Interested Article - Пахомий (Кедров)

Архиепископ Пахо́мий (в миру Пётр Петро́вич Ке́дров ; 30 июля 1876 , Яранск , Вятская губерния 11 декабря 1937 , Котельнич , Кировская область ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Черниговский .

Биография

Родился в семье священника. Мать — Елизавета. Братья — Поликарп (в монашестве Аверкий ; 1879 1937 ), Михаил (в монашестве Михаил — епископ Вроцлавский; 1883- 1951 ), Иван, Александр, Николай. Сёстры — Зинаида, Вера.

Окончил Яранское духовное училище, Вятскую духовную семинарию ( 1896 ), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия ( 1900 ; тема кандидатской работы: «Библейские основания христианского аскетизма»). В академии учился вместе с будущим архиепископом Феодором (Поздеевским) .

С 1896 года пономарь в Михаило-Архангельском храме Казанской духовной академии .

6 декабря 1898 был пострижен в монашество, с декабря 1898 — иеродиакон , с 22 ноября 1899 иеромонах . С молодости отличался монашеским настроением, часто молился по ночам. С одной из таких молитв связана история, которая в сохранившихся воспоминаниях описана в двух вариантах. Согласно первому, «мистическому», содержащемуся в его биографии из книги митрополита Мануила (Лемешевского) , во время молитвы

неожиданно он услышал какой-то голос, восхваляющий его в совершенстве духовном и повелевающий подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не уразумев козни искусителя, он подошёл к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз. Так он остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих.

Существует и другой, «рационалистический», вариант этой истории. По данным архимандрита Спиридона (Лукича), таинственный голос принадлежал семинаристу, вызвавшемуся подшутить над товарищем-подвижником и спрятавшемуся за большим распятием в углу, перед которым тот всегда молился . Согласно этой версии, будущий архиепископ не потерял глаз, а отделался лишь шрамом.

С 1900 — помощник смотрителя Липецкого духовного училища.

С 1903 — смотритель Кременецкого духовного училища.

С 1904 — заведующий Волынской Свято-Федоровской церковной учительской школы при Дерманском Свято-Троицком монастыре .

С 1905 — архимандрит.

С 1906 — настоятель Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Одновременно продолжал заведовать церковной учительской школой.

Архиерей

С 30 августа 1911 года — епископ Новгород-Северский , викарий Черниговской епархии , заведующий черниговским Успенским Елецким монастырём .

Награждён орденом Святого Владимира III степени (1914) .

С 17 сентября 1916 года — епископ , первый викарий Черниговской епархии. Ближайший сотрудник архиепископа Василия (Богоявленского) .

С мая 1917 года — епископ Черниговский и Нежинский, избран епархиальным съездом духовенства и мирян после смещения с должности монархически настроенного архиепископа Василия.

Член Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 , участвовал в 1—2-й сессиях, заместитель председателя VII, член I, II, XIX отделов . В 1918 году товарищ председателя и член президиума Всеукраинского православного церковного собора .

В 1921 году на несколько дней был арестован в качестве заложника . В октябре 1922 года вновь арестован и выслан на три года за пределы Черниговской губернии.

Некоторое время жил в Предмостной слободке , находящейся на левом берегу Днепра , напротив Киева (ныне в черте Киева), на самой границе между Киевской и Черниговской епархиями . В этом месте архиепископу Пахомию было удобно поддерживать связь с митрополитом Михаилом (Ермаковым) и киевскими викарными епископами, а также управлять своей епархией. Но власти узнали о местонахождении владыки Пахомия и, вероятно, вынудили его уехать отсюда .

Некоторое время жил в Москве у своего сокурсника архиепископа Феодора (Поздеевского) , бывшего настоятелем Свято-Данилова монастыря. С 29 ноября 1923 года — архиепископ .

