«
Назир
» (
др.-евр.
נזיר
,
nazir
— «
назорей
»)
— трактат в
Мишне
,
Тосефте
,
Вавилонском
и
Иерусалимском
Талмуде, в разделе «
Нашим
» («Женщины»). Трактат содержит законы об исполнении особого вида
обета
— обета назорейства
. В Тосефте трактат называется «Незирут» — «Назорейство». В раздел «Нашим», посвящённый семейному праву, этот трактат помещён, поскольку тематически он является продолжением предыдущего трактата этого раздела — «
Недарим
» («Обеты»).
Предмет рассмотрения
В
Моисеевом законе
закон об обете назорейства исчерпывающе изложен в
Чис.
:
Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.
Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу: [прикосновением] к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу.
Обеты воздержания от алкогольных напитков и от стрижки волос были обычны у древних евреев, см., например,
Иер.
. Назореями были
Самсон
(
Суд.
) и пророк
Самуил
(
1Цар.
), причём в обоих случаях они были назореями с рождения — обет за них дали их родители. Само слово «назорей» буквально означает «отделённый от других» (по другим мнениям — «воздержанный» или «коронованный»). В трактате «Назир» описывается положение института назорейства в период, предшествовавший разрушению
Второго Иерусалимского храма
, когда оно также было весьма распространено в народе
.
Законоучители эпохи Мишны вывели следующие принципы, касающиеся назорейства:
-
Назорейство могут принимать совершеннолетние мужчины, женщины и рабы. Язычники принять этот обет не могут,
самаряне
могут.
-
Обет назорейства действителен, будучи выражен на любом языке и даже в иносказательной форме.
-
Обет назорейства может быть принят на определённый срок (не менее 30 дней) или бессрочно.
-
Назорею запрещено:
-
пить вино и употреблять в пищу виноград в любом виде;
-
стричь волосы; при пожизненном назорействе разрешается подстригать их раз в год, на основании
2Цар.
;
-
принимать
ритуальную нечистоту
от мёртвого тела.
-
По окончании срока назорейства, а также в случае, если назорей вольно или невольно стал ритуально нечистым, он должен совершить особые жертвоприношения, указанные в
Чис.
.
-
На основании
Суд.
выделяется особый вид назореев — «назорей Самсонов» (נזיר שמשון). Отличия его от обычного назорея:
-
обет действует только пожизненно;
-
полностью запрещено стричься;
-
разрешено принимать ритуальную нечистоту от мёртвых, принесение жертвы в этом случае не требуется.
В целом отношение к назорейству у законоучителей двойственное: с одной стороны, признаётся святость назореев, с другой стороны аскетизм, добровольный отказ от разрешённых
Торой
вещей считается грехом (Вавилонская гемара, 19а). После разрушения Иерусалимского храма назорейство ушло из практики.
Содержание
Трактат «Назир» в Мишне состоит из 9 глав и 60 параграфов. Как и многие другие трактаты, он заканчивается любопытным прецедентом.
-
Глава первая
разбирает вопрос об эвфемистических формулировках обета назорейства и о сроке такого обета - не менее тридцати дней. Возможно принять назорейство на несколько сроков сразу: приводится пример, когда человек принял назорейство на 365 сроков (по числу дней солнечного года).
-
Глава вторая
продолжает рассмотрение вопроса о формулировках этого обета, в том числе о назорействе с условием, например, при условии рождения сына.
-
Глава третья
рассматривает вопрос о последствиях нарушения запретов для назорея.
-
Глава четвёртая
трактует о возможности уничтожения обета назорейства.
-
Глава пятая
разбирает различные сомнительные случаи, связанные с назорейством. Например, что делать с животными, отделёнными для жертвоприношения назорея, если его обет уничтожен; или случай, когда обет назорейства дан с условием, проверить наступление которого невозможно.
-
Глава шестая
подробно разбирает запреты, действовавшие в отношении назореев, и обряд окончания назорейства.
-
Глава седьмая
рассматривает случаи осквернения назорея
ритуальной нечистотой
от мёртвого тела.
-
Глава восьмая
продолжает тему предыдущей главы, разбирая случаи, когда факт осквернения назорея сомнителен.
-
Глава девятая
рассматривает некоторые особые связанные с назорейством вопросы; завершает трактат любопытное обсуждение вопроса о том, был ли назореем пророк Самуил.
Затрагиваемые темы
-
В Мишне, 3:6 упоминается о назорействе
Елены
, царицы
Адиабены
.
-
В Тосефте, 4:7 приводится рассказ о
первосвященнике
Симоне Праведном
, который никогда не принимал жертв от назореев, за исключением жертвы, принесённой очень красивым юношей, так как счёл достойными его намерения: когда Симон спросил, почему он решил подстричь волосы, юноша ответил, что, увидев свое изображение в пруду, он возгордился своей красотой и решил подстричься во избежание искушений.
-
В Вавилонской гемаре (5а) толкуется стих
2Цар.
в том смысле, что упоминаемые там сорок лет следует считать с того момента, как израильтяне попросили у пророка Самуила поставить им царя (
1Цар.
)
-
Вавилонская гемара, 23б: нарушение Торы с благими намерениями лучше, чем её исполнение без них. И всё же изучать и исполнять законы надо даже без настроения, так как соответствующее расположение духа придёт со временем.
Толкования
К этому трактату имеется комментарий, приписываемый
Раши
, но
Цунц
оспаривал его аутентичность
.
Ввиду того что после разрушения
храма
трактат «Назир» лишился своего практического значения, он, подобно трактатам отдела «
Кодашим
» («Святыни»; заповеди
храмовой службы), мало изучался в вавилонских школах и в текст его вкрались ошибки. Поэтому тосафистам очень часто приходилось исправлять текст гемары
.
Имеется также и комментарий
Ашери
к трактату «Назир» (напечатан в виленском издании Талмуда)
.
Примечания
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
Зраи́м
«Посевы»
законы земледелия
|
Моэ́д
«Праздники»
законы субботы и праздников
|
Наши́м
«Женщины»
правила семейной жизни
|
Незики́н
«Ущербы»
гражданское
и уголовное право
|
Кодаши́м
«Святыни»
заповеди
храмовой службы
|
Техаро́т
«Очищения»
законы ритуальной
чистоты и нечистоты
|
|
|
|
|
|
|
|
|