Interested Article - Конькобежец (картина)

«Конькобежец» ( англ. The Skater ) — картина американского художника Гилберта Стюарта , написанная им в 1782 году.

Стюарт, переехавший в Лондон накануне американской революции , быстро завоевал популярность в качестве умелого портретиста. Однажды к нему поступил заказ на написание портрета во весь рост от барристера Уильяма Гранта, выходца из Шотландии . Недолго думая он принял заказ, и, благодаря стечению обстоятельств, избрал фоном для портрета ледяной каток на озере в Гайд-парке с видом на Вестминстерское аббатство . Катание на коньках было чрезвычайно популярно среди представителей всех социальных классов Великобритании , в особенности у аристократии. При взгляде на полотно складывается ощущение того, что Грант будто и сейчас движется на коньках по льду замёрзшего озера посреди зимнего и унылого пейзажа, являясь самым живым персонажем произведения. При этом некоторые критики видят в композиционных особенностях портрета кисти Стюарта схожесть с полотнами других художников, а также проекцию его собственных психологических недугов. Работа отличалась художественной смелостью, оригинальностью и необычностью выбора темы, ввиду чего она пользовалась необычайным успехом на Королевской выставке 1782 года. Картина передавалась по наследству в семье Гранта и в 1950 году была продана его потомками в Национальную галерею искусства в Вашингтоне , где и находится в настоящее время, регулярно выезжая на выставки.

История

Гилберт Стюарт, автопортрет, 1778 год

Гилберт Стюарт (1755—1828) был выдающимся портретистом Соединённых Штатов Америки . Он объединил в себе талант к реалистическому изображению людей со способностью интерпретировать их индивидуальность при помощи выбора позы, цвета и стиля одежды, а также окружающей среды. Стюарт привнёс в Америку свободный «шероховатый» стиль живописи, использовавшийся многими известными художниками Европы конца XVIII века. На своих полотнах он изображал юристов, политиков, дипломатов, представителей коренных народов, их жён и детей. Среди натурщиков Стюарта значились многие известные американцы, среди которых были пять первых президентов США , их советники, семьи и почитатели. Прежде всего он стал известен своими многочисленными портретами Джорджа Вашингтона . Стюарт был стойко уверен в том, что успех портрета среди зрителей зависит не только от детального воспроизведения облика натурщика, но и от отображения черт его характера. Показателем популярности Стюарта является то, что в течение своей долгой карьеры он написал более тысячи портретов (за исключением копий изображений Вашингтона), а также количество копий его работ, созданных его учениками и художниками

В 1775 году, накануне американской революции , Гилберт Стюарт покинул свой дом и подался в Лондон , где по причине отсутствия связей и друзей стал органистом в церкви Св. Екатерины, где получал скромную зарплату в размере 150 фунтов стерлингов в год. В 1777 году он наконец записался в подмастерья к Бенджамину Уэсту — первому американскому художнику, получившему известность в Европе и ставшему придворным живописцем короля Георга III . Под влиянием Бенджамина Уэста, а также Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнолдса , Стюарт кардинально изменил свой художественный метод, став более «английским» художником и перейдя к более сложным сочетаниям цвета, свободной манере письма и экспериментам с новаторскими композиционными решениями . К 1781 году Стюарт достиг такого уровня мастерства, что сам Уэст согласился позировать для портрета его кисти, и в том же году картина была благосклонно принята на выставке Королевской академии , в которой Стюарт непрестанно выставлялся в период с 1777 по 1785 год . Тогда же к нему с заказом на портрет самого себя во весь рост обратился 32-летний барристер Уильям Грант (1750—1821), хорошо устроившийся в Лондоне молодой шотландец из Конгалтона ( Ист-Лотиан , недалеко от Эдинбурга ) . К тому времени Стюарт ещё не очень хорошо освоил написание человека во весь рост, ввиду чего два его предыдущих заказа такого же типа не удались . Однако, воодушевлённый недавним успехом в Королевской академии, он согласился выполнить заказ Гранта .

