Interested Article - Таанит

« Таанит » ( др.-евр. תענית ‏‎, ta’anith — «пост») — трактат в Мишне , Тосефте , Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Моэд . Трактат посвящён преимущественно законам соблюдения общественных постов . В большинстве изданий этот трактат занимает девятое место в разделе; в Иерусалимском талмуде он именуется «Таанийот» ( תעניות‎ — «Посты»).

Предмет рассмотрения

В Библии содержатся неоднократные указания на факт соблюдения постов , например, Исх. , Суд. , 3Цар. , Иер. , Иоил. и т. д. Общественные посты объявлялись царями или руководителями местных общин; соблюдение добровольного поста могли принимать на себя и отдельные люди. Постились в знак траура ( 2Цар. ), по случаю бедствия (например, засухи или нашествия саранчи, Иоил. ), в качестве акта, сопровождавшего молитву ( Дан. ), и т. д. Пост заключался в полном отказе от еды и питья, как правило, с рассвета до вечера или в течение суток; были и многодневные посты. Моисеев закон содержит указание на необходимость соблюдения поста в праздник Йом-кипур :

Также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши (ועניתם את נפשתיכם — имеется в виду пост) и приносите жертву Господу.

В дальнейшем были введены общественные посты в память о печальных событиях еврейской истории: семнадцатое тамуза , девятое ава и т. д. Поскольку эти посты соблюдаются и в настоящее время, трактат «Таанит» сохраняет свою актуальность до сих пор; с другой стороны, трактат описывает традиции, соблюдавшиеся в эпоху Второго храма , поэтому представляет большой исторический интерес.

Содержание

Трактат «Таанит» в Мишне состоит из 4 глав и 34 параграфов. Как и многие другие трактаты Талмуда, он завершается любопытными материалами агадического характера .

  • Глава первая определяет, в каком периоде года молятся о ниспослании дождя и по какому расписанию назначаются посты в случае зимней засухи. Дожди в земле Израильской выпадают осенью и зимой. Если в середине осени дожди не начинались, объявлялись добровольные посты от рассвета до заката. По прошествии двух недель назначались обязательные посты, а если и после этого дождя не было, то строгие посты, в которые, кроме еды и питья, запрещалась работа, умывание, умащение, надевание обуви и интимная близость.
  • Глава вторая описывает ритуал проведения общественного поста. Синагогальный ковчег выносили на городскую площадь, там же читали общественную молитву с особыми вставками. В конце главы сообщается об ограничениях на назначение общественных постов в определённые дни.
  • Глава третья описывает, в каких случаях назначается общественный пост: засуха, мор, болезни зерновых культур, нашествие саранчи или диких зверей, война; приводятся примеры.
  • Глава четвёртая описывает соблюдавшийся в эпоху Второго храма обычай «маамад» (מעמד — букв. «стояние»). Священники-аарониды служили в храме по определённому графику: каждую неделю — представители определённой местности. Прочие жители этой местности в эту неделю собирались в синагогах, читали особые молитвы и постились, в чём и заключался обычай. В конце главы описаны обычаи поста девятого ава и праздника 15 Ава .

Затрагиваемые темы

  • В Мишне, 2:8 содержится ссылка на «Свиток постный» (ספר תענית) — составленный в I в. н. э. список дат, в которые происходили радостные события еврейской истории, и в которые поэтому запрещался пост и траурные церемонии. Этот документ, имеющий важное историческое значение, сохранял ещё силу во время написания Мишны.
  • Мишна, 3:8 запрещает молиться о прекращении дождя.
  • Обе Гемары к трактату «Таанит» содержат значительный материал в области агад, рассказов и легенд. Здесь содержится рассказ ο хранившихся в храме трёх свитках Торы разных редакций: относительно сомнительных мест обращались за разрешением ко всем трём свиткам, и если в двух из них смысл был одинаковый, то считался правильным (Иерушалми, 68а). В Вавилонском талмуде рассказано ο Никодиме бен-Горионе (19б — 20а); о Хони Ха-Меагеле , проспавшем семьдесят лет (23а), и др.

Примечания

Источник —

Same as Таанит