Подвижный грунтовый ракетный комплекс
- 1 year ago
- 0
- 0
Храмовый комплекс Дендеры — древнеегипетский храмовый комплекс в Дендере , в 55 км к северу от Луксора в Верхнем Египте . Является одним из наиболее хорошо сохранившихся храмовых комплексов Древнего Египта .
Весь комплекс занимает площадь около 40000 м² и имеет протяжённость 79 метров. Он возведён из песчаника и окружён стеной из сырцового кирпича. Первые постройки на этой площадке относятся ещё ко временам Древнего царства , большая часть сооружения была построена в эпоху Птолемеев , а заканчивалось строительство при римском императоре Тиберии . Однако под основанием храмов находятся здания предыдущих эпох, древнейшие могут быть отнесены к царствованию строителя Великой пирамиды — Хуфу (ок. 2613 — ок. 2494 годов до н. э.). Известно о реставрационных работах при фараоне Пиопи I .
Комплекс включает в себя:
Рядом с храмовым комплексом расположен некрополь Дендеры, который восходит к раннему династическому периоду и к первому переходному периоду .
Доминантой комплекса является храм Хатхор , один из наиболее сохранившихся в Верхнем Египте. Первоначальная структура храма претерпевала непрерывные модификации на протяжении Среднего царства и вплоть до начала правления римского императора Траяна . Строительство существующего храма началось в 54 году до н. э., в поздний птолемеевский период , во времена правления Птолемея Авлета .
Храм построен на основе модульной сетки. Планировка сооружения делится на два одинаковых квадрата 12×12 модулей с небольшой связкой между ними, равной приблизительно 1 и ½ модуля (если измерять без наружных стен). Фасад также построен по традиционным правилам древнеегипетского зодчества . Внутренний гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор, был построен во времена правления императора Тиберия . На потолке изображены астрономические сцены, на стенах — описание царского визита в храм. Здание отличается уникальностью архитектуры, аккуратностью и изящностью декорирования стен и колонн иероглифами и изображениями. Настенные скульптуры были дарованы в своё время императором Августом , Тиберием, Клавдием и Нероном . Изображения Клеопатры VI на стенах храма являются образцами птолемеевского египетского искусства .
В Дендере Хатхор почиталась как богиня неба и одновременно как сестра (супруга Гора Бехдетского ). В третий месяц сезона шему (времени жары) празднично украшенная флотилия кораблей перевозила священную статую богини на юг в Эдфу , где по местным поверьям Хатхор сочеталась священным браком с местным божеством (соколом Гором Эдфуским или Бехдетским). Сыном этой супружеской четы в Дендере был бог музыки и танца Айхи . С последующим возвращением богини в Дендеру связывали уход старого года и приход нового . Ритуальная связь между Дендерой и Эдфу прослеживается со времени Аменемхета I (около 2000—1970 годов до н. э.) поскольку праздничная календарная надпись упоминает праздник воссоединения Гора Бехдетского и Хатхор .
Долгое время храм был занесён песком, что не спасло его от фанатиков и вандалов. Верхние помещения использовались в качестве конюшен, где разводились костры, отчего потолки и сегодня покрыты копотью, а многие росписи не могут быть восстановлены. Впервые раскопками храма Хатхор занялся в 1876 году немецкий египтолог Йоханнес Дюмихен. Позднее комплекс был исследован Мариетом .
На крыше храма Хатхор помещалось несколько небольших святилищ Осириса , в одном из которых изображены солнечный диск и дендерский зодиак , представляющий собой древнеегипетский астрономический барельеф и содержит изображения 12 знаков зодиака . Данный рельеф, который Джон Х. Роджерс характеризовал как «единственную полную карту древнего неба, которую мы имеем» , предположительно служил основой, на которой были построены более поздние астрономические системы . Во время Египетской кампании Наполеона , Доминик Виван-Денон зарисовал круглый, более известный, и прямоугольные зодиаки храма Хатхор. Зодиак был привезён в Париж в 1821 году, и в 1822 был помещен Людовиком XVIII в Королевскую библиотеку (позже получившую название Национальная библиотека Франции ). В 1922 году зодиак был перенесен в Лувр . Копию изображения можно увидеть в музее Египта .
Немало споров вызывают барельефы в храме Хатхор с лампами Дендеры , изображающими проведение культового обряда. Располагаются в дальней левой комнате почти под потолком и в тесных помещениях ниже уровня пола храма, доступ куда затруднён. По мнению специалистов, барельефы города Дендера изображают символ надёжности джед (хребет бога Осириса ) и змею, рождающуюся из цветка лотоса , что является типичным набором символических изображений египетской мифологии . Змея, возникающая из лотоса, означает изобилие, связанное с ежегодным разливом Нила .
Околонаучные теории, основывающиеся на внешнем сходстве изображения, высказываются о возможности использования древними людьми осветительных приборов подобных современным. Идея базируется на внешней схожести изображения с подобными современными устройствами, например трубками Гейслера или Крукса . Египтологи связывают изображения с символизмом египтян, обозначивших «бога, прорастающего, подобно цветку».
Западнее, за святилищем Хатхор находится небольшой храм Исиды , построенный и украшенный в правление Августа. Севернее — храм покрупнее периода Траяна . Другие постройки относятся ко времени Адриана и Антонина Пия .
На западе — засаженное пальмами священное озеро. Ведущие к Нилу подземные каналы и сегодня показывают уровень воды в реке. Неподалёку стояли ворота Ментухотепа II (перенесены в Каирский музей ). Восточнее озера сохранилось несколько раннехристианских построек, которые могут быть связаны с монашеской деятельностью учеников Пахомия Великого .
Римская маммиса — это вспомогательное здание, построенное во времена правления Траяна и Марка Аврелия , с многочисленными рельефами, на которых Траян делает подношения египетским божествам .