Годуно́вская шко́ла и́конописи
(или «годуно́вские пи́сьма») — русская школа
иконописи
, существовавшая в конце
XVI века
; её представители стремились возродить традиции
дионисиевского
искусства путём следования древнему иконописному
канону
. Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя
Бориса Годунова
, отчего и получила своё название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в
Ипатьевском
и других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской школы» носит достаточно условный характер: одни и те же царские
иконописцы
создавали произведения, относимые и к годуновской, и к традиционно противопославляемой ей
строгановской школе
иконописи.
Содержание
Особенности
Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения
живописи
, впечатления живой натуры).
Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна
композиция
часто содержит несколько эпизодов.
Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги.
Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.
Несколько холодноватые репрезентативность и монументальность
.
Характерные произведения
Иконы из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря (1598). По мнению искусствоведа
П. П. Муратова
, эти произведения следует отнести к высшим достижениям годуновской школы
.
Муратов П. П.
// История русского искусства. —
М.
: Изд.
И. Н. Кнебеля
, 1913. — Т. 6/1: Живопись. Допетровская эпоха. — С. 313—346. — 536 с.
История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с.
ISBN 5-85200-124-4