Аялон, Даниэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Амихай (Ами) Аялон ( ивр. עמיחי (עמי) אילון ; род. 27 июня 1945 , Тверия , Палестина ) — израильский военачальник и государственный деятель. Командующий подразделением морских коммандос « Шайетет 13 » в 1979—1981 годах (под его руководством «Шайетет 13» получила знак отличия Начальника Генерального Штаба ), командующий ВМС Израиля в 1992—1995 годах. За отвагу, проявленную в рейде на остров Грин в 1969 году Ами Аялон награждён высшим военным отличием Израиля — медалью «За героизм» . В 1996—2000 годах Аялон возглавлял спецслужбу ШАБАК , был министром без портфеля в 31-м правительстве Израиля.
После окончания службы в АОИ Ами Аялон стал активистом левого политического лагеря в Израиле. Совместно с палестинским либеральным политиком Сари Нусейбе Аялон выработал в 2002 году план мирного урегулирования между Израилем и палестинцами, известный как «Национальный призыв». С 2004 по 2008 год был членом партии « Авода », претендовал на пост её председателя, но проиграл Эхуду Бараку . Аялон — член Израильского института демократии.
Ами Аялон родился в 1945 году в Тверии и вырос в кибуце . Женат, трое детей. Проживает в мошаве
Поступил и окончил Школу военно-морского командования ВМС Израиля . В 1980 году получил первую степень по экономике и политологии в университете имени Бар-Илана (Рамат-Ган). В 1982 году окончил в Ньюпорте (США). В 1992 году получил степень MBA по государственному управлению в Гарварде , а в 2010 году добавил к ней степень магистра права университета имени Бар-Илана . В начале 2011 года Аялон был избран председателем исполнительного совета Хайфского университета .
В 1963 году Ами Аялон был призван в ряды Армии обороны Израиля , где начал службу в составе подразделения морских коммандос. В качестве бойца этого подразделения Аялон участвовал в Шестидневной войне на Красном море . В дальнейшем он участвовал в многочисленных операциях израильских морских коммандос в ходе Войны на истощение . Среди этих операций был рейд на остров Грин в ночь с 19 на 20 июля 1969 года с целью уничтожения египетского радара. В ходе рейда лейтенант Аялон был заместителем командира десантной группы, удерживавшей плацдарм до высадки основных сил. Получив по ходу рейда ряд осколочных ранений (в лоб, ногу, руку и шею), он в ближнем бою убил двух египетских солдат и продолжал вести огонь, пока не начал задыхаться, и сумел покинуть поле боя без посторонней помощи. За проявленную отвагу он был впоследствии награждён высшим военным отличием Израиля — медалью «За героизм» .
В ходе войны Судного дня Аялон командовал 915-й эскадрой сторожевых катеров типа «Дабур» . Катера этого подразделения осуществили в частности рейд против морской базы египетских ВМС в Рас-Гарибе , где были собраны как военные корабли, так и мобилизованные для перевозки десанта рыбацкие суда. В ходе рейда 5 израильских «Дабуров» уничтожили около 20 вражеских судов . Эскадра Аялона также участвовала в окружении Третьей египетской армии, блокировав отход морским путём через портовый город Адабия .
В 1979 году Аялон назначен командиром « Шайетет 13 » — отряда морских коммандос Израиля. За два года командования Аялона «Шайетет 13» осуществила 22 успешных диверсионных и десантных операции без потерь и была удостоена знака отличия начальника Генерального штаба . В период командования Аялона изменились поставленные перед «Шайетет 13» цели: если раньше перед отрядом ставились преимущественно задачи диверсионного характера, при Аялоне он превратился в полноценную десантную единицу, способную участвовать в крупных десантах и сражениях. Соответствующее изменение в подготовке офицеров «Шайетет 13» позволило им с большей лёгкостью переходить в другие подразделения; так, из «Шайетет 13» в сухопутные войска перешёл благодаря этому будущий командующий Южным военным округом Йоав Галант .
В дальнейшем Аялон командовал военными базами ВМС Израиля в Ашдоде и Хайфе и занимал пост заместителя командующего ВМС. В 1992 году Аялон получил звание алуфа (вице-адмирала) и был назначен командующим ВМС Израиля. На этом посту он оставался до увольнения в конце 1995 года . В период командования Аялона на вооружение ВМС Израиля поступили первые корветы типа «Саар-5» и начата постройка в Германии новых подводных лодок класса «Дольфин» .
После увольнения из рядов АОИ Ами Аялон продолжил государственную службу как директор Службы общей безопасности ( ШАБАК ). На эту должность он был назначен в 1996 году , после убийства премьер-министра Ицхака Рабина и отставки предыдущего директора Карми Гилона и на протяжении работы в ШАБАК прилагал усилия по исправлению имиджа этой организации. В 1996 году ШАБАКу пришлось работать в условиях волны террористических актов со стороны палестинцев : как вспоминает сам Аялон, в последнюю неделю февраля и первую неделю марта — первые дни его работы в ШАБАК — в терактах погибли 55 израильтян и ещё 215 были ранены . Но ведомство Аялона, сочетая в своей работе жёсткие меры с налаживанием тесных контактов с палестинской стороной, сумело эту волну погасить.
