Амихай, Иехуда
- 1 year ago
- 0
- 0
Иехуда Либес ( ивр. יהודה ליבס , род. 1947 , Иерусалим ) — израильский учёный, исследователь истории религии. Он является почётным профессором Каббалы Гершома Шолема Еврейского университета в Иерусалиме . Его считают ведущим исследователем каббалы ; другие его исследовательские интересы включают еврейские мифы , саббатианство и связи между иудаизмом и древнегреческой религией , христианством и исламом . Он является лауреатом премии Бялика 1997 года, премии Гершома Шолема 1999 года за исследования каббалы, премии ЭМЕТ 2006 года в области искусства, науки и культуры и премии Израиля 2017 года в области еврейской мысли .
Иехуда Либес родился в Иерусалиме . Его отец, (1910–1988), известный переводчик классической литературы, покинул родную Германию в возрасте 18 лет, чтобы учиться в Еврейском университете в Иерусалиме . Он вернулся на родину, чтобы продолжить образование, но был отчислен из университета из-за Нюрнбергских законов . Затем он прошёл сельскохозяйственное обучение в Латвии вместе с сионистским движением. Там он женился на своей первой жене, с которой поселился в Пардес-Хана в Подмандатной Палестине , у них родились две дочери, прежде чем они развелись. В 1941 году Либес женился на своей второй жене Мире, уроженке Риги , выросшей в Берлине . У них было двое детей: дочь (Тамар, ныне заведующая кафедрой коммуникаций Еврейского университета) и сын (Иехуда) . По материнской линии Либес приходился двоюродным братом израильскому интеллектуалу Йешаяху Лейбовичу .
Либес был знаком с Гершомом Шолемом , отцом современного изучения Каббалы, с раннего возраста, так как его родители были друзьями Шолема. Шолем присутствовал на бар-мицве Иехуды и подарил ему книгу «Мишнат ха-Зоар» («Мудрость Зогара ») .
Либес окончил парашютно-десантную бригаду для прохождения обязательной армейской службы , а в 1967 году участвовал в Шестидневной войне в звании унтер-офицера . Во время резервистской службы в 1969 году он был ранен во время нападения палестинцев на его пост в долине реки Иордан , потерял несколько зубов и был госпитализирован на несколько месяцев .
. В 1965 году он был зачислен вВ 1967 году Либес начал обучение в Еврейском университете в Иерусалиме . Получив степень бакалавра и магистра, он продолжил докторскую диссертацию под руководством Шолема . Шолем предоставил Либесу доступ к рукописным карточкам для заметок, которые он подготовил для словаря терминологии Зогара , который он так никогда и не написал ; и Либес представил диссертацию на тему «Пераким бе-милон сефер ха-Зоар» (Главы словаря книги Зоар) (1976) .
У Либеса и его жены доктора Эстер Либес трое детей. В 1977 году, после того как он защитил докторскую диссертацию, они присоединились к ядру нового израильского поселения Шило на Западном Берегу реки Иордан , живя в фургоне недалеко от Офры , но покинули его через девять месяцев . Пара проживает в районе в Иерусалиме . Эстер, исследователь хасидизма , ранее работала директором коллекции Гершома Шолема по каббале и хасидизму в Национальной библиотеке Израиля . Она редактировала некоторые произведения Гершома Шолема .
Либес политически отождествляет себя с правым крылом израильской политики, а религиозно — с религиозным сионизмом .
Либес начал читать лекции на факультете еврейской мысли Еврейского университета в 1971 году. В 1993 году он стал профессором . Темы его курса включают Каббалу, еврейские мифы и Зогар . Либес также преподавал Зогар в Чикагском университете .
Либес считается ведущим исследователем Каббалы . Его работа считается частью «новой волны каббалистических исследований Еврейского университета» . Либес исследует мифические и мессианские аспекты иудаизма и каббалы, а также христианское и саббатейское влияние на каббалу . Он много писал о «Зогаре, лурианской каббале , саббатианстве, брацлавском хасидизме , Виленском гаоне и его учениках» . Он изучает связи между иудаизмом и древнегреческой религией , христианством и исламом . Его работы часто цитируются учёными .
Либес также переводил греческую, латинскую и арабскую религиозную поэзию на иврит .
Мне не очень нравится термин «еврейский мистицизм». Порядок слов неправильный. Вы должны сказать «мистический иудаизм», потому что Каббала – это, прежде всего, интерпретация одного из аспектов еврейской религии. … Включение всех мистических явлений под заголовок «мистицизм» является ошибкой, поскольку заставляет людей думать, что всё одно и то же — христианский мистицизм, еврейский мистицизм, мусульманский мистицизм. Каббала – это интерпретация еврейской религии, Торы и заповедей , народа и земли Израиля».
Оспаривая традиционное приписывание Зогара ученикам Шимона бар Иохая II века в Израиле, Либес утверждает, что группа испанских каббалистов XIII века, в которую входил Моше де Леон , написала работы, каждая из которых отражает свой собственный подход к каббале . Либес утверждает, что «Кетем Паз» из «Зогара» и каббалистический гимн « » были написаны двумя разными авторами со схожими именами, а не тем , которому традиционно приписывают авторство обоих произведений . Либес также находит христианское и саббатейское вдохновение в идеях ребе Нахмана из Брацлава и в то же время саббатейское влияние на учеников Виленского Гаона, выступавших против хасидизма .
Либес разозлил религиозных сионистов в Израиле, когда заявил, что нашёл христианский намёк в Амиде , центральной молитве в еврейской обрядности . Либес утверждал, что заключение 14-го благословения «керен иешуа» («рог спасения») относится не к Давиду , а к Иисусу ( Иешуа на иврите) .
Либес публикуется на иврите и выражает несогласие с изучением еврейской мысли на английском языке. Он разрешил перевести на английский лишь несколько своих работ, учитывая его учёную степень и срок пребывания в должности .
Либес получил премию Бялика в 1997 году за свою книгу «Тайна саббатейской веры» (1995) . В 1999 году он получил Премию мира за изучение каббалы и премию Гершома Шолема за исследования каббалы . Он был награждён премией ЭMET 2006 года в области искусства, науки и культуры в категории гуманитарных наук за свою работу по саббатианству . В 2017 году получил Премию Израиля за работы по каббале и еврейскому мистицизму .