Interested Article - Леви-Танай, Сара
- 2021-03-31
- 1
Сара Леви-Танай ( ивр. שרה לוי תנאי ; 1910 или 1911 , Иерусалим — 3 октября 2005 , Рамат-Ган ) — хореограф , композитор и поэт , создательница театра танца « », одна из основоположниц израильского танцевального искусства. Лауреат Премии Израиля в области музыки и танца (1973), почётная гражданка Тель-Авива .
Биография
Сара Леви родилась в Иерусалиме в семье иммигрантов из Йемена ; её родители добрались в османскую Палестину в конце XIX века пешком через Абиссинию . Точная дата рождения Сары неизвестна — она родилась в 1910 или 1911 году, когда её отцу было уже 50 лет, став младшим ребёнком в семье . Вскоре после этого её семья перебралась в поселение Неве-Цедек , граничащее с Яффой и Тель-Авивом . В 1917 году, в ходе Первой мировой войны , османские власти депортировали семью Леви вместе с другими евреями из городов прибрежной полосы, и те нашли пристанище в организованном еврейским ишувом лагере беженцев в Кфар-Саве . Многие жители лагеря погибли от голода и эпидемии тифа ; из семьи Сары, кроме неё самой, выжил только отец. Позже они перебрались в Цфат , где также жили в нищете, так что Сару в итоге пришлось отдать в сиротский приют. По окончании войны сирот из приюта перевели в детский дом Моше и Хадассы Кальвари « » рядом с Зихрон-Яаковом . Там Сара Леви получила достаточно широкое образование и полюбила искусство .
Окончив школу в 1925 году, Леви поступила в , где обучалась пять лет, получив специальность воспитателя детского сада. Учёбу и проживание в эти годы ей обеспечивала стипендия « Джойнта ». Начав работать воспитателем в детском саду в Южном Тель-Авиве, Леви столкнулась с катастрофической нехваткой учебных материалов и начала сама сочинять стихи и музыку для детских песен и придумывать игры. Поскольку она не владела нотной грамотой, коллеги помогали ей записывать её собственную музыку. Сборники текстов и нот вместе с описаниями дидактических методов Леви были представлены позже Организации преподавателей детских садов и использовались как учебные пособия следующими поколениями воспитателей .
В свободное от работы время Леви играла в любительском театре Организации преподавателей детских садов. Позже она записалась в театральную студию, которую вёл режиссёр театра « Габима » Цви Фридланд , однако актёрская карьера ни в «Габиме», ни во втором ведущем еврейском театре Палестины — «Охель» — не могла состояться из-за тяжёлого йеменского акцента, бывшего неприемлемым в преимущественно ашкеназских труппах. Во время занятий в студии Фридланда Сара познакомилась с Исраэлем Танаем, недавно прибывшим в Палестину из Европы. Они поженились в 1935 году .
В 1940 году Исраэль Танай вступил добровольцем в Еврейскую бригаду в составе британских вооружённых сил. Сара с новорожденной дочерью Михаль перебралась в кибуц Рамат-ха-Ковеш , в детском саду которого проработала до конца войны , вернувшись в Тель-Авив в 1945 году. В 1942 году у неё родился второй ребёнок — сын Яаков . В Рамат-ха-Ковеше Леви-Танай познакомилась с некоторыми ведущими представительницами танцевального искусства в ишуве того времени — , Ривкой Штурман и . Там же она начала ставить массовые театрализованные представления, в которых участвовали все члены кибуца. К одной из таких постановок — «Песнь песней» — она написала и музыку; впоследствии несколько песен из этого спектакля, в том числе «Эль гинат эгоз» ( ивр. אל גינת אגוז — «В ореховую рощу») и «Коль доди» ( ивр. קול דודי — «Голос любимого»), обрели самостоятельную известность . Как в «Песни песней», так и в поставленном за год до неё «Празднестве весны» Леви-Танай широко использовала элементы музыкального фольклора йеменских евреев — своего этнического наследия. С использованием йеменского колорита ею и Ривкой Штурман был также создан танец «Ха-Горен» ( ивр. הגורן — «Гумно»), считающийся первым израильским народным танцем авторского происхождения .
