Загорье (посёлок, Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Бейца », также « Беца » ( др.-евр. ביצה , beitsah — «яйцо») — трактат в Мишне , Тосефте , Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Моэд . Место трактата в разделе различается: в Вавилонском Талмуде «Бейца» — четвёртый трактат, следующий за Песахим , что гармонирует с Исх. , где изложение закона ο соблюдении праздников находится в связи с описанием празднования Песах . В Мишне трактат «Бейца» — 7-й по порядку, а в Иерусалимском Талмуде — 8-й. Трактат содержит законы о действиях (приготовление пищи, переноска вещей), которые, в отличие от субботы , разрешено производить в еврейские праздники .
Название трактата дано по первому слову в тексте. Такой принцип именования вполне обычен для древних еврейских книг: таким образом, например, озаглавлены все пять книг Торы . Однако, среди трактатов Талмуда название такого типа — единственное, которое не отражает основное содержание трактата. Другое название трактата «Бейца» — «Йом-тов» ( ивр. יום טוב — «праздник», букв. «добрый день»); так он называется в Тосефте.
Общее название «йом-тов» закрепилось за праздниками, для которых в Моисеевом законе установлен запрет работать, аналогичный запрету на работу в шаббат . Списки этих дней приведены в Лев. , Чис. — и Втор. и не содержат противоречий. Запрет работать, согласно эти спискам, действует в следующие дни, которых начитывается семь:
Относительно Песаха в Торе сказано:
И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что́ есть каждому, одно то́ можно делать вам.
— Исх.
Традиционно это понимается так, что в указанные дни соблюдаются все субботние запреты на работу, кроме одного: разрешено готовить еду и производить связанные с этим действия, в частности, переносить нужные для праздника вещи (Мишна, Мегила, 1:5). Разрешение это распространяется на все дни, имеющие статус «йом-тов» (кроме Йом-кипура). Законы о разрешённой в йом-тов, в отличие от шаббата, работе, являются предметом рассмотрения данного трактата.
Одним из основных вопросов, связанных с темой трактата является вопрос о разрешённых к использованию предметах. По мысли законоучителей, суббота и йом-тов представляют собой как бы особый идеальный мир, в котором существуют только те предметы, которые можно использовать разрешённым образом и которые, при этом, были предназначены для использования заранее (они называются ивр. מוכן — мухан , «заготовленное для употребления»). Различие это основано на Исх. : «в шестой день пусть заготовляют (והכינו), что принесут», где речь идет ο небесной манне , которую следовало в пятницу заготовлять на субботу. Посредством традиционного толкования идея, выраженная в указанном стихе, была обобщена и вылилась в следующую формулу: нельзя пользоваться в субботу и йом-тов предметом, не приготовленным для использования заранее, накануне означенных дней. Такие предметы могут быть двух родов:
Трактат «Бейца» в Мишне состоит из 5 глав и 42 параграфов.