пляж на острове Кунашир — территориях, на которые претендует Япония . Также в 2007 году установили Памятник святителю Николаю Чудотворцу на пограничной заставе острова Танфильева . Они стали своеобразными символами российского присутствия на этих островах .
Будучи убеждённым сторонником активизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в условиях конкуренции с протестантскими проповедниками, обладающими значительными финансовыми возможностями , стал активно рассказывать о своей епархии, бывая за её пределами, и содействовать приезду на остров как православных миссионеров, так и вообще православных людей самых разных профессий : «нам сейчас особенно важно, чтобы приезжали православные миряне. <…> Для нас очень важно, когда приезжает, например, директор школы, где введены основы православной культуры , и со своими коллегами начинает говорить на профессиональном языке. Приезжает к нам интересный, авторитетный врач, я веду его в областную больницу, и он там начинает с медиками говорить на общем для них языке. И мне очень приятно, что нашу боль, наши трудности сейчас могут разделить не только священнослужители, но и миряне» . На Сахалин приезжали историк В. Л. Махнач , миссионер диакон Андрей Кураев , группа « Братья Карамазовы », Константин Кинчев , профессорско-преподавательский состав ПСТГУ . Было налажено сотрудничество с Фондом Андрея Первозванного , по линии которого на Сахалин приезжали врачи , священники, деятели культуры, артисты . Регулярно стал выступать с лекциями эксперт по тоталитарным сектам, профессор ПСТГУ Александр Дворкин . При этом епископ Даниил отмечал, что кроме вышеперечисленных факторов, миссионерской деятельности препятствовало отсутствие на Сахалине значимых памятников православной культуры и православных святынь: «мы находимся как бы на „протестантских“ позициях. На острове нет наглядных примеров нашей православной истории <…> Нет возможности осязать, реально прикоснуться к русской церковной культуре, и поэтому мы ведём проповедь фактически только с Библией в руках» . Проводил миссионерские богослужения, на которых часто использовал наряду с церковнославянским и русский язык
Старался по мере сил укреплять связь Сахалина с остальной Россией, население которого «было искусственно оторвано от всей России высокими транспортными тарифами и невниманием нашего руководства к Дальнему Востоку» . Начиная с 2004 года епархия стала организовывать или принимать участие в различных научно-практических и культурно-просветительских конференциях ; для участия в них на Сахалин приглашались верующие специалисты различных областей (см. выше). В августе 2004 года состоялось принесение преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в Южно-Сахалинск, которое стало всегородским торжеством . С 2004 года на Сахалин стали доставлять благодатный огонь из Иерусалима . В апреле 2006 года было достигнуто соглашение с Издательским советом Московского патриархата об издании на Сахалине газеты « Церковный вестник » с региональным приложением в 4 полосы, где публиковались сахалинские журналисты . Организовывались паломнические поездки в материковую Россию . В то же время не поощрял отъезд населения в материковую часть страны: «Мы, православные, не имеем права покидать эту землю. Покинуть — значит отдать кому-то ещё» .
Принял решение строить Духовно-просветительский центр при Воскресенском соборе Южно-Сахалинска для обеспечения функционирования миссионерской и просветительской деятельности Южно-Сахалинской епархии. Такой центр «даст больше, чем десять построенных храмов. Мы должны выйти из храма, но где с людьми встречаться? У нас нет места. В соборе нет места. Нужно читать лекции, проводить беседы, просто попить с людьми чаю» . Проектирование здания началось в декабре 2006 года , в ноябре 2009 года завершилось строительство, а 3 марта 2010 года состоялось его открытие .
С 20 по 23 сентября 2010 года состоялось первое в истории епархии её посещение Патриархом Московским и всея Руси . Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска, принял участие в церемонии открытия епархиального Духовно-просветительского центра и благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии, посетил Покровский мужской монастырь и храм Вознесения Господня в городе Корсакове и храм Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске . По словам епископа Даниила этот приезд воспринимался им как «подведение итогов деятельности епархии за всё время её существования» .
По состоянию на 2009 года действовало 52 прихода; в 20 приходах были открыты воскресные школы для детей и взрослых, на 29 приходах — православные библиотеки . Несмотря на достигнутые результаты, епископу Даниилу не удалось решить многие проблемы своей епархии за время управления ей. Как он отмечал в интервью Журналу Московской Патриархии вскоре после визита Патриарха: «Людям здесь жить очень трудно. Сказывается суровый климат и нестабильная экономическая ситуация. Многие города приходят в упадок и получают статус посёлков. А посёлки в свою очередь становятся сёлами. <…> У нас нет такого количества святых мощей и древних икон, как на материке. У людей нет чувства сопричастности к Вселенскому Православию , они очень болезненно ощущают свою замкнутость, оторванность от остального мира». По-прежнему не хватало деятельных мирян. По-прежнему были очень активны различные секты, а саму Южно-Сахалинскую епархию он сравнивал с пограничной заставой, «задача которой состоит в том, чтобы задержать противника, до тех пор пока не подойдут основные силы» .
