Interested Article - Debrie Parvo

Debrie Parvo (по-русски Дебри́ Парво́ ) — семейство профессиональных киносъёмочных аппаратов для 35-мм киноплёнки , выпускавшееся во Франции фирмой Debrie. Первый патент на конструкцию был получен в 1908 году основателем компании Жозефом Дебри ( фр. Joseph Jules Debrie ).

Киносъёмочный аппарат Debrie Parvo L

Как и все европейские кинокамеры начала XX века, «Парво» собиралась в деревянном корпусе, оснащалась ручным приводом и простым дисковым обтюратором . Отличительной особенностью был ход киноплёнки в трёх плоскостях, в двух из которых находились соосные подающий и принимающий рулоны, а в третьей — фильмовый канал . Две одинарные кассеты располагались внутри корпуса с его разных сторон. Киноплёнка во время движения делала две сложные петли геликоидной формы, что усложняло зарядку аппарата и повышало риск образования «салата». Однако благодаря такому устройству камера стала одной из самых компактных и лёгких в мире, завоевав популярность кинооператоров до конца эпохи немого кинематографа . Первые 4 модели «A», «B», «C» и «D» не имели успеха из-за серьёзной конкуренции на рынке, а начавшаяся Первая мировая война заставила приостановить разработки.

Подлинный успех пришёл к камерам «Парво» после передачи управления производством сыну основателя Андре Дебри ( фр. André Victor Léon Clément Debrie ) в 1918 году. Первая же сконструированная им модель «E» 1923 года в основном повторяла прежнюю конструкцию, но была оснащена новым обтюратором с переменным углом раскрытия, позволявшим получать непосредственно на негативе ставшие обязательными к тому времени монтажные переходы «наплыв» и «затемнение». Ещё более важным новшеством стал сквозной визир , дающий оператору возможность наблюдать изображение непосредственно на киноплёнке. Все предыдущие модели были метражными , а для кадрирования использовали боковой телескопический видоискатель с неизбежным параллаксом . Кроме того, камера первой в Европе стала цельнометаллической, получив вместо деревянного корпуса алюминиевый.

В следующей модели «K» в конструкцию добавлен контргрейфер , резко повысивший точность перемещения плёнки и устойчивость изображения на экране . Однако самой совершенной стала модель «L» 1926 года, в которой появилась возможность фокусировки и кадрирования по матовому стеклу . Для этого фильмовый канал, закреплённый на шарнире, вместе с киноплёнкой отводился в сторону, а на его место вдвигалось матовое стекло, на котором оператор мог наблюдать яркое изображение. Инновация была обусловлена всеобщим переходом с ортохроматической киноплёнки на панхроматическую с почти непрозрачным противоореольным слоем. Видимое сквозь такую плёнку изображение было слишком тёмным для точной фокусировки и кадрирования, и Дебри создал собственную альтернативу американской системе сдвига камеры относительно неподвижного объектива. Такой принцип, реализованный впервые в 1912 году в камере Bell & Howell 2709 , предусматривал перемещение всего аппарата, весившего более 20 килограммов , поперёк основания. В камере «Парво» смещался лишь фильмовый канал, и при этом сохранялась возможность кадрирования через киноплёнку непосредственно во время съёмки, отсутствовавшая в американских аналогах. Модель «L» стала самой продаваемой: по некоторым данным выпущено около 8000 экземпляров, что считается огромной цифрой для профессиональной кинокамеры . Наступление эпохи звукового кино со строгими стандартами частоты киносъёмки заставило выпустить приставной электродвигатель , заменяющий ручной привод, а затем и модель «Супер Парво» со звукоизоляцией .

Одним из наиболее ярких примеров возможностей камеры «Парво» стала картина Дзиги Вертова « Человек с киноаппаратом », где мобильность Debrie позволила вести съёмки из самых неожиданных точек . Аппарат был настолько популярен, что практически весь европейский немой кинематограф, как и советский, отснят теми или иными моделями «Парво». Эту камеру предпочитали любым другим такие известные кинематографисты, как Сергей Эйзенштейн , Эдуард Тиссэ , Абель Ганс , Марсель Л’Эрбье и многие другие . Лени Рифеншталь на съёмках Берлинской Олимпиады для своей « Олимпии » оснастила многочисленных операторов камерами Debrie . Самые знаменитые советские немые фильмы « Стачка », « Броненосец Потёмкин », « Мать », « Конец Санкт-Петербурга » и многие другие сняты именно этими камерами . Влияние французской конструкции на киноаппаратостроение тех лет было огромным: даже в Германии , считавшейся мировым центром точной механики, выпускали копии «Парво». В СССР в 1931 году Василий Константинов спроектировал свой первый аппарат «Конвас-1» на основе Debri Parvo . Однако, к середине XX века предпочтения конструкторов сместились к «американскому» стилю киноаппаратостроения, исключавшему ход киноплёнки в трёх плоскостях со сложными петлями, и более пригодному для создания малошумных механизмов . Быстро ставший всеобщим стандартом современный зеркальный обтюратор вытеснил архаичную систему визирования сквозь киноплёнку. Уже после Второй мировой войны «Парво» считался устаревшим.

Примечания

  1. Дмитрий Масуренков. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2007. — № 4 . 16 октября 2012 года.
  2. , с. 63.
  3. (фр.) . Cinécaméras. Дата обращения: 19 мая 2020. 1 октября 2020 года.
  4. , с. 63.
  5. (англ.) . vanalphenav.nl (25 января 2015). Дата обращения: 20 мая 2020. Архивировано из 30 июня 2018 года.
  6. Albert Steeman. (англ.) . Encyclopedia of Cinematographers. Дата обращения: 17 мая 2020. 10 мая 2020 года.
  7. , с. 150.
  8. , с. 53.

Литература

  • И. Б. Гордийчук. Советская киносъёмочная аппаратура. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1974. — 352 с.
  • Масуренков Д. Кинематограф. Искусство и техника. Часть 2 // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 6 . — С. 62—64 .
  • Владимир Поддубицкий. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — Февраль ( № 2 ). — С. 52—57 . 16 октября 2012 года.
  • H. Mario Raimondo-Souto. = Motion Picture Photography. A History (англ.) / Herbert M. Grierson. — Jefferson, North Carolina: McFarland&Company, 2007. — Vol. 1. — 373 p. — ISBN 0-7864-2784-1 .

Ссылки

Источник —

Same as Debrie Parvo