Фильмы Рижской киностудии
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́стерны киносту́дии «ДЕ́ФА» ( нем. DEFA-Indianerfilm , буквально — индейские фильмы «ДЕФА» ) — серия из нескольких кинофильмов в жанре вестерна , которые были сняты на главной киностудии ГДР («DEFA» — Deutsche Film-Aktiengesellschaft) в 1960—1970-е годы, и посвящены сопротивлению коренного населения Северной Америки процессу ограничения их прав и свобод, а иногда открытому уничтожению со стороны английских и французских колонизаторов, а позже правительства США . Картины снимались разными режиссёрами на основе различных литературных источников. Каждая являлась отдельным художественным произведением.
Появление цикла было вызвано не только социальной востребованностью, но и идеологической необходимостью. Успех у зрителей итальянских и западногерманских вестернов тревожил руководство ГДР. Произведения популярного немецкого писателя Карла Фридриха Мая на его теперь социалистической родине не издавались, так как ранее Адольф Гитлер называл его своим любимым писателем . Руководители стран восточного блока предпочли бы забыть этого автора приключенческих романов о покорении Северной Америки, но в начале шестидесятых годов персонажи его книг напомнили о себе: фильмы ФРГ о Виннету (в исполнении Пьера Бриса ) и его бледнолицых друзьях были доступны зрителям ГДР, Румынии, Польши: « Виннету », « Верная Рука — друг индейцев » и т. д.
В этой ситуации, по одним источникам, партийное руководство восточной Германии дало кинематографистам установку на создание фильмов, противостоящих влиянию иностранных вестернов. За литературную основу приняли пенталогию немецкой писательницы Лизелотты Вельскопф-Генрих ( нем. Liselotte Welskopf-Henrich ). Однако, по утверждению журналиста и писателя Андрея Шарого со ссылкой на кинокритика Франка Бернхарда Хабеля, автора книги «Гойко Митич, мустанги, столб пыток: „индейские“ фильмы DEFA»: «идея Indianerfilme не была прямо предложена берлинской киностудии „сверху“. Замысел принадлежал продюсеру Хансу Малиху, [который] и занялся организацией производства первого „индейского“ фильма. В руководстве Социалистической единой партии Германии к проекту отнеслись без восторга, но и мешать не стали» . За шесть месяцев до выхода в прокат ГДР первого фильма Indianerfilm — « Сыновья Большой Медведицы » ( нем. Die Sohne der Großen Bärin , 1966 год) — началась война во Вьетнаме . Неожиданно фильм с негативным изображением нравов американских военных стал политически злободневным. Кроме того, он стал одним из самых кассовых в национальном кинематографе. Аудитория картины в ГДР превысила 10 миллионов человек, в СССР фильмы цикла посмотрели почти 37 миллионов зрителей .
Цикл охватывает период с 1740 по 1896 год и освещает разные периоды противостояния индейских племён «белой колонизации». Действие разворачивалось от Великих озёр до Флориды и границы Мексики. Из-за невозможности натурных съёмок в Северной Америке пейзажи воссоздавали в самых разных местах стран восточного блока: племя дакота — в Югославии, Чёрные горы — под Дрезденом , ограбление поезда Union Pacific — на железной дороге в Бранденбурге , святой город индейцев Типпеканоэ — в Крыму , Рио-Гранде — под Констанцей в Румынии, Аризона — в Карпатах .
К работе над фильмами привлекались профессионалы-кинематографисты высокого класса: Йозеф Мах, Конрад Петцольд , Рихард Грошопп, Готфрид Кольдиц . Однако вестерны киностудии ДЕФА, как явление массовой культуры, не могли состояться без исполнителя главных ролей в большинстве этих фильмов — югославского актёра Гойко Митича , сыгравшего десять вождей девяти племен . Изначально он был замечен в массовке западногерманского фильма «Виннету» 1963 года и приглашён на роль вождя племён дакота Токеи-Ито , сына Маттотаупы. В расцвете славы Митича журнал «Советский экран» с восхищенным сарказмом писал :
Название фильма не имеет значения. В каждом из них – Гойко Митич в великолепной спортивной форме.
В фильмах цикла снимались многие известные актёры разных стран: Барбара Брыльска , Олег Видов , Бруно Оя , Леон Немчик , Дин Рид , Олег Борисов . Интересно, что на роли бледнолицых мерзавцев и негодяев режиссёры приглашали «штатных нацистов» студии .
Кинокритики СССР очень точно определили жанровые сходства и социальные различия «капиталистических» и «социалистических» вестернов. Ромил Соболев в 1974 году писал в журнале «Спутник кинозрителя» :
Родившийся в американском кино, вестерн либо рассказывал о приключениях ковбоев, либо показывал борьбу белых переселенцев с индейцами. В последнем случае белые неизменно показывались как рыцари и герои, а индейцы — как вероломные убийцы, беспощадно охотящиеся на белых без разбора возраста и пола. Конечно, и в самой Америке всегда были люди, которые сначала в литературе (вспомним хотя бы Фенимора Купера), а позже и в кино показывали индейцев такими, какими они были на самом деле — гордыми, благородными, добрыми людьми. Но главную задачу развенчания голливудских мифов не могли не взять на себя историки, социологи и художники Европы. Серия фильмов Кольдитца как раз и помогает решению этой задачи — развенчанию голливудской мифологии. А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих.
Валентин Михалкович в 1977 году в журнале «Советский экран» :
«Индейская» серия студии ДЕФА полемична по отношению к американскому вестерну периода его расцвета, времени его классики (двадцатые и тридцатые годы нашего века). Американцы молоды как народ, у них нет собственного национального эпоса …. В вестерне создатели Америки и создатели картин умиленно наслаждались собственной историей. В приливе эгоистической самовлюбленности они полагали, что творится нечто сверхсовершенное, нечто кровно необходимое и диким землям и человечеству. Эгоистическая самовлюбленность не позволяла видеть, что создавалась Америка на крови, на физическом истреблении целых племен. В классическом вестерне индейцев изображали темной, невежественной массой, способной только грабить и жечь - растаптывать нежные ростки цивилизации.
Показателен в этом отношении пример выхода в короткий период времени двух фильмов о вожде племени апачи Ульзане (в ряде источников — Ульцане): « Рейд Ульзаны » ( англ. Ulzana's Raid , США, 1972 год) и « Ульзана » ( нем. Ulzana , ГДР, 1974 год). В первом он жаждущий крови смертоносный враг государства, во втором — благородный вождь, уводящий свой маленький народ в Мексику от прозябания в американской резервации .
Отдавая должное социальным достоинствам вестернов ГДР, критики скептически относились к их художественным особенностям: повторяемость однажды найденных удачных приёмов, одноплановость персонажей, эксплуатация популярности одного актёра