По воспоминаниям современников, обладал феноменальной памятью. Декламировал на память всю поэму Александра Блока «Двенадцать» (что свидетельствует также и о его интересе к мирской поэзии). Согласно другим воспоминаниям, «с чистой христианской душой — бессребреник, который отдаст последнюю рубашку. Редкий тип христианина, который не ждёт просьбы, а сам предлагает то, что у него есть».

30 ноября 1925 года арестован в Москве вместе с другими сторонниками патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) . В 1926 году выслан на три года в автономную область Коми (Зырян) , служил и проповедовал в храме Рождества Христова села Деревянск .

В 1928 году вернулся в Чернигов, где воссоздал епархиальное управление и был пострижен в схиму . Критиковал деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) .

16 октября 1930 года был арестован и «как враг революции и советской власти» приговорён к шести годам лишения свободы. Срок отбывал в Соловецком лагере особого назначения , в 1931 году работал на строительстве Беломорканала в лагере «Май-Губа», в 1932-м содержался в инвалидном лагере в Куземе.

В 1936 году вернулся в Яранск, где жил в доме брата, священника Николая Кедрова. Был тяжело болен; травма, полученная во время учёбы, способствовала развитию паралича лица. После кончины брата был помещён в Котельничскую психиатрическую лечебницу, где и скончался 11 ноября 1937 года .

Могила владыки Пахомия в городе Котельниче почиталась верующими, с неё брали землю для исцеления.

В 1981 году прославлен в лике новомучеников Русской православной церковью заграницей .

Мощи ныне покоятся в .

Библиография

  • Распоряжения // ГА Черниговской обл. Ф. Р-67. Оп. 1. Д. 460. Л. 47-54;
  • Речь при наречении во епископа // Жизнь Волыни. 1911. № 22;
  • Речь // Черниговские епархиальные известия. 1911. С. 492;
  • Устав службы в праздничные дни 1915 года. Чернигов, 1914;
  • Послание к пастве Черниговской; Речь; Новое дело, поручаемое приходу высшей церковной властью; Возлюбленным о Христе пастырям и пасомым Церкви Черниговской; По епархии; О разделе между членами клира братских кружечных домов; Пожар в храме от удара молниями; Выборы приходского совета; Вниманию съезда духовенства // Черниговский вестник. 1917. № 4-5, 7, 12-17; К сведению духовенства // Голос духовенства и мирян Черниговской епархии. 1918. № 1;
  • Послание архиепископа Пахомия и епископа Аверкия // Лопушанская Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 10-25 (Вестник ПСТГУ. История. 2007. № 4).

Примечания

  1. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2 ..
  2. Сухоруков А. Н. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — Вып. 1 (30) . — С. 82 . 29 сентября 2015 года.
  3. . Дата обращения: 31 июля 2015. 4 марта 2016 года.
  4. Вылегжанина Т. от 8 августа 2018 на Wayback Machine

Литература

  • Маркелов А. В. // Православный собеседник . — 2007. — № 1. — С. 164—167.
  • Маркелов А. В. Обзор следственного дела 1930 г. архиепископа Черниговского Пахомия (Кедрова) // Православие на Вятской земле (к 350-летию Вятской епархии): М-лы Межрегион. научн. конф. [Киров, 5 декабря 2007 г.]. — Вятка [Киров], 2007. — С. 218—222.
  • Маркелов А. В. // Церковь. Богословие. История: материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5-6 февраля 2016 г.). — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. — С. 92-98.
  • Маркелов А. В. // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 2-4 февраля 2017 г.). — Екатеринбург, 2017. — C. 93-101.
  • Маркелов А. В. Реконструкция последнего периода жизни архиепископа Черниговского Пахомия (Кедрова) 1930—1937 годов // «Вестник Университета Дмитрия Пожарского». 2017. — № 3 (7). — С. 49 — 59.
  • Русский паломник, номер 29-30 от 30 июля 1917 года, стр 351-352

Ссылки

Источник —

Same as Пахомий (Кедров)