24 декабря 2010 года решением Священного Синода назначен на Архангельскую кафедру. При этом епископом Южно-Сахалинским и Курильским избран его брат архимандрит Тихон (Доровских) .
Значительной трудностью при вступлении митрополита Даниила в должность на Архангельскую кафедру было тяжёлое материальное положение Церкви на Русском Севере . Прибыв в Архангельск, отметил сходство между Сахалинской и Архангельской епархиями: «И на Сахалине, и у нас суровые снежные зимы. И там, и там граница, окраина Российской державы. Но на Сахалин, в отличие от Поморья , в советское время никого не ссылали». И для Сахалина, и для Архангельска актуальны схожие проблемы: тяжёлый климат, сложные условия жизни и труда, непростая экономика, стабильный отток деятельного, молодого и образованного населения: «Архангельск — город депрессивный, с нечеловеческими условиями существования, с до сих пор отсутствующей программой по замене ветхого жилья» . Средств не было «даже на то, чтобы купить стихарь пономарю », «крысы по епархиальному управлению бегали». Многие храмы, находились в состоянии, близком к аварийному: «Где купола обветшали, где крыши текут». Состояние кровли Ильинского собора требовало срочного ремонта. Комиссии, приглашённые для оценки необходимых работ, обращали внимание на серьёзную опасность, которая может возникнуть, если в дальнейшем храм останется без капитального ремонта. Уровень заработной платы священников был критически низким, не было единого епархиального склада для обеспечения приходов всем необходимым: «Серьёзная проблема и в том, что и средств на всё не хватает. На Сахалине я привык так: приходит священник, дали ему книг — он распространяет, порой и бесплатно. Кому-то рясу пошили, кому-то утварь заказали. Здесь же священник пришёл, а я ничем не могу ему помочь, потому что ничего у меня в епархии нет» . Кроме нехватки финансов, необходимых на текущее обеспечение епархии, имелись и долги. Сложившаяся ситуация, безусловно, имела угнетающее воздействие на общий настрой среди священнослужителей и паствы: многие не видели перспектив для достойной жизни и планировали сменить место служения. Таким образом, одним из приоритетных направлений работы архипастыря становится взаимодействие с епархиальным духовенством. Вводятся регулярные заседания Епархиальных советов , для налаживания эффективной просветительской работы в епархию приглашают опытных и образованных священников из других регионов: «Я приехал в Архангельск и увидел, что здесь ситуация, как и на Сахалине. Много приезжих. И понятно, что многие из них хотят домой. Я всем говорю: побудьте немножко и ступайте. Но те батюшки, которых я здесь встретил — я почувствовал в них огромную поддержку и силу. У нас сформировалась команда, тесное общение, возникла правильная модель жизнедеятельности епархии. А правильная модель — это соборность, церковный совет. Есть сопричастность, батюшки чувствуют себя вовлечёнными в процесс» .
Одной из важнейших задач, которую поставил Патриарх Кирилл перед епископом Даниилом было строительство в Архангельске кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила . Необходимость этого была вызвана тем, что в советское время были снесены оба городских собора — Троицкий (1929) и Михаило-Архангельский (1931), в связи с чем функцию архиерейской кафедры несла небольшая кладбищенская церковь в честь пророка Илии . Собор в честь небесного покровителя Архангельска, Архистратига Божия Михаила был заложен ещё в 2008 году, но строительство фактически стояло на месте: был освящён закладной камень, забиты сваи и частично положены плиты, дальнейшее строительство приостановилось: «Прежний архипастырь 15 лет жил в Архангельске, всех знал, прикладывал максимум усилий, но стройка всё равно не шла. А я — человек новый. Когда приехал, я, честно говоря, испугался. Собор для Архангельска — это грандиозный проект. У меня остался только один беспроигрышный вариант — молитва, сколько есть сил. На службах я всё время просил Бога: „Господи, сделай всё необходимое не ради меня, а ради этого святого места, потому что это особая земля!“» . Одной из важных задач митрополита Даниила стал непосредственный контакт с людьми, донесение до верующих горожан мысли о том, что собор — это не только и не столько здание, сколько место собрания, соединения людей для предстояния Богу. В диалогах с высокопоставленными лицами епископ Даниил неоднократно утверждал, что город без кафедрального собора — это «город без лица» . Вопреки изначальной нехватке средств, проект будущего собора был значительно скорректирован и расширен: если изначально храм был рассчитан на 300—400 человек, то к моменту завершения работ стал способен вмещать до трёх тысяч человек. С февраля 2011 года началось активное возведение стен . Проект предусматривал создание верхнего и нижнего храмов, есть пространства для проведения конференций, выставок и культурных событий, предусмотрена комната матери и ребёнка с онлайн-трансляцией службы. Неоднократно подчёркивал, что собор — это социальный объект . 12 сентября 2011 года менее, чем через год после вступления епископа Даниила в должность предстоятеля Архангельской епархии , совершил первую Божественную литургию отслужена в строящемся кафедральном соборе . По состоянию на 2019 год все основные строительные работы по возведению собора завершены. Ведётся внутренняя и внешняя отделка храма, открытие которого запланировано на 2020 год .