Катание на коньках в Гайд-парке

После того как Стюарт прибыл к заказчику для начала работы над портретом, Грант отметил, что «из-за чрезмерной холодности погоды… день лучше подходит для катания, чем для просиживания за моим портретом» . Катание на коньках по льду было введено в английскую моду в 1660-х годах при монархах династии Стюартов , однако все возможные телодвижения были кодифицированы для соответствия стандартам правильного поведения. Первый ледовый клуб был создан в 1742 году в Эдинбурге, ставшем столицей фигуристов Великобритании . Примечательно, что в конце XVII — начале XVIII века катание на коньках было в основном времяпрепровождением лишь привилегированных джентльменов . Самым популярным и, следовательно, чрезвычайно оживлённым местом для катания был длинный канал в Сент-Джеймс-парке , идущий от Букингемского до Уайтхолльского дворца . Бенджамин Уэст, сам прекрасный фигурист, возможно, посоветовал Стюарту выбрать для катания озеро в Гайд-парке к северо-западу от Букингемского дворца с видом на башни-близнецы Вестминстерского аббатства . Тем же утром художник и меценат поехали именно на это озеро . Когда они вышли на лед, Стюарт продемонстрировал несколько конькобежных движений, которые привлекли внимание восхищённой толпы. Однако лёд под ними начал трещать, и Стюарт попросил Гранта схватить его за фалды, после чего они благополучно выбрались на берег . По возвращении в студию Стюарт начал рисовать карандашом голову Гранта с натуры, чего он никогда раньше не делал . Затем Стюарт остановился и предложил Гранту композицию, вдохновлённую их приключениями на льду. Грант согласился, и Стюарт воспроизвёл его фигуру на холсте по памяти . Когда полотно ещё находилось в студии Уэста, его заприметил итальянский лексикограф Джузеппе Баретти , воскликнувший: «Какая очаровательная картина! Кто же этот великий художник? Только Уэст смог бы написать такое!». Увидев рядом Стюарта, он спросил у него: «Разве господин Уэст позволяет вам прикасаться к его картине?», и, когда Стюарт сказал ему, что картина является его собственной работой, Баретти отметил, что она «так хороша, как будто сам господин Уэст писал её» .

Описание

«Сэр Брук Бутби» кисти Джозефа Райта

Картина написана маслом на холсте , а её размеры составляют 245,5 x 147,4 см (в раме — 274,3 x 177,2 x 9,5 см ) . Господствующим элементом полотна является фигура Гранта, будто в реальности движущегося на коньках по замёрзшему озеру от правого к левому краю полотна. Грант беспечно скрестил руки на груди: такая манера была характерна для конькобежцев того времени. Стюарт намеренно отошёл от жанра «торжественного» портрета, изобразив Гранта во время движения, а не в статичной формальной позе. Драматизм работы усиливается за счет особого приёма, применённого Стюартом в изображении Гранта и заключающегося в том, что зритель как будто смотрит на конькобежца с нижней точки зрения, что, вероятно, было подсмотрено художником на портретах времён « » эпохи барокко . В то же время поза скрещённых ног Гранта является почти зеркальным отражением композиции статуи Аполлона Бельведерского , слепок которой находился в студии Уэста. Одежда Гранта говорит о его высоком социальном статусе и принадлежности к элите общества. Он одет в пальто из чёрного бархата с модными серыми меховыми отворотами. Вокруг шеи у Гранта обёрнут белый , а руки обрамлены белыми же манжетами и одеты в коричневые перчатки. Ноги его обуты в элегантные облегающие бриджи и ботинки, к которым с помощью тонких чёрных кожаных ремней прикреплены лезвия коньков. На голове — сильно наклонённая на бок шляпа с серебряными пряжками, которую художник писал со своей. Задний план заполнен зимним пейзажем в сдержанных тонах, частью которого являются деревья и катающиеся вдали фигуристы. На линии горизонта виден Лондон, в частности Вестминстерское аббатство . Чёрно-белая фигура Гранта с единственным ярким пятном на картине — румяными от мороза щеками — контрастирует с фоном и как бы делит полотно на две непохожие друг на друга части: с правой стороны полы пальто почти не колышутся, а на опушке возвышается большое голое дерево, под которым в спокойных позах стоят люди; с левой же стороны выдающийся локоть Гранта вторит трепещущим от порывов ветра полам пальто вблизи активно двигающихся конькобежцев в разноцветных жилетках и треуголках. Страсть к катанию на коньках объединяла лондонцев, принадлежащим к разным социальным классам, и на их фоне аристократичный Грант выглядит как единственный джентльмен на озере. Лёгкость мазков и успешность в размещении большой человеческой фигуры на фоне пейзажа свидетельствует о художественных достоинствах картины, которая может быть композиционно сравнима с портретами на фоне природы работы Томаса Гейнсборо . Недаром около века спустя некоторые критики даже ошибочно приписывали картину «Конькобежец» кисти самого Гейнсборо . Возможно, что при работе Стюарт вдохновлялся портретом « » кисти Джозефа Райта , выставлявшимся в 1781 году в Королевской академии. Об этом можно судить по тому, что у персонажей обеих картин перекошенная улыбка, а одеты они в одинаково тёмную одежду и широкополые шляпы. Однако нельзя исключать и того предположения, что Стюарт, будучи меланхоликом, писал картину как проекцию своих собственных психологических недугов, ввиду того, что сюжет на зимнюю тему не просто привносит на полотно мрачную тональность, но и создаёт условия для меланхолической рефлексии героя, гения, человека, чье превосходство и одарённость превозносят его над остальным человечеством .

