Interested Article - Cameflex
- 2020-10-19
- 1
Caméflex — профессиональный киносъёмочный аппарат с зеркальным обтюратором , выпускавшийся французской компанией Éclair с 1947 года. В США эта камера известна под названием Camérette . Оригинальная модель CM3 рассчитана только на 35-мм киноплёнку , а в 1950 году выпущена двухформатная модификация, допускающая съёмку как на стандартную, так и на узкую 16-мм плёнку . В последнем случае на аппарат устанавливалась кадровая рамка соответствующего размера, и использовались другие кассеты .
Технические особенности
Разработчик «Камефлекса» Андре Кутан ( фр. André Coutant ) продолжил тенденцию, заданную в 1937 году немецкой камерой Arriflex 35 с полноценным сквозным визиром и возможностью съёмки с рук . Главной отличительной особенностью французского аппарата стали уникальные для своего времени быстросменные кассеты магазинного типа. Каждая кассета имела компактную полуторную конструкцию и содержала почти весь лентопротяжный тракт , включая зубчатые барабаны, ролики и задние салазки разъёмного фильмового канала . Размер обеих петель киноплёнки задавался при её заправке в кассету, которую при перезарядке аппарата требовалось только вдвинуть в гнездо корпуса .
В головке камеры располагался только двухсторонний двухзубый грейферный механизм без контргрейфера и передние салазки фильмового канала. Благодаря этому, замена кассеты занимала несколько секунд, что очень важно в условиях хроникальной съёмки . При этом «Камефлекс» очень хорошо оснащён, обладая зеркальным обтюратором с переменным углом раскрытия, поворотной на 360° лупой с оптической компенсацией вращения изображения, а также револьверной головкой на 3 сменных объектива . Гнёзда для объективов выполнены расходящимися, благодаря чему даже самые крупные оправы не мешают друг другу, и возможна беспрепятственная съёмка широкоугольной оптикой. Перед объективами на штангах мог устанавливаться компендиум и держатель для светофильтров .
Основным типом привода был электродвигатель постоянного тока , выполнявший также роль рукоятки. Для своей эпохи камера стала революционной, поскольку обеспечивала профессиональные возможности при очень высокой мобильности, позволяя снимать без штатива в свободном движении. За возможность съёмок живой жизни вне студийного павильона камеру очень любили режиссёры новой волны , в том числе Жан-Люк Годар , снявший «Камефлексом» картину « На последнем дыхании » . Рене Клер и Марсель Карне успешно использовали эту же камеру для съёмки своих картин « Красота дьявола » и « Мария из порта », а Франсуа Трюффо отснял ей свой дебютный « Четыреста ударов ». «Камефлекс» получил признание и в Голливуде : Орсон Уэллс снимал им свой « Процесс », а Коппола использовал для съёмки некоторых боевых эпизодов в « Апокалипсисе сегодня » . Единственным недостатком аппарата был неустранимый шум, неприемлемый при синхронной съёмке . Однако, на этот случай для камеры фирма предлагала звукозаглушающий бокс Caméblimp .
Ближайший аналог французской кинокамеры выпускался с 1954 года в СССР под названием « Конвас-автомат » . Общая компоновка и основные элементы конструкции советского аппарата аналогичны «Камефлексу» и не встречаются ни в каких других камерах тех лет. Быстросменные кассеты магазинного типа обоих аппаратов уникальны и их устройство у первой модели «Конваса» 1КСР почти идентично французским той же ёмкости. Однако, из-за упрощённой конструкции лупы «Конвас» не мог опираться на плечо, и вся его тяжесть приходилась на руки кинооператора , исключая использование тяжёлой оптики без штатива. Кроме того, советская камера не снабжалась боксом, хотя шумела так же сильно. Несмотря на недостаточную точность перемещения киноплёнки из-за отсутствия контргрейфера, «Камефлекс» использовался в разных странах до конца 1980-х годов, превосходя большинство аналогов по мобильности, универсальности и пригодности для съёмки в тесных помещениях и с движения. В 1949 году камера получила бокс для подводной съёмки и вместе с ним новое название Aquaflex .
См. также
Примечания
- , с. 84.
- , с. 113.
- ↑ , с. 85.
- ↑ Stefan Sargent. (англ.) . Production Diary (1 мая 2010). Дата обращения: 1 июня 2020.
- Albert Steeman. (англ.) . Encyclopedia of Cinematographers. Дата обращения: 17 мая 2020. 10 мая 2020 года.
- Алена Сойко. . Colta.ru (22 декабря 2014). Дата обращения: 31 мая 2020. 26 сентября 2020 года.
- ↑ (фр.) . Coogle Arts&Culture. Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
- , с. 54.
Литература
- Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.
- Владимир Поддубицкий. № 2 ). — С. 52—57 . 16 октября 2012 года. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — Февраль (
- Norris Pope. Appendix. Foreign Influences // = Хроника кинокамеры: «Аррифлекс-35» в Северной Америке (англ.) . — Missisipi: University Press, 2013. — ISBN 978-1-61703-741-2 .
- 2020-10-19
- 1