Одним из нововведений в ШАБАК в каденцию Аялона стало учреждение внутреннего Этического кодекса; за этот шаг он был удостоен почётного звания «Рыцаря качества власти», которое присваивается израильским Движением за качество власти . За каденцию Аялона в должности начальника ШАБАК провалы этой службы были сведены к минимуму. Одной из немногих претензий, высказывавшихся к его деятельности, было назначение на ряд ключевых постов бывших высокопоставленных морских офицеров, которые, по мнению ветеранов спецслужбы, не подходили для работы в ней. Аялон, назначенный на свою должность премьер-министром Шимоном Пересом (который также сделал его начальником Штаба по борьбе с террором), затем работал с Биньямином Нетаньяху , в чьём окружении его недолюбливали, называя нетворческим и неумным человеком, хотя и хорошим бойцом , а позже — с Эхудом Бараком и ушёл в отставку в апреле 2000 года .
Закончив работу в ШАБАК, Аялон возглавил совет директоров компании «Нетафим», производящей оросительное оборудование, и занялся общественной деятельностью. За время пребывания на посту директора ШАБАК его взгляды изменились и политическая позиция стала более левой. В результате в 2002 году Аялон с палестинским интеллектуалом и политиком Сари Нусейбе сформулировал принципы программы мирного урегулирования, известной как «Глас народа» ( англ. People's Voice ), а в Израиле — как «Национальный призыв» ( ивр. המפקד הלאומי ). Разработанный Аялоном и Нусейбе план предполагал создание демилитаризованного палестинского государства рядом с Израилем в границах, основанных на ситуации, предшествовавшей Шестидневной войне (с возможностью равноценного обмена территорией, учитывающего соображения демографии, безопасности и территориальной целостности). Иерусалим провозглашался открытым городом и столицей обоих государств, а право на возвращение палестинских беженцев предлагалось реализовать только в границах палестинского государства; Израиль должен был участвовать в создании международного фонда для выплаты компенсаций беженцам . Летом 2003 года был открыт сайт для сбора подписей под петицией в поддержку плана Аялона-Нусейбе; к началу 2004 года под ней поставили свои подписи более 150 тысяч израильтян и 125 тысяч палестинцев , а к 2011 году общее число подписей достигло 400 тысяч .
В 2004 году Аялон вступил в партию « Авода ». Несмотря на сделанное незадолго до этого заявление, что он не намерен быть «ещё одним членом кнессета» и что его цель — борьба за место премьер-министра, на первых порах Аялон отложил намерения выставить свою кандидатуру на пост председателя партии . В 2006 году в преддверии выборов в кнессет 17-го созыва он занял в партийном списке «Аводы» шестое место. В кнессете он входил в ряд комиссий (в том числе в комиссию по иностранным делам и безопасности и в комиссию по делам государственного контроля) и возглавлял подкомиссию для проверки готовности тыла.
Аялон принял участие во внутрипартийных выборах в 2007 году , после неудачной для Израиля Второй ливанской войны , в ходе которой действующий лидер «Аводы» Амир Перец был министром обороны Израиля . После первого тура Аялон занял второе место из пяти кандидатов, проиграв 5 % голосов Эхуду Бараку и выиграв больше десяти процентов у финишировавшего третьим Переца . Во втором круге Аялон проиграл Бараку, набрав на 6 % голосов меньше . В сентябре того же года он был включён в правительственный кабинет Эхуда Ольмерта как министр без портфеля , став членом «кабинета по безопасности» . Проработав в правительстве чуть больше года, Аялон покинул и его, и партию «Авода» в знак несогласия с линией, проводимой Бараком . Сообщалось о его намерении баллотироваться в кнессет в составе покинувшей блок с лейбористами лево-религиозной партией « Меймад », высказывались также предположения о его грядущем вступлении в партию « Мерец », но в середине декабря 2008 года Аялон объявил о том, что не будет пытаться снова попасть в кнессет и намерен сосредоточиться на продвижении своей мирной инициативы «Национальный призыв» .
После ухода из большой политики Аялон продолжает вести общественную работу. В марте 2010 года он стал председателем общественной организации АКИМ (Национальной ассоциации развития способностей у детей и взрослых с интеллектуальными трудностями) . Он возглавляет Форум в поддержку альтернативной гражданской службы, выступая за развитие этой опции в дополнение к обязательной военной службе в рядах Армии обороны Израиля . В декабре 2012 года он присоединился к штату сотрудников Израильского института демократии .
Благодаря усилиям Аялона стал возможным выход на экраны в 2012 году документального фильма «Привратники» ( ивр. שומרי הסף , англ. The Gatekeepers ) с участием шестерых здравствующих директоров ШАБАК (помимо Аялона, в фильме участвовали Авраам Шалом , Яаков Пери , Карми Гилон , Ави Дихтер и Юваль Дискин ). Бывшие и действующий (на момент съёмок) директора спецслужбы делятся в фильме воспоминаниями о её работе в периоды, когда они её возглавляли; все шестеро также рассказывают о том, как изменились их взгляды на пути решения израильско-арабского конфликта, демонстрируя политическую позицию левей израильского мейнстрима . «Привратники» были номинированы на «Оскар» за лучший документальный фильм , а на Берлинском кинофестивале 2013 года были удостоены приза «Кинематограф за мир» .