Восприятие

«Юные джентльмены в образе лучников» кисти Джозефа Райта
«Джованна Бачелли» кисти Томаса Гейнборо

На выставке Королевской академии в 1782 году картину ждал триумф: она была немедленно оценена за художественную смелость, оригинальность и необычность темы . Благодаря весьма необычному изображению человека в движении во весь рост, этому полотну уделялось много внимания, да и к тому же тема катания на коньках, часто встречающаяся в жанровых картинах, никогда не фигурировала на портретах такого размера . При создании своих картин Стюарт мыслил стратегически и сознательно шёл на то, чтобы работа завладела сознанием зрителя. Для того, чтобы добиться хорошего места на выставке Королевской академии, некоторые художники самостоятельно искали информацию о том, какие работы предложат другие живописцы, или обращались к газетным критикам, проводившим неофициальные предварительные просмотры в студиях. Стюарту, возможно, стало известно, что рядом с его полотном будут висеть ещё две работы с изображением людей, находящихся в активных позах — « Юные джентльмены в образе лучников » Джозефа Райта и « Джованна Бачелли » Томаса Гейнсборо. В то время как на первой картине были изображены всего лишь играющие в лучников невинные молодые люди, на второй присутствовала танцующая на сцене молодая балерина со строгой осанкой. Внешне соответствовавшая нормам приличий, последняя картина была раскритикована за излишнюю сексуальность на фоне слухов о том, что , будучи главной балериной Королевского театра в Хеймаркете , является любовницей . Сходство поз Гранта и Бачелли, предположительно, говорит о том, что Стюарт узнал о композиционной структуре портрета Гейнсборо и планировал превзойти все рядом соседствующие картины, не ставя при этом под сомнение моральную сторону своей работы . По поводу «Конькобежца» критик Джон Коллум писал, что «можно было бы подумать, что в портретной живописи на этой земле уже давно исчерпаны все варианты позиционного изображения одинокой фигуры, но в настоящее время выставляется катание на коньках, чего я не припомню раньше» . Герцог Ратленд даже выбежал из академии для того, чтобы встретиться с Джошуа Рейнолдсом, и умолял его «пойти на выставку со мной, ибо там есть портрет, который Вы должны увидеть, так как он очаровывает каждого человека» . Обычно скупой на похвалы Хорас Уоппол в своих заметках по поводу посещения выставки и вовсе оценил картину как «очень хорошую» . На выставке она именовалась просто — «Джентльмен на коньках» ( англ. A Gentleman Skating ), и когда сам Грант пришёл посмотреть на работу, люди узнали в нём героя этого произведения и начали восклицать, что «это он, этот джентльмен», ввиду чего «этому джентльмену» пришлось ретироваться . «Конькобежец» стал первой работой Стюарта, принёсшей ему широкое признание и положившей начало его 12-летней карьере английского портретиста в одном ряду с Гейнсборо и Рейнолдсом, доказательством чего служат поступившие к художнику видные заказы, в том числе на написание серии портретов пятнадцати лондонских художников и граверов, и комиссии от представителей аристократии . Впоследствии Стюарт отмечал, что «вдруг стал известным благодаря лишь одной картине» . В то же время период его учёбы у Уэста подошёл к концу, и в 1782 году Стюарт выехал из комнаты в доме наставника и благодаря своему успеху смог создать личную студию на Ньюмен-стрит, зарабатывая своим даром портретиста .