27 декабря 2011 года по прошению епископа Даниила Священный Синод Русской православной церкви выделил из Архангельской епархии 2 новые: Котласскую и Нарьян-Марскую епархии , при этом все три епархии были включены в состав новообразованной Архангельской митрополии , в связи с чем 8 января 2012 года в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Кириллом был возведён в сан митрополита . Назвал создание новых епархий «жизненно необходимым» решением — создание новых епархий придаёт окраинам повышенный статус, позволяет точнее координировать служение Церкви на отдалённых территориях, уделять больше внимания вверенной пастве: «На Сахалине я несколько раз в году бывал во всех приходах. Знал священников и прихожан, их проблемы. Здесь так работать не получается. Все поездки очень сложные. Вот и сейчас мне до Каргополя ехать около 600 километров. Дорога трудненькая, и это всё моя епархия. Вспоминаю, как в 2011 году я поехал из Москвы в Воронеж, на свою родину. Владыка Сергий пригласил на освящение собора. Еду: Московская область — одна епархия, Тульская — вторая, Липецкая — третья, Воронеж — четвёртая. 500 километров дороги — четыре епархии. А здесь — 600 километров всё одна епархия» . В 2017 году из Архангельской епархии была выделена Плесецкая епархия и также включена в состав Архангельской митрополии.
Внутри епархии создаются новые благочиния и проводятся границы приходов, так, «чтобы сами священнослужители чётко понимали, какие деревни к какому приходу относятся» , и люди, живущие вдалеке от крупных городов, не были оставлены без духовного попечения. Таким образом эффективнее реализуется окормление паствы в самых отдалённых населённых пунктах региона. С целью просвещения людей устанавливает обязательное дежурство священников в храмах и вводит обязательное оглашение перед крещением .
Особое внимание митрополит уделяет восстановлению пробелов в социальном служении и образовании: «У нас нет ни одной православной гимназии. Нет церковного реабилитационного центра для наркоманов и других зависимых. Почему он должен быть при Церкви? А чем отличается сестра милосердия от обычной медсестры? Первая понимает, что перед ней лежит не просто старый и больной человек, а образ Божий» . По благословению архиерея открыт епархиальный центр изучения и сохранения памяти новомучеников и музей пострадавших за веру в годы репрессий .
После обращения митрополита Даниила Патриарх Кирилл утверждает празднование собора Архангельских святых. «Появление Собора святых, в земле Архангельской просиявших, — значительное духовное событие. Это результат более чем семилетней работы епархиальной комиссии по канонизации святых. Неслучайно празднование установлено 1 ноября — в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского и накануне дня памяти святого отрока Артемия Веркольского — двух небесных покровителей нашего края» .
Благословением митрополита Даниила дважды обновлён официальный сайт Архангельской епархии , началось издание «Вестника Архангельской митрополии» , запущено православное интернет-телевидение и передачи на региональном радио и телевидении. Епархиальная пресс-служба получила гран-при на международном фестивале «Вера и слово» в 2012 году , а также заняла II место в 2018 году конкурсе лучших епархиальных страниц в сети «ВКонтакте» . Митрополит Даниил отмечает актуальность и востребованность миссии в сети интернет, в особенности в социальных сетях, популярных среди молодёжи. По мнению архипастыря, «священники должны открыто присутствовать в сетевом пространстве, быть готовыми ответить на вопросы, при этом не забывая о своём пастырском достоинстве» .