После успеха «Песни песней» Леви-Танай по приглашению кибуца Мишмар-ха-Шарон поставила спектакли по Книге Руфи (1947) и Книге Бытия (1950); в последней постановке с ней сотрудничал композитор , и после неё Леви-Танай получила известность как режиссёр-постановщик, работающий на стыке жанров драматического, оперного и танцевального театра. В своей работе она уделяла большое внимание постановке танцевальных номеров, совмещая в них балетные и этнические элементы. Прибытие в недавно созданное Государство Израиль большой группы йеменских евреев позволило Леви-Танай создать собственную танцевальную студию, которую посещала молодёжь как из числа новых репатриантов, так и из семей, уже долго проживавших в Палестине. Первоначально она проводила занятия два раза в неделю с большим количеством учеников, но позже сформировала танцевальную театральную труппу из семи самых постоянных участников занятий — четырёх девушек и трёх юношей. Этот коллектив получил название «Инбаль» (с иврита — «язычок колокольчика» ); 1949 год считается годом его основания .
Отказавшись с самого начала от идеи этнического ансамбля, Леви-Танай выработала собственную танцевальную школу, включающую элементы народного танца йеменских евреев . В 1951 году работы театра «Инбаль» привлекли внимание гостившего в Израиле американского хореографа Джерома Роббинса , и с его помощью труппа получила финансовую поддержку от Израильско-американского фонда искусств. В 1950-е годы с театром работала Анна Соколов — хореограф и бывшая танцовщица труппы Марты Грэм . В 1957 году состоялись гастроли театра «Инбаль» в Европе и Северной Америке. Это турне принесло театру международное признание, и в начале 1960-х годов справочник включал Сару Леви-Танай в список десяти наиболее влиятельных хореографов XX века. Она удостоилась комплиментов от самой Марты Грэм; однако именно в это время популярность её театра начала падать в самом Израиле — его критиковали за непрофессионализм в подборе кадров и излишний упор на этнический колорит, что по мнению критиков превращало его по сути в самодеятельный фольклорный ансамбль . Тем не менее в разные периоды с «Инбалем» сотрудничали многие видные деятели израильского искусства (музыканты, художники, костюмеры) ашкеназского происхождения .
Леви-Танай продолжала режиссёрскую работу в театре танца «Инбаль» до начала 1990-х годов . В общей сложности труппой театра под её руководством было поставлено более 70 балетных спектаклей . Среди наиболее известных постановок — «Песнь песней», «Книга Руфи», «Йеменский источник», «Цветущие буквы», «Безумная Роза», «Свадьба в субботу», «Полночная молитва», «У колодца», «Царица Савская», «Двора», «Отрок Шмуэль» . К 1990-м годам популярность театра стала падать, и он перестал справляться с конкуренцией со стороны новых профессиональных трупп — прежде всего, ансамбля « Бат-Шева ». Избежать банкротства театру позволило вмешательство его бывшей танцовщицы , которая нашла способ совместить традиции труппы с современным репертуаром . Песенное наследие Леви-Танай было издано в виде нескольких сборников, в некоторых из которых она является автором и музыки, и слов, а в других — только музыки или только текстов .
Последние годы жизни Леви-Танай провела в Кфар-Саве и скончалась в рамат-ганской больнице 3 октября 2005 года .
Признание заслуг
В 1957 и 1984 году вклад Сары Леви-Танай в израильскую культуру был отмечен премиями мэрии Тель-Авива — имени Йоэля Энгеля (музыкальной) и имени Моше Галеви (театральной). В 1964 (по другому источнику — в 1962 ) году её постановка «Книга Руфи» получила премию Théâtre des Mondes в Париже. В 1986 году она стала первым лауреатом премии Гистадрута в области музыки и танца, а в 1988 году ей было присвоено звание почётной гражданки Тель-Авива. Наиболее престижной из полученных ею наград стала в 1973 году Премия Израиля в области музыки и танца .
В 2014 году Почта Израиля выпустила марку с изображением Сары Леви-Танай. Марка входит в серию «Женщины-первопроходцы» .
Примечания
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Gila Toledano. (англ.) . Jewish Women: A Comprehensive Historical Encyclopedia (27 февраля 2009). 7 октября 2018 года.
- Dina Roginsky. (англ.) // Nashim: A Journal of Jewish Women's Studies & Gender Issues. — 2006. — No. 11 . — P. 168. 2 октября 2019 года.
- , p. 169.
- , p. 171.
- ↑ Татьяна Кузнецова. . Коммерсант (5 октября 2005). Дата обращения: 2 октября 2019. 2 октября 2019 года.
- , pp. 177—178.
- , p. 190.
- Злата Зарецкая. . Дом Януша Корчака в Иерусалиме . Дата обращения: 2 октября 2019. 2 октября 2019 года.
- , p. 177.
- (ивр.) . Почта Израиля (июнь 2014). 24 декабря 2016 года.
- 2021-03-31
- 1