Судьба

Картина передавалась по наследству от Уильяма Гранта его сыну Уильяму Гранту-младшему, затем его дочери Элизабет Грант, её сыну Чарльзу Стэплтону Пелхам-Клинтону, после этого его вдове Элизабет Гувер-Клинтон, затем её племяннице и приёмной дочери Джорджиане Элизабет Мэй Пелхам-Клинтон, которая в 1950 году продала работу Национальной галерее искусства в Вашингтоне . В настоящее время картина размещена в фонде коллекции Эндрю Меллона . В галерее также находятся многие портреты кисти Стюарта, написанные им после возвращения в США в 1793 году .

«Преподобный Роберт Уолкер, катающийся на коньках на озере Даддингстон» кисти Генри Реберна

Выставочная история

В 1878 году лорд предоставил портрет деда своей жены в Королевской академии в рамках экспозиции работ старых мастеров и художников британской школы живописи . Впоследствии она неоднократно экспонировалась: 1946 год — галерея Тейт в Лондоне; 1963 год — Художественный музей Кливленда в Огайо ; 1967 год — Национальная галерея искусства в Вашингтоне и Художественный музей школы дизайна Род-Айленда в Провиденсе ; 1976 год — Художественная галерея Йельского университета в Нью-Хейвене и музей Виктории и Альберта в Лондоне; 1981 год — Музей искусств округа Лос-Анджелес и Национальная портретная галерея в Вашингтоне; 2001 год — в Нью-Хейвене и Художественная коллекция и ботанический сад библиотеки Хантингтона в Сан-Марино ; 2004 год — Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальная галерея искусства в Вашингтоне .

Влияние

По оценкам некоторых критиков, «Конькобежец» Стюарта, возможно, оказал влияние на живописца Генри Реберна , написавшего спустя несколько лет картину « Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон », считающуюся шедевром шотландского изобразительного искусства .

Примечания

  1. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. 27 августа 2016 года.
  2. . . Дата обращения: 14 сентября 2016.
  3. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. 13 октября 2016 года.
  4. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. 30 августа 2016 года.
  5. Bryan Zygmont. . Академия Хана . Дата обращения: 14 сентября 2016. 20 апреля 2016 года.
  6. Ellen G. Miles. . . Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано из 19 сентября 2016 года.
  7. , с. 42.
  8. , с. 45.
  9. Blake Gopnik. . The Washington Post (26 марта 2005). Дата обращения: 14 сентября 2016. 16 сентября 2017 года.
  10. , с. 34.
  11. .
  12. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. 19 августа 2016 года.
  13. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано из 29 ноября 2014 года.
  14. , с. 37.
  15. .
  16. , с. 38.
  17. David Meschutt. . (2008). Дата обращения: 14 сентября 2016. 8 июля 2015 года.
  18. , с. 39.
  19. , с. 41.
  20. , с. 46.
  21. , с. 36.
  22. , с. 43.
  23. , с. 36—37.
  24. , с. 47.
  25. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано из 28 мая 2010 года.
  26. . Национальная галерея искусства . Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано из 1 сентября 2016 года.
  27. . (5 июня 2005). Дата обращения: 14 сентября 2016. 19 сентября 2016 года.

Литература

  • Richard B. K. McLanathan. . — Ann Arbor: University of Michigan Press, 1986. — 159 с. — (Library of American art). — ISBN 0810915014 .
  • William L. Pressly. // The American Art Journal. — 1986. — Winter ( вып. 18 , № 1 ). — С. 42—51 . — doi : .
  • Carrie Rebora Barratt, Gilbert Stuart, Ellen Gross Miles. . — New York: Metropolitan Museum of Art, 2004. — С. 338. — ISBN 1588391221 .
  • Dorinda Evans. . — Ashgate Publishing, 2013. — 204 с. — ISBN 1409441644 .
  • Mary Louise Adams. . — University of Toronto Press, 2011. — 320 с. — ISBN 1442695617 .

Ссылки

Источник —

Same as Конькобежец (картина)