Трудами митрополита совершена капитальная реконструкция Ильинского кафедрального собора . Начались богослужения в новых храмах Архангельска: в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской и в честь блаженной Матроны Московской . Освящён храм во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Иоанно-Богословском женском монастыре в д. Ершовка Приморского района Архангельской области . Также освящены храм в честь святителя Николая Чудотворца на Княжестрове , воинская церковь во имя равноапостольного великого князя Владимира в Северодвинске . В Антониево-Сийской обители был возведён монастырский храм в честь святого мученика царя Николая и восстановлена Свято-Духовская церковь в Емецке . Ведётся восстановление полностью разрушенного Преображенского морского собора в Соломбале .
В 2012 году по обращению митрополита Даниила Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возродить женский Иоанновский монастырь в Суре — на родине святого Иоанна Кронштадтского . А в 2015 году по приглашению главы Архангельской митрополии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 25-летия прославления праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых и совершил Божественную литургию в Сурском монастыре .
В годы служения митрополита Даниила в Архангельске широко развёрнута образовательная деятельность епархии: ежегодными и традиционными становятся крупные образовательные конференции, Иоанновский форум , Рождественские чтения , Войно-Ясенецкие чтения , Северные детские чтения и другие. Личным попечением митрополита Даниила подготовлена к открытию первая в регионе православная общеобразовательная школа, которая будет носить имя благоверного князя Александра Невского .
Большое значение митрополит Даниил придавал эффективному взаимодействию с представителями региональной власти, общественными и патриотическими организациями. В конце 2016 года в Архангельске проходит Учредительное собрание регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора . Митрополит Даниил возглавляет Архангельское отделение Императорского православного палестинского общества (ИППО) и входит в состав местного отделения Общества развития Русского исторического просвещения «Двуглавый орёл».
По инициативе митрополита Даниила в Архангельск приглашались известные гости из других регионов. В разные годы в епархии состоялись выступления миссионеров протоиерея Андрея Ткачёва , протоиерея Олега Стеняева , священника Георгия Максимова , профессоров ПСТГУ Александра Дворкина , и , византолога Алексея Величко , профессоров Московской духовной академии Алексея Светозарского и Владимира Кириллина, главного редактора портала « Богослов.ru » протоиерея Павла Великанова , преподавателя Московской духовной академии иеромонаха , философа, главы интеллектуального клуба «Катехон» , религиоведа, руководителя правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романа Силантьева , руководителя центра кризисной психологии при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова Михаила Хасьминского и многих других лекторов.
Активно развивал сотрудничество епархии с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным государственным медицинским университетом . По его благословению в САФУ был возрождён исторический храм-читальня в честь святого Иоанна Богослова и запланировано открытие домового храма в честь святителя Луки в СГМУ.
В период с 2010 по 2018 год совершено более 40 священнических хиротоний .
30 августа 2019 года решением Священного Синода Русской православной церкви назначен митрополитом Курганским и Белозерским , главой Курганской митрополии . Михаил Насонов, пресс-секретарь Архангельской епархии, рассказал «URA.RU», что митрополит Даниил воспринял назначение в Курган с юмором. «Первое, что он сказал: „Слава Богу за всё“. А второе: „Я духовный пограничник. Сначала я был на восточной границе нашей страны, потом меня перевели на северную, теперь на южную. Осталось только побывать на западной“» . 2 сентября в Ильинском кафедральном соборе Архангельска отслужил последнюю литургию. В своей речи признался в любви к Северу и попросил у всех прощения . В СМИ отмечалось, что перевод митрополита Даниила мог быть связано с негативной реакцией на строительство мусорного полигона в Шиесе .
8 сентября отслужил первую литургию в Александро-Невском кафедральном соборе . В интервью курганскому изданию «Новый день» митрополит Даниил сказал, что «Для меня есть лишь один критерий: следование воле Божией, без которой, по слову Евангелия, и волос с нашей головы не упадёт. Господь решил, что мне сейчас нужно быть здесь — на Курганской земле. Друзья меня в шутку называют „заслуженным пограничником“. На восточной и северной границах нашей страны я служил 18 лет, теперь пришла очередь южной границы. В первую очередь мы должны заниматься духовным просвещением народа, чтобы донести слово Божие до сердец человеческих». Также он отметил, что «со мной согласились приехать три священника и один диакон, и ещё несколько помощников-мирян. Опираться в своём служении я намерен на местных священнослужителей» .
Как написал Regnum , «В Курганской области отмечают, что владыке Даниилу хватило буквально нескольких дней, чтобы расположить к себе православных. О нём хорошо отзываются и политики, и представители бизнеса, и обычные прихожане» . Одними из первых решений митрополита Даниила на новой кафедре стала отмена «фиксированных пожертвований» на очные отпевания и введение обязательных огласительных бесед перед крещением .